Требования к артикуляционной гимнастике
1. Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ; выполнение упражнения.
2. Дозировка (5-8 раз) и счет (от 5 до 15)
3. Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.
4. Проводится в игровой форме.
5. Используется наглядность.
6. Из предложенных упражнений, только одно - новое.
7. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т.к. прямая спина, тело не напряжены, руки и ноги в спокойном положении.
8. Надо посадить ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, и выполняются перед зеркалом.
Артикуляционные упражнения для звука Т, ТЬ,
Норма артикуляции звука Т, ТЬ,
- кончик языка прикасается к нижним резцам
- спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается к бугоркам за верхними зубами
- под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков
- голоса нет
- губы в улыбке, затем в положении следующего звука.
1 день
Выучить упражнение "Заборчик". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2 день
1. Выполняем упражнение «Заборчик»
2. Упражнение "Слоник". Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».
3 день
1. Выполняем упражнение второго дня («Заборчик», "Слоник")
2. Учим новое упражнение «Блинчик». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
4 день
1. «Заборчик»
2. "Слоник"
3. «Блинчик»
4. Учим новое упражнение "Чистим зубки"
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.
Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
5 день
1. «Заборчик»
2. "Слоник"
3. «Блинчик»
4. "Чистим зубки"
5. Учим новое упражнение «Вкусное варенье».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.
6 день
1. «Заборчик»
2. "Слоник"
3. «Блинчик»
4. "Чистим зубки"
5. «Вкусное варенье».
6. Учим новое упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
7 день
1. «Заборчик»
2. "Слоник"
3. «Блинчик»
4. "Чистим зубки"
5. «Вкусное варенье».
6. «Лошадка»
7. Учим новое упражнение «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;
8 день
1. «Заборчик»
2. "Слоник"
3. «Блинчик»
4. "Чистим зубки"
5. «Вкусное варенье».
6. «Лошадка»
7. «Качели»
8. Учим новое упражнение Парус
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Поднять язык к нёбу за верхние зубы.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
9 день
1. «Заборчик»
2. "Слоник"
3. «Блинчик»
4. "Чистим зубки"
5. «Вкусное варенье».
6. «Лошадка»
7. «Качели»
8. «Парус»
9. Учим новое упражнение «Ветерок дует с горки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Совместная работа логопеда и родителя поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.