СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапии в системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапии в системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ»

Психотерапевтические технологии психолого- педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Психотерапевтические технологии психолого- педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «Каждый  ребёнок  -  это  отдельный мир со  своими  правилами  поведения,  своим  сводом  законов.  Помочь  детям в обретении самих  себя  в  мире  и  мира  в  себе  –  наша  основная взрослая  задача»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении

самих себя в мире и мира в себе наша основная

взрослая задача»

Цель психотерапевтической технологии заключается как в коррекции психических отклонений ребенка, интеграции его в социум, преодоление барьеров, мешающих оптимальному взаимодействию со средой, так и в выявлении психологических особенностей на первых этапах развития и организации ранней помощи, коррекции.

Цель психотерапевтической технологии заключается как в коррекции психических отклонений ребенка, интеграции его в социум, преодоление барьеров, мешающих оптимальному взаимодействию со средой, так и в выявлении психологических особенностей на первых этапах развития и организации ранней помощи, коррекции.

Одним из методов психотерапевтической практической коррекции при работе с детьми с ОВЗ является Арттерапия.  Это центральное звено в системе коррекции личности дететй с ОВЗ и развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Она является специализированной формой психотерапии. В основе арттерапии лежат искусство и творчество . Арттерапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники.  Благодаря своей универсальности, арттерапия способна решить огромный спектр задач.

Одним из методов психотерапевтической практической коррекции при работе с детьми с ОВЗ является Арттерапия.

Это центральное звено в системе коррекции личности дететй с ОВЗ и развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Она является специализированной формой психотерапии.

В основе арттерапии лежат искусство и творчество .

Арттерапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники.

Благодаря своей универсальности, арттерапия способна решить огромный спектр задач.

Занятия по арт-терапии отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами, музыкой и другими видами искусства.  Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать или играть на музыкальных инструментах, а создает игровое пространство для самовыражения, раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательных процессов и самопознания.

Занятия по арт-терапии отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами, музыкой и другими видами искусства.

Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать или играть на музыкальных инструментах, а создает игровое пространство для самовыражения, раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательных процессов и самопознания.

Среди основных функций арттерапии можно выделить следующие:  катарсистическая – арттерапия способствует очищению, освобождению от негативных внутренних состояний; регулятивная – арттерапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов; коммуникативно-рефлексивная – арттерапия обеспечивает коррекцию нарушений общения, способствует формированию адекватной самооценки, межличностного поведения.  

Среди основных функций арттерапии можно выделить следующие:

  • катарсистическая – арттерапия способствует очищению, освобождению от негативных внутренних состояний;
  • регулятивная – арттерапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов;
  • коммуникативно-рефлексивная – арттерапия обеспечивает коррекцию нарушений общения, способствует формированию адекватной самооценки, межличностного поведения.

 

Характеристика арт-терапии  как   метода  психотерапевтической технологии   Арт-терапия  (лат.  ars  —  искусство,  греч.  therapeia  —  к о р р е кция)  пр е дс т а в л я е т собой  методику  лечения  и  развития при  помощи  художественного  творчества Арт-терапия КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНЯ ис к у с с т в ом )  – пси х о к о р р е кц и и , ( т ер а пия метод  который впе рвы е  был арт- использован  в  терапии  А.  Хиллом в  1938  году.

Характеристика арт-терапии как метода психотерапевтической технологии

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — к о р р е кция) пр е дс т а в л я е т собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества

Арт-терапия

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНЯ

ис к у с с т в ом ) – пси х о к о р р е кц и и ,

( т ер а пия метод который

впе рвы е был

арт-

использован в терапии А. Хиллом

в 1938 году.

История  метода КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Как  самостоятельная  область  теоретических  знаний  и практической  работы,  арт-терапия  стала  формироваться  на стыке  науки  и  искусства  в  начале  XX  века. Её  возникновение  связывают  с  именем  британца  А. Хилла После  Великой  Отечественной  Войны  приемы  арт-терапии  стали  применяться  в  реабилитационной  работе  с  детьми. Осно в а т е л ем психодинамической арт-  терапии  является  Маргарет  Наумбург,  которая  использовала  творческие  задания  для  коррекции  различных отклонений  у  детей с США  появилась В 196 9  г о д у  в у мст в енной о т с т а л ость ю . ассоциация  психологов, к о т о р ые занялись  детальным  изучением психо-коррекционных  возможностей  направлений искусства. различных В  1997  году  в  России для развития  теории  и  практики  арт-психологии  было  создано  национальное сообщество  арт-терапевтов. С е г о д н я  Амери к анс к а я  ас с оци а ция  а р т- т е р а п ии  с чи т а е т ся  к р у п н е йшим  с о ю з ом специалистов  в  области  коррекционно-развивающей  деятельности .

История метода

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как самостоятельная область теоретических знаний и

практической работы, арт-терапия стала формироваться на

стыке науки и искусства в начале XX века.

Её возникновение связывают с именем британца А. Хилла

После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми.

Осно в а т е л ем психодинамической арт- терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с

США появилась

В 196 9 г о д у в

у мст в енной о т с т а л ость ю .

ассоциация психологов,

к о т о р ые

занялись детальным изучением

психо-коррекционных возможностей направлений искусства.

различных

В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное

сообщество арт-терапевтов.

С е г о д н я Амери к анс к а я ас с оци а ция а р т- т е р а п ии с чи т а е т ся к р у п н е йшим с о ю з ом

специалистов в области коррекционно-развивающей деятельности .

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Арт-терапия  –  это  довольно и  гибкий  способ  арт- мягкий  терапии,  проявить  ра с к рыть ребенка. который  помогает п о да в ле н ны е  эмоци и  и творческий потенциал Детская арт - терапия – это  простой  и эффективный  способ  психологической помощи, основанный  на  творчестве и  игре.  Другими  словами,  это  –  коррекция  творчеством. Преимущество  арт-терапии  в  том,  что  дети воспринимают  занятия  как  интересную  игру и  легко  идут  на  контакт  в  процессе  творчества. Коррекция арт-терапией  показывает  хорошие  результаты,  несмотря  на  свою  простоту.  Такой  метод  способствует самовыражению  и развитию личности  детей.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Арт-терапия – это довольно

и гибкий способ арт-

мягкий терапии, проявить ра с к рыть ребенка.

который помогает

п о да в ле н ны е эмоци и и творческий

потенциал

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – коррекция творчеством.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует

самовыражению и развитию

личности детей.

Арт-терапия  –  упражнения для  детей  –  это: знакомство  вну т ре н н и м формирование своим со «я»; представления о себе, как  о  личности; с о з да н ие  п о з и т ивн о г о самовосприятия; обучение  выражению  своих  чувств  и  эмоций; снятие психоэмоционального  напряжения; развитие  мелкой моторики,  коммуникативных навыков,  образного  мышления  и  способностей  к  различным  вид а м  т в о р ч е с к о й деятельности.

Арт-терапия – упражнения

для детей это:

  • знакомство вну т ре н н и м

формирование

своим

со

«я»;

представления о себе, как о личности;

  • с о з да н ие п о з и т ивн о г о самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие

психоэмоционального напряжения;

  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным вид а м т в о р ч е с к о й деятельности.
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ В  каких  случаях ребенку  необходима  арт-терапия Арт-терапия  полезна детям,  которые  испытывают  сложности  с  адаптацией  к  изменившимся  условиям  или  имеют  какие-  либо  нарушения  развития. К  показаниям  для  проведения  арт-  терапии  относят: проявления  агрессии,  упрямства,  негативизма  и  др.; тревожность,  страхи,  навязчивые состояния,  нервные  тики,  заикание; возбудимость,  резкая  смена  настроения; апатичность,  медлительность; задержка  психического  и  речевого развития; трудности  адаптации  и  социализации; подготовка  и  адаптация  к  детскому  саду; смена  места  жительства; застенчивость  и  неуверенность  в  себе; проблемы  с  поведением  и  послушанием  и  т.д.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие- либо нарушения развития.

К показаниям для проведения арт- терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.;
  • тревожность, страхи, навязчивые

состояния, нервные тики, заикание;

  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого

развития;

  • трудности адаптации и социализации;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Основная  цель  а р т -   т ер апии р а звит и я состоит  в  гармонизации л и ч н ост и  че р е з  р а зви т ие  сп о с обности самовыражения  и  самопознания. Задачи  метода углубленная  диагностика  личности  ребенка; помочь  ребенку  осознать  проблему  и  выразить  свои  переживания, повышать  самооценку  ребенка; научить  ребенка  прорабатывать  негативные  эмоции; способствовать  гармонизации  взаимоотношений  ребенка  с  окружающими,  членами  семьи; р азви в а ть  кре а ти в н о сть  и  у мение  н е с т а н да р тно мыслить; развивать  речь; формировать  эстетический  вкус.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная цель а р т

- т ер апии р а звит и я

состоит в гармонизации

л и ч н ост и че р е з р а зви т ие сп о с обности самовыражения и самопознания.

Задачи метода

  • углубленная диагностика личности ребенка;
  • помочь ребенку осознать проблему и выразить свои переживания,
  • повышать самооценку ребенка;
  • научить ребенка прорабатывать негативные эмоции;
  • способствовать гармонизации взаимоотношений ребенка с окружающими, членами семьи;
  • р азви в а ть кре а ти в н о сть и у мение н е с т а н да р тно мыслить;
  • развивать речь;
  • формировать эстетический вкус.
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ А р т - т е р а п ия  вып о лня е т  р я д  функций: О дн а  и з  ос н ов н ых  – коррекционная  функция. Развивающая  функция. Творческая  функция. Пси х о т ерапе в ти чес к ая функция Диагностическая  функция. Оч и щающая помогает ф ункци я - в ыс в об о дить негатив,  избавить т е л о  от от г о л о в у напряжения,  а  мрачных  мыслей.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А р т - т е р а п ия вып о лня е т р я д функций:

  • О дн а и з ос н ов н ых – коррекционная функция.
  • Развивающая функция.
  • Творческая функция.
  • Пси х о т ерапе в ти чес к ая функция
  • Диагностическая функция.
  • Оч и щающая помогает

ф ункци я - в ыс в об о дить

негатив, избавить

т е л о от

от

г о л о в у

напряжения, а мрачных мыслей.

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Преимущества метода арт-терапии  в том,  что  он: предоставляет возможность для  выражения агрессивных чувств в  социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются  безопасными  способами  разрядки  напряжения; помогает  укрепить взаимоотношения  между детьми; способствует  возникновению чувства  внутреннего  контроля и порядка; развивает  и  усиливает внимание  к  чувствам; усиливает ощущение собственной  личностной  ценности, повышает художественную  компетентность. Область  применения: каждодневный  стресс; депрессия; эмоциональная нес т абильно с ть; наличие фобий и  психологических  травм; заниженная  самооценка; замкнутость и подавление  эмоций; отсутствие  коммуникативных навыков; возрастные  кризисы; задержка  в развитии  у  детей  с ОВЗ.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
  • помогает укрепить взаимоотношения между детьми;
  • способствует возникновению

чувства внутреннего контроля и

порядка;

  • развивает и усиливает внимание к чувствам;
  • усиливает ощущение собственной личностной ценности,
  • повышает художественную компетентность.
  • Область применения:
  • каждодневный стресс;
  • депрессия;
  • эмоциональная нес т абильно с ть;
  • наличие фобий и психологических травм;
  • заниженная самооценка;
  • замкнутость и подавление эмоций;
  • отсутствие коммуникативных
  • навыков;
  • возрастные кризисы;
  • задержка в развитии у детей с
  • ОВЗ.
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Арт-терапия: помогает диагностировать проблемы  и  проявить  эмоции,  которыми ребенку с ОВЗ трудно поделиться со  взрослыми; развивает  познавательную  и  эмоциональную  сферу  развития  личности ребенка с ОВЗ, а также ее  творческие  способности; повышает  самооценку  детей  с ОВЗ; синхронизирует  работу  полушарий  головного  мозга  детей  с  ОВЗ; оказывает т е р а п е в ти ч е с к ое у т о м л я е м о ст ь , д ейст в ие :  с н иж а е т негативные тр ев ожн о сть  и  д р у гие с ос т оя ния  д е т е й  с э м о ц ион а л ьные ОВЗ; корректирует о т к л он е ни я  и личностного  развития, нарушения  р а скры в а е т ОВЗ. п о т енциа л  р е б ен к а  с

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Арт-терапия:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку с ОВЗ трудно поделиться со взрослыми;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности ребенка с ОВЗ, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку детей с ОВЗ;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга детей с ОВЗ;
  • оказывает

т е р а п е в ти ч е с к ое у т о м л я е м о ст ь ,

д ейст в ие : с н иж а е т

негативные

тр ев ожн о сть и д р у гие

с ос т оя ния д е т е й с

э м о ц ион а л ьные ОВЗ;

  • корректирует

о т к л он е ни я и

личностного развития,

нарушения р а скры в а е т ОВЗ.

п о т енциа л р е б ен к а с

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Показатели, по которым  классифицируется  арт-терапия: по  вовлеченности  в  процесс; по  количеству  участников; по  длительности  лечения; по  видам  искусства

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Показатели, по которым классифицируется арт-терапия:

  • по вовлеченности в процесс;
  • по количеству участников;
  • по длительности лечения;
  • по видам искусства
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ По в о в л е че н н о сти  в процесс Активна я , или созидательная. Пассивна я, или наблюдательная.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По в о в л е че н н о сти в процесс

  • Активна я , или
  • созидательная.
  • Пассивна я, или
  • наблюдательная.
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ По  количеству  участников Группы  могут  быть  смешанными  или делиться  по  критериям:  пол;  возраст;  вид  искусства. Индиви д у альная терапия Г р уп п о в ая терапия Применяется, если  ребенок  замкнутый,  скрытный,  недоверчивый  или стеснительный  ребенок,  подвержен  расстройству аутического  спектра,  социофоб или  просто  плохо  ладит  с другими  людьми. Групповая  терапия проводится  чаще.  детям с  ОВЗ  предлагается  погрузиться  в творческую атмосферу,  где они могут свободно  выражать свои мысли и  эмоции.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По количеству участников

Группы могут быть смешанными или делиться по критериям: пол; возраст; вид искусства.

Индиви д у альная терапия

Г р уп п о в ая терапия

Применяется, если ребенок замкнутый, скрытный, недоверчивый или

стеснительный ребенок, подвержен расстройству

аутического спектра, социофоб или просто плохо ладит с другими людьми.

Групповая терапия

проводится чаще. детям

с ОВЗ предлагается погрузиться в

творческую атмосферу, где они могут свободно выражать свои мысли и эмоции.

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По  длительности долгосрочная  терапия  краткосрочная терапия

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По длительности

долгосрочная терапия краткосрочная терапия

Методы арт-терапии при работе с детьми с ОВЗ, включают в себя следующие направления (подходы): 1. Изотерапию или рисуночная терапия (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); 2. Библиотерапию (воздействие чтением, в том числе сказкотерапия); 3. Имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); 4. Музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); 5. Вокалотерапию (воздействие пением); 6. Кинезитерапию (воздействие движениями); 7. Танцевальная терапия или данс-терапия; 8. Фототерапия 9. Песочная терапия 10. Игровая терапия 11. Глинотерапия 12. Тестотерапия

Методы арт-терапии при работе с детьми с ОВЗ, включают в себя следующие направления (подходы):

1. Изотерапию или рисуночная терапия (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

2. Библиотерапию (воздействие чтением, в том числе сказкотерапия);

3. Имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

4. Музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки);

5. Вокалотерапию (воздействие пением);

6. Кинезитерапию (воздействие движениями);

7. Танцевальная терапия или данс-терапия;

8. Фототерапия

9. Песочная терапия

10. Игровая терапия

11. Глинотерапия

12. Тестотерапия

1. Изотерапия Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. Широко используется как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми. В работе используют самые различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д. Изотерапия применяют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

1. Изотерапия

Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. Широко используется как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми.

В работе используют самые различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д.

Изотерапия применяют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Выделяют два направления изотерапии: пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации; активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности. Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать следующие принципы данного метода: целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации; качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки; в процессе изотерапии психолог помогает осознать и разрешить проблемную ситуацию, выразить её внешне в рисунке, определить выход из неё.

Выделяют два направления изотерапии:

  • пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации;
  • активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.

Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать следующие принципы данного метода:

  • целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации;
  • качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки;
  • в процессе изотерапии психолог помогает осознать и разрешить проблемную ситуацию, выразить её внешне в рисунке, определить выход из неё.
Упражнения по изотерапии Монотопия Рисование пластилином Аппликация Пальчиковые краски Флуоресцентные пальчиковые краски Трафареты Раскраски Рисование мыльными пузырями Инструментами  могут  быть кисти  и  акварельные краски, фломастеры, карандаши, ручки,  мелки, пастель,  гуашь,  масляные  краски,  уголь.

Упражнения по изотерапии

  • Монотопия
  • Рисование пластилином
  • Аппликация
  • Пальчиковые краски
  • Флуоресцентные пальчиковые краски
  • Трафареты
  • Раскраски
  • Рисование мыльными пузырями

Инструментами могут быть

  • кисти и акварельные
  • краски,
  • фломастеры,
  • карандаши,
  • ручки, мелки,
  • пастель,
  • гуашь,
  • масляные краски,
  • уголь.
Например Монотопия  Ход упражнения: Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. То, что отпечаталось дополняется новыми деталями. В нашем отделении мы используем такой прием, где лист бумаги складывается пополам. Краска наносится на одной из половин листа бумаги. При последующем складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. После высыхание ребенку предлагается посмотреть на оба оттиска и дополнить каждый из них деталями таким образом, чтобы получилось два полноценных рисунка. В завершении провести обсуждение полученных рисунков (полученный материал может быть использован и для диагностики актуального состояния ребенка).

Например

Монотопия

Ход упражнения: Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. То, что отпечаталось дополняется новыми деталями. В нашем отделении мы используем такой прием, где лист бумаги складывается пополам. Краска наносится на одной из половин листа бумаги. При последующем складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. После высыхание ребенку предлагается посмотреть на оба оттиска и дополнить каждый из них деталями таким образом, чтобы получилось два полноценных рисунка. В завершении провести обсуждение полученных рисунков (полученный материал может быть использован и для диагностики актуального состояния ребенка).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

"СИЛА ИСКУССТВА"      

            СБОРНИК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАНЯТИЙ ПОСРЕДСТВОМ

АРТ-ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

  • https://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2021/03/ Методичка- Изотерапия -РОЧЕ
  • https://vk.com/wall-175743298_18558
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 2. Библиотерапия ( от  лат.  biblio  —  книга  и  гр. therapia — лечение) — метод арт-  терапии,  использующий  литературу  как  одну  из  форм  лечения  словом. Библиотерапия оказывает лечебное и корректирующее воздействие на ребенка с помощью чтения литературы в целях нормализации или оптимизации психических, а через них физиологических и биологических процессов организма. Лечебное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные болезненно измененные (для их нормализации) или нормальные (для уравновешивания ими болезненных) психические процессы, состояния, свойства личности.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. Библиотерапия

( от лат. biblio — книга и гр. therapia

— лечение) — метод арт- терапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом.

Библиотерапия оказывает лечебное и корректирующее воздействие на ребенка с помощью чтения литературы в целях нормализации или оптимизации психических, а через них физиологических и биологических процессов организма. Лечебное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные болезненно измененные (для их нормализации) или нормальные (для уравновешивания ими болезненных) психические процессы, состояния, свойства личности.

3.В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки можно успешно использовать имаготерапию.    Имаготерапия – (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Имаготерапия, использует возможности театрального искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном и личностном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Развивает волевые качества, воображение, произвольное внимание, способность общаться, максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций. Для ребенка с ОВЗ – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты

3.В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки можно успешно использовать имаготерапию.

Имаготерапия – (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

Имаготерапия, использует возможности театрального искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном и личностном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Развивает волевые качества, воображение, произвольное внимание, способность общаться, максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций.

Для ребенка с ОВЗ – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты

Формы организации: индивидуальная: использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный педагогом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию. групповая - представляет собой драматизацию стихотворения, специально составленного рассказа, народной либо авторской сказки, в процессе которой, ребёнок реализует «лечебный» образ персонажа.

Формы организации:

  • индивидуальная: использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный педагогом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию.
  • групповая - представляет собой драматизацию стихотворения, специально составленного рассказа, народной либо авторской сказки, в процессе которой, ребёнок реализует «лечебный» образ персонажа.
КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Сказкотерапия Маскотерапия – известный метод  психологической  работы, основанный на  переводе глубинных  комплексов  и  проблем ребенка  в  неживую материю  маски. это направление в  психологии и арт- терапии, которое  можно  рассматривать  как «лечение сказками»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сказкотерапия

Маскотерапия

– известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем ребенка в неживую

материю маски.

это направление в психологии и арт- терапии, которое можно рассматривать как

«лечение сказками»

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  Мульттерапия  Драматерапия Кинотерапия направление  арт-  терапии  использует такой  широко  распространенный  технический  прием,  как  драматизация,  т.  е.  разыгрывание  какого  либо  сюжета. это  вид  арт-терапии,  в  которой  в  качестве  ключевого  метода воздействия используется  просмотр  кино  (роликов,  мультфильмов,  сериалов)

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мульттерапия Драматерапия

Кинотерапия

направление арт- терапии использует такой широко распространенный технический прием, как драматизация, т. е. разыгрывание какого либо сюжета.

это вид арт-терапии, в которой в качестве ключевого метода

воздействия используется просмотр кино (роликов, мультфильмов, сериалов)

Куклотерапия Психодрама  Метод куклотерапия основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (педагога, родителя). Метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы, и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для ребенка проблемами. Психодрама основана на игровом принципе. Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.
  • Куклотерапия
  • Психодрама

Метод куклотерапия основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (педагога, родителя).

Метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы, и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для ребенка проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.

Например Психодрама *Снижение уровня личной тревожности ребенка. Упражнение «Таня-плакса» Дети водят хоровод, в центре которого стоит Таня, и читают стихотворение: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. -Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. (А. Барто) Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается.  *Развитие позитивной самооценки . Упражнение «Ласковые имена» Предложить детям своего соседа назвать ласковым именем так, чтобы ему было приятно. В игре можно использовать какой-нибудь предмет. Передавая его соседу, ребенок называет того ласковым именем или произносит комплимент. *Обучение ребенка социально приемлемым способам выражения гнева.  Упражнение «Можно злиться на…» Необходимо встать в позу злого человека и сжав кулаки, топая ногами перечислить ситуации и события, которые вызывают гнев. Это упражнение позволяет легализовать подавленные чувства и связать их с конкретными ситуациями, отделив от оценки личности ребенка

Например

Психодрама

*Снижение уровня личной тревожности ребенка.

Упражнение «Таня-плакса»

Дети водят хоровод, в центре которого стоит Таня, и читают стихотворение: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. -Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. (А. Барто) Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается.

*Развитие позитивной самооценки .

Упражнение «Ласковые имена» Предложить детям своего соседа назвать ласковым именем так, чтобы ему было приятно. В игре можно использовать какой-нибудь предмет. Передавая его соседу, ребенок называет того ласковым именем или произносит комплимент.

*Обучение ребенка социально приемлемым способам выражения гнева.

Упражнение «Можно злиться на…» Необходимо встать в позу злого человека и сжав кулаки, топая ногами перечислить ситуации и события, которые вызывают гнев. Это упражнение позволяет легализовать подавленные чувства и связать их с конкретными ситуациями, отделив от оценки личности ребенка

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 4.Музыкотерапия Она  основана  на  способности  музыки регулировать  и  развивать  эмоциональную  сферу  личности. 5. Вокалотерапия - это воздействие пением. Она имеет схожие черты с музыкотерапией, но в то же время отличается тем, что в процессе реализации данного подхода от детей требуется не только работа с музыкой, но и «презентация» своих вокальных умений.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.Музыкотерапия

Она основана на способности музыки

регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.

5. Вокалотерапия - это воздействие пением. Она имеет схожие черты с музыкотерапией, но в то же время отличается тем, что в процессе реализации данного подхода от детей требуется не только работа с музыкой, но и «презентация» своих вокальных умений.

6. Кинезитерапия Одна из форм лечебной физической культуры. Подразделяется на активную (лечебная физкультура и подвижные игры) и пассивную (массаж, механотерапия (лечение физическими упражнениями с помощью специальных аппаратов, метод вытягивания)).

6. Кинезитерапия

Одна из форм лечебной физической культуры. Подразделяется на активную (лечебная физкультура и подвижные игры) и пассивную (массаж, механотерапия (лечение физическими упражнениями с помощью специальных аппаратов, метод вытягивания)).

https://vk.com/wall-128825180_3051 КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ           Полезная литература, картотека, сборники       

https://vk.com/wall-128825180_3051

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ        Полезная литература, картотека, сборники      

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 7. Дэнстерапия или танцевальная терапия это  психотерапевтическое использование  танца и движения как  процесса,  способствующего интеграции эмоционального  и физического  состояния  ребенка.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

7. Дэнстерапия или танцевальная терапия

это психотерапевтическое

использование танца и

движения как процесса, способствующего

интеграции

эмоционального и

физического состояния ребенка.

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 8.Фототерапия Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждение разными видами творческой деятельности. Что же такое фототерапия? Это лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.  это  разновидность  арт-  терапии,  в  которой исцеление  души происходит  при помощи  фотографий Примерные темы фототерапии: «Мои тревоги и страхи», «Весна... Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности », «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» , «Свет и тень», «Люди и маски», и др. Формат работы: индивидуальный; групповой.

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

8.Фототерапия

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждение разными видами творческой деятельности.

Что же такое фототерапия? Это лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. 

это разновидность арт- терапии, в которой

исцеление души

происходит при помощи фотографий

Примерные темы фототерапии: «Мои тревоги и страхи», «Весна... Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности », «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» , «Свет и тень», «Люди и маски», и др.

Формат работы: индивидуальный; групповой.

9. Песочная терапия Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей у ребенка, а также простой и действенный метод научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

9. Песочная терапия

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей у ребенка, а также простой и действенный метод научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ "ЗАМЫСЕЛ РОЖДАЕТСЯ В ПАЛЬЦАХ"

Предлагаю познакомиться с методической разработкой по песочной терапии для детей ОВЗ Марины Архиповой "Замысел рождается в пальцах"

10.Игровая  терапия КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Лепка  из  моделирующего Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на  детей  и  взрослых  с  использованием  игры. теста  дает  растущему  ребенку очень многое с точки  зрения развития  и обучения,  это удивительный инструмент  познания  мира  и  прекрасная Структуру  детской  игры: роли, взятые  на  себя  играющими; игровые  действия; игровое употребление  предметов; реальные  отношения  между  играющими, сюжет  игры, содержание  игры. р а з в ить д е т е й  с возможность  воображение  ог р а ниченны ми возможностями  здоровья.

10.Игровая терапия

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лепка из моделирующего

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

теста дает растущему ребенку очень многое с точки зрения развития и обучения, это удивительный инструмент познания мира и прекрасная

Структуру детской игры:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия;
  • игровое употребление предметов;
  • реальные отношения между играющими,
  • сюжет игры,
  • содержание игры.

р а з в ить д е т е й с

возможность воображение ог р а ниченны ми

возможностями здоровья.

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Игровая терапия  Характерная  особенность  игры -  ее  двуплановость Ряд  моментов  этой  деятельности носит условный  характер,  что  позволяет отвлечься от  реальной  ситуации Играющ и й  вып о л н я е т  реа л ьн у ю деятельность, осуществление которой требует  действий,  связанных  с  решением  вполне  конкретных, часто  нестандартных  задач Психокоррекционный  эффект  игровых  занятий  у  детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального  контакта  между  детьми и  взрослыми. Игра  корригирует  подавляемые  негативные  эмоции,  страхи,  неуверенность  в  себе,  расширяет  способности  детей  к  общению,  увеличивает  диапазон  доступных  ребенку  действий  с  предметами

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Игровая терапия

Характерная особенность игры - ее двуплановость

Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации

Играющ и й вып о л н я е т реа л ьн у ю деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.

Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Индивидуальная  и  групповая  игротерапия Главным  критерием предпочтения  групповой игротерапии  является  наличие  у  ребенка  социальной потребности  в  общении,  формирующейся  на  ранней  стадии  детского  развития. В  случае,  когда  социальная  потребность  у  ребенка  отсутствует,  встает  особая  задача  формирования потребности  в  социальном  общении,  которая  может  быть  оптимально  решена  в  форме  индивидуальной  игротерапии. То  для  групповой  игротерапии  круг  противопоказаний  расширяется: ярко  выраженная  детская  ревность; явно  выраженное  асоциальное  поведение,  представляющее  угрозу  для  безопасности  партнеров  по  группе; ускоренное  сексуальное  развитие;  крайняя агрессивность; актуальное  стрессовое  состояние. Если для  индивидуальной игротерапии  противопоказанием  может  выступать  сверхглубокая  степень  умственной  отсталости  ребенка

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Индивидуальная и групповая игротерапия

Главным критерием

предпочтения групповой

игротерапии является наличие у ребенка социальной

потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования

потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии.

То для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется:

  • ярко выраженная детская ревность;
  • явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;
  • ускоренное сексуальное развитие; крайняя

агрессивность;

  • актуальное стрессовое состояние.

Если для индивидуальной

игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка

КАФЕДРА  СПЕЦИАЛЬНОГО  И  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 11.Глинотерапия Б ума г о п ла ст и к а метод  арт-терапии,  работающий с  сенсомоторным  опытом  человека  и  использующий  взаимодействие  с глиной для решения  терапевтических  задач. это  искусство  создания  образов  птиц,  животных  или  растений  из  обыкновенного  листа  бумаги 12.Тестотерапия или тестопластика применяю в работе с детьми с ОВЗ и подростками имеющими проблемы в эмоциональной сфере развития личности. При работе с детьми с ОВЗ применение данной техники способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики руки, помогает установлению контакта с ребенком, снимает эмоциональное напряжение и развивает восприятие и воображение. Тесто — наиболее подходящий и безопасный пластический материал для детей, с особенностями в развитии. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

11.Глинотерапия

Б ума г о п ла ст и к а

метод арт-терапии, работающий с сенсомоторным опытом человека и использующий взаимодействие с

глиной для решения терапевтических задач.

это искусство создания образов птиц, животных или растений из обыкновенного листа бумаги

12.Тестотерапия или тестопластика

применяю в работе с детьми с ОВЗ и подростками имеющими проблемы в эмоциональной сфере развития личности. При работе с детьми с ОВЗ применение данной техники способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики руки, помогает установлению контакта с ребенком, снимает эмоциональное напряжение и развивает восприятие и воображение. Тесто — наиболее подходящий и безопасный пластический материал для детей, с особенностями в развитии. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. 

Арт-терапия как вид психологической коррекции используется в дефектологии применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей.  Психотерапевтическое воздействие может дать значительные положительные результаты при учёте в работе возрастных, личностных, клинических особенностей детей.

Арт-терапия как вид психологической коррекции используется в дефектологии применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей.

Психотерапевтическое воздействие может дать значительные положительные результаты при учёте в работе возрастных, личностных, клинических особенностей детей.

При проведении арт-терапии с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо соблюдать основные принципы психотерапевтической работы : принцип единства коррекции и развития; принцип единства диагностики и коррекции развития; принцип взаимосвязи коррекции и компенсации; принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития; принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия; принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода; принцип оптимистического подхода; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.

При проведении арт-терапии с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо соблюдать основные принципы психотерапевтической работы :

  • принцип единства коррекции и развития;
  • принцип единства диагностики и коррекции развития;
  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
  • принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
  • принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода;
  • принцип оптимистического подхода;
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.
Применение арт-терапевтических методик у детей с ОВЗ позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития.

Применение арт-терапевтических методик у детей с ОВЗ позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития.

У детей с нарушением слуха значительный положительный психокоррекционный эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии. При работе с детьми с нарушением зрения наибольший акцент делается на использование вокалотерапии, сказкотерапии. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия. На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арт-терапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.
  • У детей с нарушением слуха значительный положительный психокоррекционный эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии.
  • При работе с детьми с нарушением зрения наибольший акцент делается на использование вокалотерапии, сказкотерапии.
  • Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия.

На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арт-терапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста изотерапия. Рисование, лепка успешно применяются и при различных психосоматических расстройствах, и при личностных нарушениях. С их помощью решаются разнообразные проблемы: наличие конфликтных межличностных отношений, переживание чувства одиночества, эмоциональная депривация, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искажённая самооценка.

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста изотерапия.

Рисование, лепка успешно применяются и при различных психосоматических расстройствах, и при личностных нарушениях. С их помощью решаются разнообразные проблемы: наличие конфликтных межличностных отношений, переживание чувства одиночества, эмоциональная депривация, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искажённая самооценка.

Музыкотерапия показана младшим школьникам, имеющим эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью, импульсивностью.

Музыкотерапия показана младшим школьникам, имеющим эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью, импульсивностью.

Имаготерапию проводят с младшими школьниками с эмоциональной неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами. Сказкотерапия помогает младшим школьникам с эмоциональными и поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных процессах, в принятии своих чувств.

Имаготерапию проводят с младшими школьниками с эмоциональной неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами.

Сказкотерапия помогает младшим школьникам с эмоциональными и поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных процессах, в принятии своих чувств.

В среднем школьном возрасте арт-терапевтические методики приобретают более сложные формы, роль их вербального компонента увеличивается. В ходе арт-терапии уделяется больше времени на обсуждения осуществляемого процесса или творческой продукции. При работе с подростками следует учитывать особенности данного возраста: эмоциональную неустойчивость, частые проявления негативизма, протестных реакций. Именно в этот период переживания собственного дефекта могут привести к патологическому варианту развития личности, психопатиям.

В среднем школьном возрасте арт-терапевтические методики приобретают более сложные формы, роль их вербального компонента увеличивается.

В ходе арт-терапии уделяется больше времени на обсуждения осуществляемого процесса или творческой продукции.

При работе с подростками следует учитывать особенности данного возраста: эмоциональную неустойчивость, частые проявления негативизма, протестных реакций. Именно в этот период переживания собственного дефекта могут привести к патологическому варианту развития личности, психопатиям.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!