-Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением. Лермонтова, написанное под впечатлением о Кавказе. - Но сначала я предлагаю провести гимнастику для глаз . «Крылья бабочки Представьте, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть вы должны очень быстро моргать, теперь закройте глазки ( 2 раза ) . Откройте учебник на странице 97. -Прочитайте, как она называется? («Ашик-Кериб».) - Что можете сказать о сказке по её названию, о чём она? (. Дети высказывают разные предположения.) Ребята, посмотрите на иллюстрацию - А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить, о чём эта сказка? Мы можем предположить похож ли он на главного героя ? Как вы считаете, кто изображен на данной иллюстрации? (Главный герой) Ребята, а по данной иллюстрации мы можем предположить какие таланты есть у главного героя? (Верно он умеет играть на музыкальном инструменте) А можем ли мы предположить по иллюстрации бедный главный герой или богатый? (Бедный ) Как вы считаете почему он бедный ? ( халат не очень яркий , простая одежда , нет никаких украшений .) -А почему? (Дети высказывают разные предположения.) Ребята, а кто вспомнит, что такое сказка? А какие бывают сказки? (народная и литературная) - Можете ли вы уже сейчас определить вид сказки «Ашик-Кериб»? (Народная или литературная) Верно, литературная, а почему? Ребята, как вы считаете, Лермонтов был русским поэтом и писателем. Почему сказка турецкая? (Дети высказывают своё мнение…) - Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, однажды он услышал эту сказку и записал её как запомнил. Т.е литературно обработал. Словарная работа. - Поэтому в сказке много незнакомых или непонятных нам слов, давайте познакомимся с ними. Каждая пара получает карточку для словарной работы. В карточке находятся определения слов в разброс Я вывешиваю слова на доску, а дети находят эти слова и объясняют значение. Пророк – ( религ. ) истолкователь воли божества , богов Газель – антилопа Зарок – клятвенное обещание Сааз – турецкая балалайка Паша – Высший титул санновников и генералов , а также лицо , носящее этот титул Намаз – ежедневная пятикратная молитва Аллах - бог Ана - мать Хадерилиаз – Святой Георгий Рашид - храбрый Чапра- занавес Шинды герурсез – скоро узнаете Маулям - создатель Ага - господин Оглан - юноша Караван - Сарай Минарет – башня у мечети Салям алейкюм - здравствуйте Когда в сказке вы чтонибудь не сможете найти -Сейчас я предлагаю вам пододвинуть к себе карточку номер 2, подберите синонимы к словам, для этого вам нужно провести стрелочку. -Но сначала давайте вспомним, а что же такое синонимы? Синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение. Проведите стрелку Подбери Синонимы! Упрекать ( остынь угомонись) Странствовать ( скитаться странничать ) Воскликнуть ( возгласить вскричать ) Успокойся (укорять шпынять пилить точить) Подберите антонимы к словам, для этого вам нужно провести стрелочку. Но сначала давайте вспомним, а что же такое антонимы ? Антонимы это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Подбери Антонимы Блещут ( ослепнуть) Истина ( ложь ) дрожащая (спокойная) прозреть (гаснут ) Открываем учебник на стр. 92. Сейчас я буду читать вам сказку, а ваша задача следить, в любой момент я могу попросить продолжить дальше вас. Т.к по ходу чтения умы будем отвечать на вопросы! Поставили пальчик на начало страницы. Читаю первые 2 абзаца -Где происходит действие? (В городе Тифлисе.) -Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор. Продолжим чтение сказки вслух. Я начну, а вы продолжите. -Кем был Аяк – Ага? -Для чего Ашиб – Кериб , 7 лет должен странствовать по свету ? С начала страницы чтение по цепочке Выскажите, какие чувства вызвал у вас прочитанный отрывок сказки? (Мнения детей) - Кем был Куршуд – Бек ? -Зачем бек, украл платье у Ашика ? -Кто такой Паша ? -За что Ашик Керибу платили золото и серебро ? -Для чего Магуль – Мегери дала золотое блюдце купцу? -Зачем Ашиб Кериб поскакал на коне в Тефлиз ? -Почему Ашик Кериб хотел умереть? -Кто пришёл к нему на помощь? -Зачем Ашик обманул всадника два раза ? -Успел ли в срок Ашик в Тифлиз ? -Итак, ребята , мы прочитали половину сказки , -Правильно ли мы предположили, о чём сказка? - Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб и Магуль-Мегери) - Какие события там происходят? -Для чего автор описал нам эти события? |