СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты школьной жизни учеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка специально для чтения и изучения материала,что в дальнейшем позволит идти с ученикам на одной ступени.

Просмотр содержимого документа
«Аспекты школьной жизни учеников.»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Продуктивное использование современных образовательных технологий на уроке»









Выполнила:

Кречетова Алла Юрьевна.







2021.г



Содержание



Введение ……………………………………………………………………….…3-6

Глава 1. Внедрение современных образовательных технологий на уроках

1.1.Актуальность использования современных образовательных технологий на уроке …………………………………………………………………………...…6-7

1.2. Требования к учителю и уроку технологии по ФГОС…………………. 7-10

1.3 Здоровье сберегающие технологии……………………………………....10-11

1.4 Личностно-ориентированные технологии…………………………….…11-12

1.5 Информационно-коммуникационные технологии…………………...…12-14

1.6 Технология проектного обучения…………………………………….….14-15

1.7 Технология обучения в сотрудничестве…………………………………15-17

1.8. Игровые технологии…………………………………………………...…18-19

Глава 2. Личный опыт применения новых образовательных технологий

2.1. Личностно-ориентированное развивающее обучение………………….19-21

2.2. Метод проектного обучения…………………………………..…………21-22

2.3. Информационно-коммуникационные технологии…………………..…22-23

2.4. Интерактивные методы обучения на уроках технологи……………….24-29

Заключение……………………………………………………………….……29-31

Список литературы…………………………………………………………….…32

















ВВЕДЕНИЕ

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества.
Современные образовательные технологии (СОТ) дают новые возможности по формированию личностного потенциала учащихся и обеспечению успешности ученика школы. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит от отношения учащихся к процессу обучения в целом.1 Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые ______________________________________________________________________________________

  1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя технологии, появилась проблема необходимости повышения качества образования, развитие творческого потенциала обучающихся. Решение данной проблемы потребовало инвентаризации педагогического инструментария, поиска новых подходов. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной проблеме, передовой педагогической практики позволили мне сформировать идею работы: повышение качества образования на уроках технологии в школе возможно при использовании современных педагогических технологий (СОТ), которые будут направлены на:

  • формирование умений, необходимых для изучения технологии;

  • повышение мотивации к учебной деятельности;

  • развитие аналитического мышления;

  • формирование универсальных учебных действий (УУД);

  • на активизацию познавательной деятельности, организацию её на основе уровневой дифференциации;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся,

  • развитие творческой активности учащихся.

Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные проблемы мне помогает комплексное использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):

  • здоровье сберегающие технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проектного обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • игровые технологии.

Данная проблема позволила сформулировать тему работы: «Современные педагогические технологии, применяемые в начальной школе».

Актуальность работы:

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения в начальной школе.

ЦельЦелью работы является внедрение современных педагогических технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся в начальной школе.

Основные задачи:

  • повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога;

  • выбор СОТ для повышения качества обучения;

  • развитие ключевых компетенций учащихся;

  • включение педагога в проектирование, исследование и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  • внедрение в учебный процесс личностно-ориентированного обучения, здоровье сберегающих технологий; информационных технологий; технологий проектного обучения; технологий обучения в сотрудничестве; игровых технологий.

Ожидаемые результаты:

  • повышение качества знаний учащихся;

  • развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;

  • изменение профессиональной позиции педагога – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе;

  • активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;

  • совершенствование качественных характеристик личности учащихся.



Глава 1. Внедрение Современных образовательных технологий на уроках.



1.1.Актуальность использования современных образовательных технологий на уроке

На мой взгляд, педагогу не достаточно знать набор современных образовательных технологий, а необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Наиболее продуктивным я считаю технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Современный учитель – образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому я постоянно занимаюсь повышением своего профессионального уровня путём прохождения курсовой подготовки самообразованием и передаю свои знания своим ученикам. Иными стали задачи учителя – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт.
Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат.

Поэтому проведя анализ всего многообразия использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и использую:

  • здоровье сберегающие технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проектного обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • игровые технологии.



    1. Требования к учителю и уроку технологии по ФГОС

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)3 во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков.

Рассмотрим, какие предлагают нам новые требования: 

Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая работа и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Но частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся

  1. http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

дополнительных адаптационных усилий. Поэтому следует сбалансировать различные виды деятельности на уроке.

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

  • Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

  • Место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

  • Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

  • Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

  • Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

  • Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее:

  • Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 40 минут в средней и старшей школе.

  • Темп окончания урока: быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания; спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

  • Каждый ребёнок по-разному работает и по-разному устаёт. Поэтому на уроках необходимо применять различные виды физкультминуток для снятия физического, эмоционального напряжения. Для снятия эмоционального напряжения: представьте, что ёжик чего-то испугался, сжался в комок, он колючий, напряжённый. (Выдержать такое состояние около 30 секунд). А сейчас опасность миновала. Расслабимся. Для снятия физического напряжения используются различные двигательные физминутки, динамические паузы.

  • Очень важный момент - снятие напряжение глаз. Здесь возможно применение ИКТ - зрительные физминутки.



1.3. Здоровье сберегающие технологии.

Регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, наблюдение за сменой видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, швейной машине, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание и создание комфортной психологической обстановки на уроках. Психологический климат на уроке. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент.

J K L

В конце урока предлагаю выбрать гримасу снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок. Основой моих приёмов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса, служат искренность, открытость и доброжелательность.

Смена видов деятельности - достижение эффективности урока. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности. Порой на уроке бывает 5-7 разнообразных видов деятельности! Поэтому, когда прозвенит звонок с урока, многие дети говорят: «Эх, как быстро прошёл урок!». А я у них спрашиваю: «Ребята, а вы не устали? Ведь мы так много сделали!». «Не-е-е-т!»,- отвечают.

Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому я применяю традиционные и современные образовательные технологии через призму здоровье- сбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности. Работа ведется в тесном контакте со школьной социальной службой: психологи, логопед, социальный педагог.



1.4. Личностно-ориентированные технологии

В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому мы приходим к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для такого обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных технологических узлов и операций, карточки для коррекции знаний по технологии. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.
То есть задания дифференцируются для каждого учащегося и учитываются его личностные возможности роста с опорой на «зону ближайшего развития». Ведь наша забота – научить их учиться. Понятие «Зона ближайшего развития» было введено в психологическую науку Львом Сергеевичем Выготским, и считается одним из его самых выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и, основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка. 3 Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся в классе и дома я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности. Так, например, при разработке общешкольного проекта «Пасхальная выставка», в котором мы с учащимися изготавливаем пасхальные сувениры (2012г.) я разработала инструкционные карты и электронную презентацию работы в технике декупаж на деревянной поверхности, по которым ученики выполняли изделия на уроке и дома.

1.5. Информационнно-комуникационные технологии

Основными направлениями использования компьютерных технологий в предметной области «Технология» педагогом ОУ являются:

  • ведение документации учителя - предметника, работа педагога с электронным журналом АСУ РСО;

  • подготовка и обработка отдельных тем (например: по кулинарии, рукоделию и т.д.) в виде краткосрочных проектов,

электронное сопровождение уроков (создание учителем авторских презентаций и использование коллекций ЭОР в интернете)

  • отработка теоретических материалов, тестирование учащихся

________________________________________________________

  1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 5.

  • подготовка учащихся к олимпиаде по технологии, работа с одаренными детьми и детьми с особыми нуждами.

области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

  • Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

  • Недостаточное количество мультимедиа дисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке. Поэтому я на уроке, как правило, практикую выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций, разработанных самим учителем по конкретным темам урока.

Презентация же может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Например, для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Бутерброды и горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Использование компьютерных технологий в обучении технологии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам. Для повышения самообразования учащихся используются и Интернет-ресурсы.

1.6. Технология проектного обучения

Я активно внедряю на уроках и во внеурочной деятельности метод творческого проекта. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышления. Для этого применяются в проектной деятельности модули для реализации информационно- коммуникативных технологий, связанных с освоением пользовательских навыков:

    • «Основы информационных технологий: работа с программой подготовки презентаций POWER POINT»,

    • «Основы информационных технологий: технология

использования ресурсов сети Интернет»

Метод проектов применяется мной при разработке социально направленных проектов. Например, с целью экологического воспитания мной был разработан проект «Вторая жизнь упаковки». Учащимися были созданы предметы быта и интерьера, декоративные панно. Суть этой работы – формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используются вторичное сырье. Т.е. меняется мировоззрение учащихся. Во избежание загрязнения окружающей среды, ребята под моим руководством стали использовать вторсырьё для изготовления нужных и полезных предметов на уроках технологии.

1.7. Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения.
Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

Я чаще всего применяю метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и создание какого-либо конкретного продукта. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания.

Известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» в данном случае очень популярно. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся выступает на одно из важных мест, наравне с организацией, условия и методики работы над заданием.

Данная технология широко мной используется при разработке с учениками коллективных творческих проектов: «Здравствуй, осень», «Праздничная гирлянда ко Дню победы».




1.8. Игровые технологии.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Одной из форм дидактической игры является «А ну-ка, девушки», «Кулинарный поединок» и т.д.

Развивающие технологии: игры, кроссворды применяются в 5-7 классах для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя творческие задания в 5-8 классах, можно заинтересовать ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления, построение орнамента, разработка собственных эскизов моделей одежды и т.д.) детьми воспринимаются как забавная умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.

Какие бы технологии не применялись на уроках, одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по - настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.

Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. У каждого ребёнка можно раскрыть творческие способности. Задача учителя постараться выявить их.. Это очень важно в жизни ученика. Может быть, уроки технологии помогут выбрать кому-то будущую профессию, заниматься любимым делом.



ГЛАВА 2. Личный опыт применения современных технологий.



2.1. Личностно-ориентированное развивающее обучение

Эта технология является основой  всей моей педагогической  и воспитательной работы. Планирование каждого урока начинается с обдумывания гуманных подходов, ориентированных на личность ребёнка, в зависимости от возраста детей, уровня их развития, способностей.

    Очень важным  этапом каждого урока считаю постановку цели. Наряду с общей целью, стараюсь подтолкнуть каждого ребёнка поставить цель конкретно для себя. Это зависит не только от способностей ребёнка, но и от данной конкретной ситуации: например девочка пропустила несколько занятий, и разумеется базы для  изучения сегодняшнего материала у неё нет, поэтому цель на уроке для неё будет несколько отличаться, но тем не менее она должна быть и она должна быть достигнута.

Урок «Материаловедение» в 5 классе.

Основная цель урока: Научиться определять свойства  х/б и льняных тканей.

Ставим конкретную цель для двух  учениц, отсутствующих на прошлом занятии и не знакомыми с темой «Волокна хлопка и льна и их свойства»: узнать о свойствах льна и хлопка, в процессе повторения, принимая участие в деятельности всего класса. Когда для таких детей цель поставлена чётко и затем осуществлён контроль , их  заинтересованность повышается, повышается внимание, активность . И они уже не говорят «А я не знаю, меня не было!»

Так же при изучении любой темы делать акцент на практическую направленность изучаемого материала. Каждый урок  начинаю с постановки вопроса  «А где в нашей жизни это может пригодиться? Для чего это надо нам изучать?» Проанализировав ситуацию, каждый ребёнок может  определить степень  важности изучаемой темы конкретно для себя, выбрать индивидуальный маршрут,  свой уровень.

Урок « Проект в технике пэчворк»  5 класс.

Выбор темы проекта. Рассказываю о данном рукоделии, его популярности, возможностях использования пэчворка   для украшения интерьера, ставим цели: Научиться кроить детали изделий, подбирать цвета, собирать детали в блоки, заправлять швейную машину, выполнять стачной шов.

Каждая девочка выбирает для себя цель, в зависимости от своих потребностей , способностей и возможностей .В зависимости от того, какая поставлена цель, она выбирает и тему проекта и свой индивидуальный образовательный маршрут изучения темы.

 Достаточно частой формой организации учебной деятельности на  моих уроках технологии является работа в группах.

Выполнение  практических работ, лабораторных работ, участие в различных играх, викторинах, конкурсах. Такая форма работы позволяет более сильным детям помогать менее сильным или пропустившим занятие по каким-то причинам. Причём  групповое задание  состоит из нескольких частей: простой, средней сложности и самой сложной. Распределяются задания обычно самими детьми, если возникают  затруднения у слабых детей, им помогает сильный ученик, оценка каждого зависит от участия всех. Повышается чувство ответственности, интерес, и в конечном итоге - даже слабый ученик  может  за интересную, творческую работу получить хорошую оценку, тем самым повысить уровень своей самооценки и поднять уровень мотивации к учёбе.

2.2. Метод проектного обучения.

Этот метод применяется мной довольно давно. Уже более 10 лет я использую его на уроках технологии. Но в современном варианте , этот метод несколько отличается от того, каким  мы использовали его 10 лет назад. Если раньше это был один модуль, на который выделялось 16-18 часов учебного времени, то теперь практически весь учебный процесс на уроках технологии построен на методе проектов.      

  Мною разработана рабочая программа по технологии,  основной темой которой является метод проектов. В  программу входят все темы и разделы, рекомендованные программой В.Д. Симоненко, но изучаются они методом проектов. В течении учебного года дети выполняют 4 творческих проекта по темам:

  1. «Вышивка»    

  2. «Лоскутная пластика»

  3. «Фартук»  

  4. « Свободная тема»

На каждом уроке     присутствует тема творчества, самостоятельности, у детей есть выбор, что безусловно повышает качество обучения, способствует воплощению в жизнь главной цели современного образования- воспитание самостоятельной,  личности, способной уметь выживать в современных условиях.

В соответствии с данной рабочей программой мною так же разработано тематическое планирование в виде технологических карт к каждому уроку.





  2.3. Информационно-коммуникационные технологии.                        

С  компьютерными  технологиями работаю уже много лет. И с каждым годом открываю для себя всё новые и новые возможности этих технологий. Очень  эффективно  составление кроссвордов, викторин, тестов. Несколько лет работы по данной системе показывают, что она эффективна в 5-7 класс и в том случае, когда проводится регулярно, занимая на уроках очень мало времени. В 8-9 классах усложняю работу, ученики сами составляют кроссворды  и диаграммы  в Excel, викторины и презентации  в Power Point.

Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов:

1. Для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Для 5 класса я разработала серию уроков по теме «Проект в технике пэчворк» с использованием презентации, а также игрового урока на повторение этой темы. Для проверки домашнего задания и для уроков повторения использую презентацию (с гиперссылками на задания) –   «Своя игра», «Угадайка», «Хозяюшка». Вопросы и задания иллюстрирует презентация. Таким образом, используя ИКТ, я модернизировала урок.

2. Разработаны   презентации , имеющие полноценное методическое сопровождение урока. С  5 класса в моей практике использую уроки-лекции, с использованием таких презентаций.

Презентации  по материаловедению, машиноведению, раскрою и изготовлению  юбки, фартука, ночной сорочки.  Презентации  и разработки уроков с полным  дидактическим сопровождением по кулинарии и рукоделию.

К настоящему времени мною разработан комплект презентаций и система уроков в 8 классе по теме: «Творческий проект.», создан банк детских творческих проектов в виде презентаций по темам «Декупаж» и «Вязание на спицах»

3. Ученические презентации, иллюстрирующие сообщение учащегося по какой-либо теме. На уроках использую учебный проект, одной из форм которой является создание презентаций. Используя Интернет, учащиеся создали проекты по теме «Мой выбор» (9класс), в программах Power Point, Microsoft Office Publisher.   Также я создаю тесты в программах  Power Point ,Microsoft Office. Тестирование стало внедряться в практику контроля знаний учащихся с 90-х гг., а с 2001г. в Российской Федерации происходит эксперимент по введению единого государственного экзамена в форме стандартной процедуры - тестирования. При аттестации школ проверка знаний осуществляется с помощью тестов. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть определёнными приёмами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит преподавателям сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий и у школьников. Им надо помочь преодолеть чувство неизвестности, привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Известно, что страх новизны сковывает не только внешнее поведение, но и интеллектуальные функции. Считаю, что  даже на моих уроках необходимо уделять этому внимание , причём  исправлять ошибки не только по моему предмету, но любые: математические. Орфографические по биологии, истории. При составлении тестов стараюсь обращать внимание на все предметы, тем самым осуществляю межпредметные связи.

   Мною разработаны презентации  для внеурочной деятельности. Для классного часа «День матери», « Презентация класса», « Рождественские традиции» и др.



2.4. Интерактивные методы обучения на уроках технологии.



Все интерактивные формы методического обучения способствуют всестороннему развитию учащихся на уроках технологии. Они помогают учителю активизировать внимание учащихся, привлечь их к изучению предмета.

Использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач.



Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.



Игры, игровые элементы целесообразно применять на всех уроках технологии, только не стоит превращать процесс обучения в игру.

На своих уроках я использую организационно - деятельностные игры. При закреплении пройденного материала возможно проведение игрового урока "Крестики-нолики". На таком уроке учащиеся делятся на две команды, предлагаются задания соревновательного игрового характера. В ходе такого урока идёт развитие логического мышления, расширения кругозора учащихся.

На уроках технологии незаменимы ролевые и деловые игры. Детям даётся возможность почувствовать себя в роли представителей различных профессий. Это очень важно, потому что профориентация - одна из главных задач уроков технологии. Дизайнеры и модельеры, кулинары и менеджеры, агрономы и цветоводы. Это только небольшой перечень различных ролей в играх.

При использовании групповой работы на уроках применяется игровое проектирование. Одна задача решается разными группами по-своему:

·создание замка из консервных банок. (Возможно для разных сказочных героев);

·создание маскарадного костюма;

·приготовление пищи;

·создание украшения для интерьера дома и т.д.

При игровом проектировании должен присутствовать соревновательный элемент.

На уроках технологии можно использовать следующие формы интерактивного обучения:

·"Аквариум" заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Удачно использование данной формы при изучении правил этикета.

·"Дерево решений" - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Возможно использование на уроках в блоке "Экономика. Бюджет семьи"

·"Займи позицию". Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом "ДА" или "НЕТ". Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Возможно использование при изучении темы "Гигиена".

Различные виды игр охватывают как практическую, так и теоретическую стороны изучаемого предмета.

Личностно - ориентированный подход должен присутствовать на каждом уроке. Это даёт возможность каждому ученику учиться в силу своих способностей и не чувствовать, что у него что-то не получается. При работе в группах задания распределяются с учётом способностей детей. Если ребёнок не уверен в своих силах, то он теряет интерес к работе. В группе, выполняя даже не слишком значительную часть работы, ребёнок чувствует себя участником группы и учится тому, что даётся ему нелегко. Личностно-ориентированный подход можно применять через здоровье - сберегающие технологии.



Проблемно-задачный подход помогает детям учиться мыслить, развивает гибкость мышления, расширяет кругозор. Эта форма интерактивного обучения готовит ребят к трудностям, с которыми им придётся сталкиваться в жизни, учит детей искать выход из ситуации, учит высказывать собственное мнение. Всё, что мы примеряем на себя, запоминается лучше. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Умственный поиск - сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то даже их самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Учащиеся сталкиваются столкнулись с фактом их недостаточности каких-либо умений. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. На уроках технологии такие проблемные ситуации создаются на уроках, где формируются новые навыки по уже изученной деятельности, но при этом учитель не полностью объясняет учебный материал, учащиеся решают поставленную задачу сами под руководством учителя.

Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. При изготовлении швейных изделий учащихся ставят перед проблемой невозможности выполнения какой-либо операции на швейной машинке. Предлагается найти выход из ситуации.

Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Такие проблемные ситуации можно создавать при изучении различных тем. Тема "Консервирование пищи". Дети уже умеют готовить салаты из овощей. Ставится проблема: хранение приготовленной пищи. При обучении вязанию носков. Дети владеют техникой вязания на двух спицах. Ставится проблема: связать носок. Вывод: необходимо освоить технику вязания на пяти спицах.

Использование ИКТ на уроках повышает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию, облегчает учителю задачу представления материала. Такие уроки отличаются яркостью, насыщенностью информацией.

На уроках технологии учитель использует словесные методы обучения. К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают. Но только слушать не так интересно. А в силу особенностей предмета, который имеет в основном практическую направленность, рассказ должен подкрепляться яркой наглядностью. В этом учителю помогает на уроке презентация. Тема в 7 классе "Оформление цветочной клумбы". Учитель при рассказе демонстрирует на слайдах виды цветочного оформления.

Тема в 5 классе "Кулинария". Презентация помогает продемонстрировать различные виды блюд, продукты питания, можно вывести схему по содержанию витаминов.

Таким образом, использование презентаций при словесном объяснении способствует лучшему усвоению материала.

При объяснении последовательности выполнения работы презентация является неоценимым помощником. Различные этапы работы можно представить в развёрнутом виде.

Очень большое место на уроках технологии занимает метод проектов. Здесь без презентации обойтись невозможно. Учащиеся с удовольствием собирают материал для презентаций, составляют красочные проекты: "Семейные истории из сумок", "Вышивка крестом", "Сделаем родную школу цветущей".

В презентации можно включать физминутки для снятия напряжения глаз.

При закреплении пройденного материала используются различные виды игр. Возможности презентаций помогают представить на слайде красочные задания.

При использовании наглядных демонстрационных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе слайдов; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации; демонстрируемые слайды должны быть точно согласованы с содержанием материала.

При использовании ИКТ на уроках нельзя забывать о здоровье-сберегающем аспекте. Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но ИКТ увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому использование презентаций, демонстрационных фильмов необходимо чётко дозировать, ясно представлять их роль и место на уроках.

Чтобы работа ученика была успешна, чтобы он умел бороться с затруднениями и в дальнейшем приобретать все больше и больше положительных черт в работе, то для этого надо представить себе то, что содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную роль играют то настроение, то общее бодрое состояние духа у учеников, то деловитое и спокойное, если так можно выразится, оживленность, которые составляют педагогическую основу всякой успешной работы школы. Все то, что создает скучную атмосферу - унылость, безнадежность, - все это является отрицательными факторами работы учеников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ограничений в применении новых образовательных технологий нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам, современные образовательные технологии (СОТ), интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные новые технологии применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотности учащихся и ключевых компетенций на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности учащихся.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Ученик не готовое чужое должен переварить, а самому добыть знание, самому создать продукт.

Точна китайская притча: “Скажи мне – и я забуду; // покажи мне – и я запомню; //дай сделать – и я пойму”. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
В результате использования мной новых образовательных технологий на уроках технологии повышается качество обучения, развиваются потенциальные способности учащихся, формируются компетентности учащихся.

Современное образование должно создавать условия, когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого школьника, в его движении по пути самореализации.

Главное на уроке (и самое сложное) - соблюсти разумный баланс между "увлекательными элементами" и кропотливым трудом. При формировании этого баланса необходимо учитывать возраст учащихся. Если мы хотим привить учащимся интерес к своему предмету и охоту к занятиям, то занимательные (не просто развлекательные, а именно занимательные) элементы того или иного типа (но не однотипные) могут присутствовать на уроке. И, применяя информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. 































Список литературы

1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 5.

4. Выготский Л.С., Мышление и речь, М., «Лабиринт», 1999 г.

5. Воронова О.В., Декупаж. Новые идеи, оригинальные техники, Эксмо, 2010г.

6. Технология. Технологии ведения дома. Учебник ./ Н.В. Синица., В.Д. Симоненко- М.: Вентана-граф,2012

7. Метод проектов в технологическом образовании школьников 5-9 классы. Пособие для учителя/ И.А. Сасова.- М.: Вентана-граф,2012

8. Технология. Технологии ведения дома. Пособие для учителя/ Н.В. Синица.- М.: Вентана-граф,2012

9. Технология. Технологии ведения дома 5 класс/ Электронный образовательный ресурс (на СD).

10. Хуравская В.М. Десять творческих проектов для учащихся 6-9 классов/ В.М. Хуравская, В.Д. Симоненко.- Брянск6НИЦ «Октид»,2002




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!