СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционные упражнения для звука Ч

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органовартикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]…), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционные упражнения для звука Ч»

Требования к артикуляционной гимнастике

1.     Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ; выполнение упражнения.
2.     Дозировка (5-8 раз) и счет (от 5 до 15)
3.     Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.
4.     Проводится в игровой форме.
5.     Используется наглядность.
6.     Из предложенных упражнений, только одно - новое.
7.     Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т.к. прямая спина, тело не напряжены, руки и ноги в спокойном положении.
8.     Надо посадить ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, и выполняются перед зеркалом.



Артикуляционные упражнения для аффрикаты

Норма артикуляции аффрикаты (Ч)

  • губы вытянуты вперед и округлены,

  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

  • кончик языка касается резцов,

  • средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

  • весь язык несколько продвинут вперед,

  • артикуляция в два этапа:

    1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

    2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

  • струя воздуха сильная и короткая,

  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.













1 день

Выучить упражнение "ТРУБОЧКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

















2 день

1. Выполняем упражнение "Трубочка ".

2. Упражнение «Окошечко». Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

Окошко

Зубы ровно мы сдвигаем

И заборчик получаем.

Губы мы раздвигаем

И окошко получаем

3 день

1. Выполняем упражнение второго дня («Трубочка», «Окошечко»)

2. Учим новое упражнение «Блинчик «. Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.













 

4 день

1. «Трубочка»

2. «Окошечко»

3. «Блинчик»

4. Учим новое упражнение «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад). Выполнять нужно медленно, под счет до 10.























5 день

1. «Трубочка»

2. «Окошечко»

3. «Блинчик»

4. Учим новое упражнение «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался.

















6 день

1. «Трубочка»

2. «Окошечко»

3. «Блинчик»

4. «Почистим зубки»

5. Учим новое упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.























7 день

1. «Трубочка»

2. «Окошечко»

3. «Блинчик»

4. «Почистим зубки»

5. «Чашечка».

6. Учим новое упражнение «Вкусное варенье». Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.

















8 день

1. «Трубочка»

2. «Окошечко»

3. «Блинчик»

4. «Почистим зубки»

5. «Чашечка».

6. «Вкусное варенье».

7. Учим новое упражнение. «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.



















9 день

1. «Трубочка»

2. «Окошечко»

3. «Блинчик»

4. «Почистим зубки»

5. «Чашечка».

6. «Вкусное варенье».

7. «Парус».

8. Учим новое упражнение. «Загони мяч в ворота». Вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.













10 день

1. «Трубочка»

2. «Окошечко»

3. «Блинчик»

4. «Почистим зубки»

5. «Чашечка».

6. «Вкусное варенье».

7. «Парус».

8. «Загони мяч в ворота».

9. Учим новое упражнение. «Фокус». Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

















Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Совместная работа логопеда и родителя поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!