Артикуляционная гимнастика «Колобок на новый лад»
Метод: рассказ- беседа
Цель:
1.Развитие артикуляционного аппарата (язык, нёбо, губы)в упражнениях:
а) «Немецкий и русский язычок»;
б) «Лошадка»;
в) «Медок»;
г) «Шары»;
2.Повторить основной признак «стаккато» ( прерывистость) артикуляционной базы немецкого языка с помощью специальных упражнений, построенных на материале родной речи: « В траве сидел кузнечик …», «Мишка косолапый по лесу идёт…».
3.Расширить активный запас детей за счёт предъявления новых лексических единиц: ein/der Hase, ein/der Wolf, ein/der Bär, ein/der Fuchs (заяц, волк, медведь, лиса).
4.Сформировать первичное представление о неопределенном/ определенном артикле мужского рода ein/der.
5.Развитие интонационных средств выразительности (отработка эмоциональной окраски слов).
6.Тренировка фонематического восприятия, слухового внимания.
7.Повторить числительные от 1 до 4 ( eins, zwei, drei, vier).
Наглядное пособие: картинки с персонажами из русской сказки «Колобок».
Вступление: Приветствие Guten Tag!
Вы все знаете русскую народную сказку «Колобок»? А вот сегодня я расскажу вам новую историю о колобке, слушайте.
Испекла бабушка колобок да положила его на окошко остудить, а сама пошла хозяйством заниматься: кур покормить, корову подоить уток выпустить погулять. А колобок остался один на окошке лежать и скачать , дедушки тоже не было дома. Он что-то мастерил во дворе.
Лежал, лежал колобок – надоело, скучно стало. Посмотрел он по сторонам, да и увидел книжку, подкатился к ней и полистал.
А книжка была – то волшебная, её внучок бабушкин забыл, когда в гости приезжал ( учебник немецкого языка). А волшебная была книжка потому, что научила делать колобка , да не простую, а артикуляционную (гимнастику для язычка, чтобы он хорошо учил немецкий язык). Захотелось колобку похвастаться , да другим показать , что он теперь умеет.
Спрыгнул он с окошка , да и покатился по дорожке … Катился, катился да и повстречал … (дети говорят- зайца). Правильно , узнали: ein Hase ( заяц)- так зовут его по немецки.
И показал колобок этому зверю первое упражнение:
1)«Русский язычок» - язычок как лопатка (широкий) выглядывает из домика-ротика, он уже большой, ничего и никого не боится и мама отпускает его одного погулять, а он раз и перепрыгнул через нижний заборчик зубов и побежал (стараемся достать до подбородка , упражнение делается 6-8 раз).
Ох, не сразу получается у зайки показать «русский язычок», а колобок показывает уже «немецкий» язычок.
2)Он еще маленький, т.к. мы его только начинаем учить, дойдёт до заборчика(кончик языка касается нижних зубов), а мама его зовёт опять назад в дом (язычок отодвигается от нижних зубов). Нельзя ему перелезать
«забор», потеряется. Ну-ка, покажите мне «немецкий» язычок: добежит до заборчика, коснется его (кончик языка касается нижних зубов) и назад (кончик языка отодвигается от нижних зубов).Упражнение делается 6-8 раз.
- Кого научил колобок делать упражнение «немецкий и русский » язычок .
Как его зовут? Кто это?
- ответ детей - ein Hase ( заяц)
Оставил колобок ein Hase тренироваться показывать «немецкий и русский » язычок. А ein Hase ( заяц) решил, что обязательно научит свою зайчиху и зайчат показывать «немецкий и русский » язычок.
И покатился колобок дальше, только его ein Hase ( заяц) и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый …
- Волк!
- Правильно! ein Wolf ( волк)!
Не удержался колобок и похвастался волку, что знает артикуляционную гимнастику и даже упражнение «немецкий и русский » язычок показал зайцу (ein Hase). Хоть и волка (ein Wolf) зубы, но не был он злым и очень волк (ein Wolf) хотел учиться, но звери его боялись, поэтому он в школу и не ходил, чтобы не пугать никого.
Колобок с удовольствием показал ему упражнение « Лошадка». Язычок поднять вверх, коснуться потолка нашего домика (твёрдого нёба рта) и щёлкнуть язычком, как лошадка копытцами. Ротик широко открыть, чтобы язычок всем видно было, тогда и лошадка побежит веселее (6-8 раз). Устал язычок у волка (ein Wolf) ,значит правильно делал упражнение колобка, умница. Оставим волка (ein Wolf) тренироваться, а колобок катиться дальше,
только (ein Wolf) волк его и видел!
Катится колобок по лесу ( посмотрим на следующую картинку),а навстречу ему… Слышите песенку? «Миш-ка ко-со-ла-пый по ле-су идёт, шиш-ки со-би-ра-ет пе-сен-ки по-ёт…» Ну-ка , давайте повторим её! Дети повторяют песню стаккатированно.
- Чья это песня?
- Медведя!
-Действительно, медведь (учитель смотрит на картинку),а по немецки ein Bär! Только в отличии от русской сказки он хворост не ломает, кусты к земле не гнёт, а сидит на земле и встать не может.
- Знаете, почему его прозвали ein Bär? Мне тут заяц (ein Hase) рассказал (хотите верьте, хотите нет), что медведь (ein Bär)- сладкоежка, очень любит ягоды, мёд, а меры не знает. Сидит на пеньке, объевшись, пузо поглаживает лапой, да отдувается: «Бер-бер-бер!». Вот его и прозвали ein Bär- медведь.
Ну вот у сладкоежки и упражнение сладкое. Угостил он колобка медком, а колобок научил его делать «сладкое » упражнение «Медок»:
1)кончиком языка облизнуть верхнюю губу, потом нижнюю, почмокали от удовольствия (3-4 раза);
2)покусали верхнюю губу (прилип медок), потом нижнюю губу, облизнули кончиком языка сверху вниз, почмокали (3-4 раза);
Поел колобок мёд и научил медведя говорить спасибо (Danke!)и пожалуйста (Bitte!).
Угостившись, еле-еле покатился колобок, распростившись с гостеприимным хозяином, которого звали медведь (ein Bär).
Катится колобок, песню поёт: «В тра-ве си-дел ку-зне-чик, сов-сем как огу-ре-чик зе-лё-нень-кий он был!». Давайте и мы споём вместе с колобком!
Не заметил колобок, что его новая ученица дожидается. А навстречу ему …
- Лиса!
- ein Fuchs!
Хороша, ай да красавица! Говорят в лесу, что имя своё она получила из-за того, что очень любит наряжаться примерять разные наряды. А так как она очень привередливая и часто меняет наряды, фыркая при этом: « Фу- фу- фу !» - её и прозвали ein Fuchs- лиса.
Увидела она колобка, облизнулась, да да он уже знал о лисьей хитрости предложил ей научиться лучше надувать большие шары, а на это сноровка и тренировка нужна.
Давайте и мы попробуем вместе с лисой (ein Fuchs) надуть шары.
Упражнение «Шары»:
Закрыть рот, вдохнуть воздух через нос, не раздувая щёк, не подымая плеч и выдохнуть через рот( губы вытянуты в трубочку)и выдохнуть сильными толчками- чем больше, тем лучше.
Шар большой, поэтому надо это упражнение делать несколько раз (5-6 раз).
Понравилось это занятие лисе (ein Fuchs), увлеклась она им, а колобок поскорее покатился к дедушке и бабушке домой. Что-то устал он, обучая зверей, притомился, да, наверно, и бабушка с дедушкой соскучились по нему. А по дороге домой , колобок вспоминал, кого он научил артикуляционной гимнастике и как будет по немецки звать этих животных, чтобы рассказать бабушке и дедушке.
- Давайте поможем ему, дети! Каких животных он встретил? Назвать их надо по немецки. Это : ein Hase, ein Wolf, ein Bär, ein Fuchs.
А теперь , какие упражнения научил их делать колобок?
а) «Немецкий и русский язычок»;
б) «Лошадка»;
в) «Медок»;
г) «Шары».
- Вспомним и покажем, какой зверь и какое упражнение делал. Покажите, как он это делал? Обращение учителя к детям с просьбой показать это упражнение и все остальные:
1) ein Hase (заяц) – упражнение«Немецкий и русский язычок»;
2) ein Wolf (волк)- упражнение «Лошадка»;
3) ein Bär (медведь) - упражнение «Медок»;
4) ein Fuchs (лиса) - упражнение «Шары».
Вот и всё- закончилась сказка «Колобок на новый лад».
Давайте скажем всем героям этой сказки : «До свидания!», но на немецком языке:
- Auf Wiedersehen!,- говорят дети новым знакомым: ein Hase, ein Wolf, ein Bär, ein Fuchs.
- Auf Wiedersehen!,- говорит учитель детям.