Основные аспекты гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках математики
Актуальность. Воспитание гражданина стало одним из главных условий социально-экономического, политического и культурного роста Республики. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. [6]
Задачи:
передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер психики;
обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
формирование эстетического отношения к действительности;
укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Перед учителем математики стоит задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.
Воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
использование историко-математического материала;
проведение нестандартных уроков;
решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
внеклассная работа.
С точки зрения патриотического воспитания, огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.
Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе, селе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.
Исторические и биографические факты из жизни ученых-математиков могут внести существенную лепту в привитие учащимся правил поведения и норм взаимоотношений. Жизнь и творческая биография С. В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В. Остроградского, П.Л.Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине. Их имена навсегда вошли в историю математики.[5]
Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Если начать такую работу с 5 класса и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент для самих учащихся необходимой частью урока.
Математическое образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету.
В нашей школе большое внимание уделяется гражданскому воспитанию. Педагогический коллектив ставит перед собой цель - создать условия для самоопределения личности школьника. Отсюда вытекают следующие задачи:
- спроектировать воспитательную систему школы с учетом формирования гражданских качеств личности как условие личностного и жизненного самоопределения школьника;
- повысить эффективность государственного и общественного управления;
- воспитывать гражданские качества, готовность вести здоровый образ жизни.
Для обеспечения роста гражданского самосознания становятся актуальными современные педагогические технологии, интерактивные методики, а также различные варианты групповой работы, которые позволяют:
- снять страх перед самостоятельным высказыванием;
- развить готовность принимать и оказывать помощь в нужной ситуации, навыки анализировать поступки;
- формировать познавательный интерес;
- формировать умения ценить свою и чужую работу;
- закреплять чувство радости от совместного труда творчества;
- раскрывать такие качества, как трудолюбие, оптимизм, воспитание уважения к людям, толерантность.[4]
Список используемой литературы и интернет-ресурсы:
1. http://www.edu.ru - Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы
2. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.-240с.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (этика коммунистического врспитания)/Педагогическое наследие – М.: Педагогика, 1990. – 288с.
4. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,37463
5. http://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-matematiki-821929
6.http://mincult.govdnr.ru/doc/rasporyazhenie-glavy-dnr-ob-utverzhdenii-programy-patrioticheskoe-vospitanie - Распоряжение Главы ДНР «Об утверждении программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи ДНР» от 09.08.2017 (28.08.2017)