СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой»

 ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья     20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой по методике Е.Ф. Архиповой.  Подготовили:  Имаева Л.Р. учитель – логопед высшей квалификационной категории.  Климачева Г.И. учитель-логопед  высшей квалификационной категории

ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой по методике Е.Ф. Архиповой.

Подготовили:

Имаева Л.Р. учитель – логопед высшей квалификационной категории.

Климачева Г.И. учитель-логопед

высшей квалификационной категории

       Архипова Елена Филипповна  -  профессор кафедры логопедии,  -  доктор педагогических наук  -  преподаёт на кафедре дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова       Артикуляционная гимнастика по системе «Дерево» была разработана Архиповой Еленой Филипповной для детей со стёртой дизартрией и была успешно апробирована на практике
  • Архипова Елена Филипповна - профессор кафедры логопедии, - доктор педагогических наук - преподаёт на кафедре дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова 

Артикуляционная гимнастика по системе «Дерево» была разработана Архиповой Еленой Филипповной для детей со стёртой дизартрией и была успешно апробирована на практике

       В ГАОУ ДПО Институте развития образования РБ прошли краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств», где лекции читала Архипова Елена Филлиповна.  Знания, полученные во время учебы, на курсах, используем в работе с обучающимися с дизартрией.  На индивидуальных логопедических занятиях с целью нормализация мышечного тонуса, перед активной гимнастикой проводим дифференцированный логопедический массаж с использованием логопедических зондов , зондозаменителей.. Обучающийся находится в адекватной и удобной для него позе, сидя с опорой головы или лежа.  Если тонус высокий ( гипертонус ), проводятся движения для расслабления мышц. Если низкий тонус ( гипотонус) применяют интенсивные массажные движения. Г иперкинезы проявляются на повышенном тонусе. Движения как при гипертонусе + точечный массаж.

В ГАОУ ДПО Институте развития образования РБ прошли краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств», где лекции читала Архипова Елена Филлиповна. Знания, полученные во время учебы, на курсах, используем в работе с обучающимися с дизартрией. На индивидуальных логопедических занятиях с целью нормализация мышечного тонуса, перед активной гимнастикой проводим дифференцированный логопедический массаж с использованием логопедических зондов , зондозаменителей.. Обучающийся находится в адекватной и удобной для него позе, сидя с опорой головы или лежа. Если тонус высокий ( гипертонус ), проводятся движения для расслабления мышц. Если низкий тонус ( гипотонус) применяют интенсивные массажные движения. Г иперкинезы проявляются на повышенном тонусе. Движения как при гипертонусе + точечный массаж.

 Артикуляционная гимнастика  Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.  Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет движений. В этом случае логопед руками или зондами воссоздает артикуляционные позы и движения. Пассивные движения, вызывая сокращение мышц и создают кинестетическую афферентацию. Это программирует схему будущего собственного движения. После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план , то есть без механической помощи .  Вибромассажёр используем во время пассивной гимнастики для выработки артикуляционных укладов, при выполнении массажа губ, шёк, языка.

Артикуляционная гимнастика

Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.

  • Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет движений. В этом случае логопед руками или зондами воссоздает артикуляционные позы и движения.
  • Пассивные движения, вызывая сокращение мышц и создают кинестетическую афферентацию. Это программирует схему будущего собственного движения.
  • После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план , то есть без механической помощи .

Вибромассажёр используем во время пассивной гимнастики для выработки артикуляционных укладов, при выполнении массажа губ, шёк, языка.

 Пассивная гимнастика с использованием вакуумного захвата языка.  Вакуумный захват языка- навигатор языка, логопедический массажный зонд

Пассивная гимнастика с использованием вакуумного захвата языка.

Вакуумный захват языка- навигатор языка, логопедический массажный зонд "Щипчики« используется   для стимуляции и перемещения языка у ребенка при "вялом" языке. либо при гипертонусе языка.

Обработка и хранение логопедических инструментов  Сразу после использования логопедические зонды промываем моющим средством под проточной водой, далее проводится предстерилизационная обработка инструмента. Для этого процесса используются специальные ванночки и лотки, которые хорошо моются и безопасны в использовании.  Контейнер для замачивания Кварцевый стерилизатор для  логопедических зондов логопедических инструментов

Обработка и хранение логопедических инструментов

Сразу после использования логопедические зонды промываем моющим средством под проточной водой, далее проводится предстерилизационная обработка инструмента. Для этого процесса используются специальные ванночки и лотки, которые хорошо моются и безопасны в использовании.

Контейнер для замачивания Кварцевый стерилизатор для

логопедических зондов логопедических инструментов

 Активная артикуляционная гимнастика    Для перехода к активной гимнастике необходимо знакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагаем рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображения в зеркале.

Активная артикуляционная гимнастика

  • Для перехода к активной гимнастике необходимо знакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагаем рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображения в зеркале.
   Активная артикуляционная гимнастика      Активная гимнастика - система артикуляционных упражнений , выполняемых по инструкции логопеда.  Цель активной гимнастики:  Улучшить качество артикуляционных движений.  Выработать тонкие дифференцированные движения.  Сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений.  Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков.  Если артикуляционные упражнения выполнять качественно, то многие нарушенные звуки ставятся самостоятельно .

Активная артикуляционная гимнастика  

Активная гимнастика - система артикуляционных упражнений , выполняемых по инструкции логопеда.

Цель активной гимнастики:

  • Улучшить качество артикуляционных движений.
  • Выработать тонкие дифференцированные движения.
  • Сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений.
  • Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков.

Если артикуляционные упражнения выполнять качественно, то многие нарушенные звуки ставятся самостоятельно .

20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой

20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой

 Артикуляционная активная гимнастика проводится с функциональной нагрузкой по системе «Дерево».

Артикуляционная активная гимнастика проводится с функциональной нагрузкой по системе «Дерево».

Упражнение 1 «Забор»   Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребен­ка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Упражнение 1 «Забор»

  • Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
  • Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребен­ка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2. «Окно» Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 2. «Окно»

  • Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
  • Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение 3. «Мост» Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост»

  • Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
  • Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Упражнение 4. «Парус» Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Упражнение 4. «Парус»

  • Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], л].
  • Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.
Упражнение 5. «Трубочка» Цель: выработать активность и подвижность губ. Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 5. «Трубочка»

  • Цель: выработать активность и подвижность губ.
  • Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка» Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка»

  • Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.
  • Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнение 7. «Лопата» Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков. Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Упражнение 7. «Лопата»

  • Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
  • Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.
Упражнение 8 .«Лопата копает» Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

Упражнение 8 .«Лопата копает»

  • Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
  • Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 9 .«Вкусное варенье» Цель: сформировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.  Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 9 .«Вкусное варенье»

  • Цель: сформировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
  • Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.

Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 10-а .«Теплый ветер» Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20.  Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха .

Упражнение 10-а .«Теплый ветер»

  • Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.
  • Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20.

Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха .

Упражнение 10-б. «Жук» Цель: вызывание звука [ж] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».  Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 10-б. «Жук»

  • Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.
  • Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 11.  «Цокает лошадь» Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5—6 раз.)  Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 11. «Цокает лошадь»

  • Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].
  • Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5—6 раз.)

Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 12. «Молоток» Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.  Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

Упражнение 12. «Молоток»

  • Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.
  • Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.
  • Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.

Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

Упражнение 13. «Дятел» Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла:  «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3-5 таких серий.

Упражнение 13. «Дятел»

  • Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].
  • Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла:

«Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3-5 таких серий.

Упражнение 14. «Пулемет» Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20.  Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ддд».  После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Упражнение 14. «Пулемет»

  • Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].
  • Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20.

Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ддд».

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Упражнение 15-а.  «Холодный ветер» Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с].  Подуть на язык.  Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Упражнение 15-а. «Холодный ветер»

  • Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.
  • Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с].

Подуть на язык.

Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Упражнение 15-б. «Комар» Цель: вызывание звука [з] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 15-б. «Комар»

  • Цель: вызывание звука [з] по подражанию.
  • Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».
  • Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.
Упражнение 16-а . «Пароход»  1-й вариант: Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды.  Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами .

Упражнение 16-а . «Пароход» 1-й вариант:

  • Цель: подготовка артикуляции для звука [л].
  • Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды.

Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами .

Упражнение 16-б. «Пароход».  2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

Упражнение 16-б. «Пароход». 2-й вариант:

  • Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.
Упражнение 17.  «Пароход гудит» Цель: вызвать звук [л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

Упражнение 17. «Пароход гудит»

  • Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.
  • Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.
Упражнение 18. «Маляр» Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад .

Упражнение 18. «Маляр»

  • Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.
  • Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад .
Упражнение 19. «Качели» Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

Упражнение 19. «Качели»

  • Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
  • Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.
Упражнение 20. «Фокус» Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.  Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Упражнение 20. «Фокус»

  • Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].
  • Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.

Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

 Эти упражнения являются базовыми, из них в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Эти упражнения являются базовыми,

из них

в дальнейшем

будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

При выполнении артикуляционной гимнастики по системе «Дерево» удается экспресс-коррекция звуков у детей, не имеющих стёртую дизартрию. Также успешно применяется и при других нарушениях звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика, лежащая в основе системы «Дерево», является экономичной в плане затраты времени и трудоемкости для ребенка и логопеда. Дополнительным эффектом применения этой системы является улучшение дикции и просодии в целом. В ходе освоения артикуляционных движений и укладов для звуков по системе «Дерево» у детей формируется навык самоконтроля за положением органов артикуляции и четкие кинестезии, что является предпосылкой предупреждения артикуляторно-акустической дисграфии при стертой дизартрии у школьников и улучшения выразительности речи.
  • При выполнении артикуляционной гимнастики по системе «Дерево» удается экспресс-коррекция звуков у детей, не имеющих стёртую дизартрию. Также успешно применяется и при других нарушениях звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика, лежащая в основе системы «Дерево», является экономичной в плане затраты времени и трудоемкости для ребенка и логопеда. Дополнительным эффектом применения этой системы является улучшение дикции и просодии в целом. В ходе освоения артикуляционных движений и укладов для звуков по системе «Дерево» у детей формируется навык самоконтроля за положением органов артикуляции и четкие кинестезии, что является предпосылкой предупреждения артикуляторно-акустической дисграфии при стертой дизартрии у школьников и улучшения выразительности речи.
 С обучающимися младших классов, с целью мотивации, привлечения интереса к выполнению артикуляционных упражнений используем следующие игровые приёмы, компьютерные технологии.  Логопедическая игрушка – собачка Кузя с подвижным языком, подвижной нижней челюстью очень актуальна в работе с обучающимися с умственной отсталостью. Она помогает наладить контакт с ребёнком, способствует лучшему усвоению артикуляционных укладов.

С обучающимися младших классов, с целью мотивации, привлечения интереса к выполнению артикуляционных упражнений используем следующие игровые приёмы, компьютерные технологии.

Логопедическая игрушка – собачка Кузя с подвижным языком, подвижной нижней челюстью очень актуальна в работе с обучающимися с умственной отсталостью. Она помогает наладить контакт с ребёнком, способствует лучшему усвоению артикуляционных укладов.

     Интерактивный комплекс с коррекционной логопедической направленностью MAG) -предназначен для организации коррекционного обучения для систематического развития всех компонентов речи, в том числе для развития артикуляционной гимнастики.

Интерактивный комплекс с коррекционной логопедической направленностью MAG) -предназначен для организации коррекционного обучения для систематического развития всех компонентов речи, в том числе для развития артикуляционной гимнастики.

Пособие «Говорящее зеркало»-  зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики позволяет записывать и воспроизводить речь ребёнка. Изготовлено из ударопрочного пластика с акриловым зеркалом.

Пособие «Говорящее зеркало»- зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики позволяет записывать и воспроизводить речь ребёнка. Изготовлено из ударопрочного пластика с акриловым зеркалом.

     Видео-технология самоучитель   Во время проведения индивидуальных занятий в период постановки и автоматизации звуков активно применяется методика видеотехнология «самоучитель». Дети с удовольствием записывают выполнение артикуляционной гимнастики, свои высказывания и другие части занятия в программе «Киностудия» , стараясь следить за правильностью артикуляции во время записи.

Видео-технология самоучитель Во время проведения индивидуальных занятий в период постановки и автоматизации звуков активно применяется методика видеотехнология «самоучитель». Дети с удовольствием записывают выполнение артикуляционной гимнастики, свои высказывания и другие части занятия в программе «Киностудия» , стараясь следить за правильностью артикуляции во время записи.

 В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020 году наша школа была оснащена новым оборудованием.  Логопедический кабинет полностью переоборудован. Новая мебель, игры, методические пособия, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения. (Всего 42 наименования )

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020 году наша школа была оснащена новым оборудованием. Логопедический кабинет полностью переоборудован. Новая мебель, игры, методические пособия, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения. (Всего 42 наименования )

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!