Аспекты адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Его, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно незрячих и слабовидящих, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Исследования советских дефектологов Л.С. Выготского, М.И. Земцовой, А.И. Зотова, А.Т. Литвак, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой показали, что в развитии здоровых детей и детей с ОВЗ существуют общие закономерности. Своеобразие развития ребёнка с ОВЗ обусловлено характером дефекта. Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведёт к неполноценному, ограниченному, отрывочному восприятию, которое выражается в бедности, неточности, фрагментарности представлений об окружающем мире, что затрудняет процесс обучения, а также сам процесс адаптации.
Важным периодом в жизни ребёнка для подготовки к школе является дошкольный период, именно на этом этапе закладываются основные предпосылки для нормального развития ребёнка и получения им знаний, умений и навыков, соответствующих его возрастному развитию.
Если в дошкольном учреждении ребёнок с патологией зрения находится в центре воспитательного воздействия, вовремя получает помощь, он в дошкольный период жизни овладевает всеми сенсорными функциями, необходимыми для осуществления познавательной деятельности: цветоразличением (при наличии остаточного зрения), форморазличением предметов и т.д. Кроме того, при правильной организации общения между дошкольниками у некоторых незрячих детей удаётся воспитать самостоятельность, коллективистскую направленность личности и многие другие положительные качества.
Выделяются три аспекта адаптации детей с нарушениями зрения:
1) адаптация личности к предметному миру;
2) адаптация личности к социальной среде;
3) адаптация личности к собственному «Я».
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития этих аспектов, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого школьника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития.
Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не всегда совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством).
Педагоги выделяют несколько проблем, которые могут возникнуть у незрячего ребенка в период «первоклассной» адаптации.
Первая из них, коммуникативная, особенно актуальна для «домашних» детей т.е трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах). У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны
с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои
интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными
принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться
их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе.
Необходимо постоянное сотрудничество ребенка
с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Нужно приучать ребёнка разговаривать со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, если он хочет что-то узнать, понять, уточнить.
Отсутствие мотивации к учебе – вторая серьезная проблема незрячих детей.
Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы нежели в детском саду. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу. Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.
Нарушения зрения часто вызывает отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире.
Дети с нарушением зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе. Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещающие дошкольное учреждение, и дети из неблагоприятных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой, страхом.
Поэтому очень важно большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, охотно шли на уроки.
Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. Для этого учитель умело использует такой педагогический инструмент, как оценка.
В первый год обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Педагог должен замечать и поощрять каждый, даже небольшой, успех, малейшее их продвижение: ровно проведенную линию, правильно написанную букву, удачное соединение букв и т. д. Подробно останавливаясь на положительных сторонах в работе учащихся, учитель тут же показывает конкретно, при каком условии он может выполнить задание еще лучше. Например, справился первоклассник с заданием – получил оценку “хорошо”; очень красиво, правильно выполнил – оценка “молодец”; но если пока ребенок не сумел, допустил ошибки, педагог не должен ругать его, а спокойно, доброжелательно добиваться, чтобы ученик сам понял свои недочеты и стремился их исправить.
Наличие положительной мотивации к учебной, а будущем трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с нарушениями зрения.
Трудности, связанные с новым режимом дня; вставать строго по расписанию, сидеть за партой 35 минут (а в некоторых школах первоклассников сразу приучают к положенным 45), каждый день делать уроки, во время ложиться спать … Режим – третья по распространенности проблема среди малышей, Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, очень велика. Позы учащихся должны чередоваться в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
Механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Больше внимания физическому развитию! Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых дней пребывания в школе необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.
Незрячим рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней.
Затруднения незрячего или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.
Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребёнку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в школе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание. Для успешной адаптации ребёнка нужно дать ему возможность обследовать свой класс, узнать расположение предметов в классе. Ученик должен уметь самостоятельно найти свою парту, знать, где хранятся школьные принадлежности (учебники, тетради), уметь самому организовать своё рабочее место для занятий.
У детей ещё достаточно слабо развит самоконтроль, они ещё не понимают, усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности необходимо объяснить детям, что, «Если хочешь себя проверить, расскажи текст, правило себе, маме, бабушке, не заглядывая в книгу. В крайнем случае загляни в книгу ещё раз и затем вновь попытайся его пересказать».
На занятиях детям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают, когда он не поднимает руку. «Я ведь не поднимал руку, а вы меня спрашиваете», - говорит он. Он перебивает других, требует к себе особого внимания и настойчиво обращается к педагогу в то время, когда он разговаривает с другими детьми. В большинстве случаев дети не могут следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.
Иногда не только первоклассник считает себя центром Вселенной, его родители также склоны полагать, что он самый талантливый и смышленый.
Нередко первое родительское собрание служит разочарованием для мам и пап:
ведь они привыкли слышать о своем малыше только лучшее, и замечание по поведению или пара неудачных ответов первоклассника у доски часто воспринимается, как полный крах.
Следующая распространенная проблема – ребенок не оправдал надежд домашних.
В таком случае родителям важно понимать, что ребенку-то обидно вдвойне: он и сам собой недоволен, а тут еще они со своими претензиями… Считайте, что желание учиться у малыша отбито. Более того, он теряет уверенность в себе.
Поэтому родители должны как можно мягче относиться дома к своему первокласснику.
Поддержка родных очень важна для новоиспеченного школьника. Причем, чем больше взрослых окажут ему эмоциональную помощь, тем успешнее и быстрее малыш привыкнет к условиям школы.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Он невольно сравнивает себя с новыми товарищами и хочет быть как все. Но наибольшую проблему и для ребенка, и для педагогов представляет характерная для многих незрячих и слабовидящих детей позиция "больного ребенка":
Я не буду это делать. Я ничего не вижу. Мне это
трудно!
Я не могу писать, устали руки.
Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в
первую очередь посадить! Переубедить такого ребёнка порой очень непросто. Он
пришел в школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя,
и воспитатели, и даже одноклассники находятся в школе специально
для того, чтобы выполнять за него любую работу, требующую
усилий, оберегать от малейших трудностей. Основание для этого
вынесенная из семьи убежденность: "Я неизлечимо болен,
я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать
мне, жалеть меня". Ребенку трудно осознать, что в специальной
школе все дети находятся в одинаковом положении, всем нужны
и помощь, и забота, и внимание. Ребенок с позицией "больного"
недооценивает свои возможности, готов только получать помощь
и абсолютно не умеет ее оказывать в случае необходимости.
Таким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе,
установление контактов со сверстниками. Часто в детском
коллективе именно они попадают в категорию "отторгнутых":
с ними не хотят играть, стоять в паре, сидеть за одним столом.
И здесь важно помочь ребенку осознать неправильность своей
позиции. Хорошо, если это понимает и семья, и делает все
возможное для формирования у него позиции полноценного человека.
Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе складывается у инвалида правильное отношение к своему дефекту, что является решающим фактором реабилитации.
Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.
В период адаптации первоклассников возникают трудности во взаимоотношениях с учителем.
Первая учительница - это важный человек в жизни первоклассника и всей семьи. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.
Воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку в активной жизни и деятельности у слепого ребенка формируются компенсаторные процессы, позволяющие ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям.
Главные трудности адаптации незрячих детей к школе заключаются в необходимости освоения нового пространства, в котором важно научиться уверенно ориентироваться и передвигаться. Это, разумеется, предполагает и начало взаимодействия с большим (чем дома) количеством людей, среди которых будут преподаватели, одноклассники, другие сотрудники образовательного учреждения и т.д. Значительно облегчить процесс привыкания к школе может грамотная расстановка акцентов и правильная помощь в преодолении сложностей. Начать, прежде всего, следует с непосредственного знакомства ребёнка с тем специалистом, который станет выполнять роль главного организатора его учебного процесса и вместе с тем хотя бы временного помощника. Незрячий первоклассник должен запомнить, как этого человека зовут и каким образом его можно найти. Взаимодействовать с подобным специалистом незрячему ребёнку, вероятнее всего, понадобиться часто и много, поэтому ему следует быть в постоянной доступности для особенного ученика. Затем важно уделить должное внимание освоению главных маршрутов передвижения: гардеробная – класс – туалет – холл – столовая и т.д. Незрячему школьнику важно научиться безошибочно находить входы в помещения и нужные объекты внутри них: парты, скамейки, раковины и т.п. Причём взрослым не стоит забывать о том, что двери в кабинеты должны быть либо открыты полностью, либо закрыты, поскольку, когда они распахнуты наполовину, о них легко удариться, споткнуться и даже упасть. Обязательным условием успешного освоения здания школы является поддержание порядка в расположении всех вещей. Каждый предмет должен находиться на своём месте, а если его дислокация была изменена – то об этом следует уведомить учеников, не имеющих зрения. В помещениях, которыми пользуются такие дети, нельзя бросать посреди дороги вёдра, тазы, стремянки и любые другие предметы, о которые можно споткнуться. Данное правило распространяется и на объекты подвесного характера. Только в том случае, если каждая вещь будет присутствовать на своём привычном (чётко определённом) месте, взаимодействие с ней, да и вообще нахождение в школе станет безопасным для учеников с серьёзными нарушениями зрения. При этом важно помнить, что и они сами должны также учиться поддерживать заведённый порядок.