СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для не говорящих детей.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика. Упражнения для не говорящих детей.»

Артикуляционная Гимнастика. Упражнения для не говорящих детей.



Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.


При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.


Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.


Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.


Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.


Работа организуется следующим образом.


Взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.


Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.


В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).





Примеры упражнений



Упражнение с котенком


Артикуляционное упражнение с игрушечным котенком


- Котенок дует на молоко (дуть на зажатый между губами широкий язык, щеки не надувать);


- Котенок лижет молоко из блюдца (делать лакательные движения широким языком, блюдце – ваша ладошка);


- Котенок облизывается (круговые движения языком по внутренней стороне губ);


- Котенок зевает: а-а-а (широко открыть рот);


- Котенок увидел мышку, удивился: о-о-о (губы круглые);


- Котенок пугает мышку: д-д-д (по подражанию);


- Котенок доволен собой (надувать-сдувать щеки)



Упражнение с ёжиком


Артикуляционное упражнение с игрушечным ежиком


- Ежик причесывается (почесать верхними зубами нижнюю губу);


- Ежик фырчит (прикусить верхними зубами нижнюю губу : ф-ф-ф);


- Ежонок фырчит (улыбнуться, прикусить верхними зубами нижнюю губу: фь-фь-фь);


- Ежик ест яблочко (надувать поочередно щеки);


- Ежик умывается (круговые движения языком по губам);


- Ежику вкусно, улыбается: и-и-и (в улыбке обнажить сомкнутые зубы);


- Ежик устал, зевает: а-а-а (широко открыть рот)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!