СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия на уроках

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование арт-терапии на уроках

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия на уроках»



Теоретические основы арт-терапии были заложены идеями психоаналитиков (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Её коррекционные возможности объясняются тем, что арт-терапия дает человеку возможность самовыражаться с помощью творчества и тем самым познавать и утверждать своё «Я».

В педагогической практике всё чаще начинают применяться методы арт-терапии.

Задачи, которые решает педагог, используя терапию искусством на уроках:

- стабилизация психоэмоционального состояния;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- помощь в раскрытии и реализации творческих способностей;

- стимулирование личностного развития;

- воспитание и обучение посредством искусства.

Суть арт-терапии

Арт-терапия — это терапия творчеством, цель которой — гармонизация психоэмоционального состояния человека. Одна из идей психоаналитиков, взятая за её основу, заключается в том, что результат любого творческого процесса отображает скрытые и неосознаваемые психические процессы.

В зависимости от того, как происходит воздействие, выделяют разные виды терапии:

Изотерапия. В основе лежат виды изобразительного искусства: рисование, лепка, аппликация, вязание, вышивка и т. д. Этот тип терапии задействует ещё и цветовую терапию, поскольку цвет — один из первых параметров, по которым можно оценить состояние человека.

Данный вид арт-терапии можно использовать на уроках литературного чтения, например, при иллюстрировании произведений с помощью цвета ребенок передает эмоции, которые вызвал у него данный сюжет.


На уроках русского языка можно использовать метод «Коллаж», например, при изучении частей речи ребенку необходимо верно подобрать вопросы и приклеить их.

На уроках окружающего мира можно использовать аппликации, например, при изучении темы «Животные» предложите ребенку приклеить или дорисовать недостающие части (лапки насекомых, перья птиц и т. д.)

Такие методы, как рисование на песке, художественная лепка, используют при изучении правильного написания букв и цифр.

Музыкотерапия. Включает в себя прослушивание музыки и записей звуков природы, пение, музыцирование. Поскольку музыка сама по себе — это чувство, эмоция, зафиксированная во времени, её использование для диагностики и коррекции эмоционального состояния неоспоримо.

Данный вид терапии можно использовать в качестве настроя на урок, а также при сильном эмоциональном напряжении в виде релаксационных минуток.

Например, под спокойную тихую музыку можно выполнить упражнение «Ленивая кошечка».

Подними руки вверх, затем вытяни вперед, потянись, как кошечка

Затем резко опустика. Почувствуй, как тянется тело. руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

Библиотерапия. Заключается в использовании произведений литературы (прозы, поэзии, драмы) для анализа и решения личностных проблем. Набирающим популярность видом является сказкотерапия, которая подразумевает как использование существующих сказочных текстов, так и написание собственных.

Пример сказок:

Для урока русского языка: «О русском языке и Емеле», «Страна частей речи», «Глагол и его дети» и т. д.

Для урока математики: «Спор фигур», «О том, как гномы узнали о пропорциях», «О том, как получился плюс»

Для урока окружающий мир: «Как поссорились времена года», «Волшебница - вода», «Как бабочка нектар искала».

Имаготерапия. Состоит в просмотре и постановке драматических произведений. Переживание человеком жизни другого позволяет анализировать собственную ситуацию, развивает личностные качества, коммуникативные навыки. Один из видов — куклотерапия — активно используется при работе с детьми с задержками в развитии.

Часто в педагогической практике используются уроки-суды над прочитанным литературным произведением, урок- психодрама, когда учащиеся разыгрывают сценки из собственной жизни. Такие сценки можно разыгрывать с помощью кукольного театра. Психологи считают, что при этом возникает возвышение души средствами искусства.

Урок имитационного моделирования, например, поведение тех или иных литературных героев, учащиеся превращаются в литературных персонажей, за действия которых несут ответственность и за которых принимают решения.

Кинезитерапия. В основе лежит движение, танец. Движения и позы человека выражают его психическое состояние. Умение свободно двигаться даёт волю и эмоциям, помогает раскрепоститься, а ритмичные движения улучшают самоконтроль.

Данный вид терапии можно использовать во время физ.минуток, пользуясь крупнейшим видеохостингом YouTube, на просторах, которого можно найти различные веселые танцы с различными мульт-героями. Данный вид физ.минутки обеспечивает активный отдых организму, даёт возможность эмоциональной разрядки, убирает нервное напряжение.

Система работы по использованию арт-технологий положительно влияет на качество обучения учащихся, на эмоциональное состояние обучающихся, а также позволяет повысит интерес к изучению программного материала.


Материал подготовили: специалисты СППС






Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» 




Использование элементов

арт-терапии

в учебной деятельности



г. Биробиджан

2021


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!