СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты управления качеством компонентов образовательного процесса

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освещены некоторые методологические аспекты управления качеством компонентов образовательного процесса. Охарактеризована суть процессов и механизмов оценки компонентов образовательного процесса в контексте требований к их реализации, а также перспектив развития системы образования в интеграционном поле с Российской Федерацией.

Просмотр содержимого документа
«Аспекты управления качеством компонентов образовательного процесса»

АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Шулак В. Л.,

директор МОУ «Школа № 1

города Докучаевска»

г. Докучаевск



АННОТАЦИЯ. В статье освещены некоторые методологические аспекты управления качеством компонентов образовательного процесса. Охарактеризована суть процессов и механизмов оценки компонентов образовательного процесса в контексте требований к их реализации, а также перспектив развития системы образования в интеграционном поле с Российской Федерацией.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования, внешняя и внутренняя оценка качества образования, интеграция образовательной сферы.


Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования. Проблема качества образования на современном этапе развития образования является всегда актуальной, тем более, когда касается периода интеграционных процессов образовательной системы Донецкой Народной Республики в систему образования Российской Федерации. Определение понятия «качество образования» в Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» дано как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, с. 2].

Данная характеристика складывается из двух системных компонентов – «образовательная деятельность» и (или) «физическое или юридическое лицо». В конечном итоге, взаимодействие между ними определяет показатели, выражающие уровень соответствия обучения государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется образовательная деятельность.

В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.

Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.

В рамках данной нам системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.

Целевой компонент педагогического процесса включает в себя все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.

Содержательный компонент - это те цели и задачи педагогического процесса, которые отражают, в первую очередь, потребности развития и обеспечения деятельности государства.

Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.

Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, ключевыми моментами которого являются педагоги, обучающиеся, а также содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.

При этом нужно понимать, что объективная оценка и результата, и процесса может быть дана только в комплексной оценке всех компонентов образовательной среды. Безусловно, что внешняя оценка или независимая, определенная в ст.91 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», позволит определить степень соответствия предоставляемого образования и потребностям всех участников. При этом анализ разноуровневых степеней взаимодействия внутри самой системы образования, в том числе и образовательной организации, будет включать в себя:

- методологические характеристики деятельности;

- инструментарий определения индикаторов и показателей компонентов образовательного процесса;

- оценка качества образования с анализом и прогнозом возможностей развития образовательной системы и т.д.

Цель статьи – ознакомить с некоторыми особенностями методологических аспектов управления качеством компонентов образовательного процесса, направленной на достижение результатов согласно социального заказа, норм законодательства, имеющей в конечном итоге, своей целью становление гражданской позиции обучающихся как граждан Донецкой Народной Республики.

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики определяет для общества новый социальный заказ, которому «…необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества» [2, с. 1]. Поэтому и является актуальным воспитание граждан, способных к управлению в различных социальных сферах, в том числе и образования.

Без менеджмента образовательной сферы сейчас сложно себе представить её развитие. Формирование системы менеджмента качества в школе, как и в любом учебном заведении, определяется характерными для нее, особенностями:

- сформулированная цель в области качества (стратегия и политика организации в области качества);

- структурированность управленческой модели качеством в образовательной организации, предполагающая распределение ответственности;

- наличие плана и тактико-стратегических действий образовательной организации для её развития в целом.

Постоянное развитие системы образования, с контролем и мониторингом качества образования позволяет своевременно модернизировать систему просветительского процесса, что является основой для экономически и политически эффективного правового государства. При этом важен не только контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся, а и самого качества системы и методах преподавания.

Поэтому формулирование задач, стоящих перед обществом, системой образования, в целом, в контексте стратегических направлений развития оценки качества образования является определяющей. Исходя из этого, необходимо определить:

- содержание и формы внешней оценки индивидуальных достижений школьников как системы динамической, развивающейся, имеющей перспективы развития;

- сформированную систему объективной оценки эффективности учреждений образования, а также параметров оценки эффективности деятельности образовательных систем в целом со стороны государства и его органов, в том числе и со здоровьесберегающими технологиями [7, с. 94];

- базисную модель как внутренней системы оценки качества обучения в образовательном учреждении, с возможностями вариативного развития, с учетом особенностей функционирования школы, так и внешней.


Необходимо заметить, что такой вопрос как управление качеством образования через управление качеством компонентов образовательного процесса имеет широкую перспективу развития в контексте интеграции с с образовательным пространством Российской Федерации.. В частности, в этом направлении имеются следующие направления:

- выделение ведущих сторон образовательного процесса, которые непосредственно влияют на знания, умения и способности личности и регулирование качества этих сторон;

- структуризация элементов образовательного процесса и обеспечение качества каждого элемента;

- изменение структуры и стратегии учебного процесса;

- менеджмент современных информационных средств и технологий в контексте структурологических изменений в базисном развитии школы.

В то же время, до сих пор система оценки качества образования проходит стадию концептуалогического восприятия:

- идет поиск единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

- изучаются особенности каждой ступени школьного образования в общей системе оценки качества образования;

- разрабатываются контрольно-измерительные мате¬риалы под новые образовательные результаты.

В целом, идет поиск новых, более совершенных моделей развития для образовательной системы для ее последующей модернизации.

Тем не менее, для последующей реализации модели современного образования, необходимо выделить аспекты образовательной деятельности, которые наиболее влияют на качество образования:

- присутствие персонала с высокой квалификацией;

- наличие качества образовательных программ, отличающихся сочетанием уровня преподавания и инновационных технологий;

- высокое качество подготовки выпускников, способных в дальнейшем стать составной, причем инновационной, частью системы образования;

- инфраструктура школы, соответствующая стандартам;

- государственный подход к образованию как общенациональному приоритету и обеспечение адекватного финансирования и др.

Перечень аспектов, обеспечивающих высокий уровень образования достаточно велик, и имеет параметры для дальнейшего исследования. Однако, при этом, стоит отметить, что в Донецкой Народной Республике созданы достаточные условия для эффективной реализации образовательных программ.

- сформулированность цель в области качества (стратегия и политика организации в области качества на уровне государства);

- структуризация управленческой модели качеством в образовательной организации, полагающая распределение ответственности;

- присутствие плана и тактико-стратегических действий образовательной организации для её развития в целом.

Качество образования как параметр системы образования должен рассматриваться как показатель, объединяющий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса. А, кроме того, должны быть определены критерии эффективности деятельности образовательной организации, насколько соответствуют реально достигаемые результаты требованиям, а так же ожиданиям общества и личности.

Поэтому направления оценки качества образования должны рассматриваться в двухуровневой системе:

- внешняя оценка со стороны государства и других общественных институтов;

- внутренняя оценка качества образования, разработанная образовательными организациями.

Разработка каждой из данных составляющих должна быть обеспечена полноценной методологической составляющей со стороны сторон образовательного процесса.

Таким образом, основополагающим выводом для результатов исследования стоит отметить следующие направления для дальнейшей реализации улучшения результатов образовательного процесса:

- системность работы и комплексный подход по формированию общего системообразующего подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения;

- оценка качества объективной характеристики состояния и динамики изменения общеобразовательного учреждения для формирования целостного представления о состоянии системы образования (объекта), о качественных и количественных изменениях в ней;

- мониторинг соответствия государственным стандартам образования как на государственном, так и на местном уровне;

- форматирование управленческой модели программой обеспечения объективным и эффективным инструментарием оценки качества, в том числе, посредством ИКТ.

В дальнейшей педагогической практике, системный и комплексный подход к вопросу управления компонентов оценки качества образования даст возможность определить следующие результаты:

- установка новой модели системы оценки качества образования, через модернизацию системы инструментов оценки качества образования, с целью повышения уровня качества образования;

- объективная модель мониторинга качества образования, через совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования, в которой существуют высокоэффективная система критериев, показателей, индикаторов, механизмов устойчивого развития мониторинга качества;

- создание инструментов, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию образования с широким использованием современных образовательных технологий, способствующих развитию творческой, научно-исследовательской активности обучающихся;

- модель использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для стимулирования и поддержки педагогических работников, в том числе, и в контексте интеграционных процессов с Российской Федерацией.

Ключевой характеристикой, при этом, остаётся профессиональная компетентность учителя как одно из обязательных условий развития и совершенствования системы образования и самого качества образования.

В тенденциях развития системы образования есть направление обеспечить новое качество образования, отвечающее современным требованиям. Задача каждого образовательного учреждения суметь обеспечить и достойно реализовать результаты своей деятельности, используя различные механизмы внешней экспертизы качества образования: ГИА, независимую оценку качества образования, общественную аккредитацию образовательных программ, участие в публичных рейтингах по качеству образования.

Методологический подход к вопросам управления и оценки качества образования, с точки зрения перспектив её реализации и осуществления планов и задач, позволяет определить следующие направления:

- формирование методов и подходов управления качеством должно происходить на основе идей концепции управления социальными системами и управления образовательными организациями в частности;

- при формировании систем управления качеством образования должна создаваться комплексная программно-целевая базисная ИТК-система управления, ориентированная на управление процессуальной стороной образовательного процесса;

- ориентация на достижения образовательного пространства Российской Федерации, с последующей реализацией в образовательном процессе Донецкой Народной Республики.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. (Постановление №I-233П-НС) «Об образовании». - /Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.- URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 11.10.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

2. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. №832). - /Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.- URL: http://mondnr.ru/component/jdownloads/send/4-prikazy/2330-prilozhenie-k-prikazu-832-ot-16-08-2017-g (дата обращения: 11.10.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

3. Ломовцева Н.Н., Мигунова, Л.П. Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы / Н.Н. Ломовцева, Л.П. Мигунова. – Текст: электронный// Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы Экономика труда. - 2016. - Т.3. - №2.- С. 119–130. - URL:https://cyberleninka.ru/article/v/aktualnye-napravleniya-otsenki-kachestva-obrazovaniya-v-rf-trebovaniya-i-perspektivy (дата обращения: 11.10.2020).

4. Савина Н. М. Педагогическая мастерская инновационной деятельности: учебно–методическое пособие / Н.М. Савина. – Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. – 204 с. - Библиогр.: с.136-138. - ISBN 5-91295-009-3 (978-5-91295-009-4). – Текст непосредственный.

5. Шулак В.Л. К вопросу синтеза технологий в гражданско-патриотическом воспитании. /В.Л.Шулак. - Текст: электронный// К вопросу синтеза технологий в гражданско-патриотическом воспитании. Вестник Донецкого педагогического института. Научный журнал [текст]. Выпуск 3. – Донецк: ДонПИ, 2017. – 225 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-sinteza-tehnologiy-v-grazhdansko-patrioticheskom-vospitanii(дата обращения: 11.10.2020).

6. Шулак В.Л. Методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. /В.Л. Шулак. - Текст: электронный// Методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. // Вестник Донецкого педагогического института. Научный журнал [текст]. Выпуск 1. – Донецк: ДонПИ, 2018. – С.58-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodologicheskie-aspekty-sinteza-tehnologiy-v-sisteme-obrazovaniya(дата обращения: 11.10.2020).

7. Шулак В.Л. Вопросы системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении здоровья школьников. / Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: сборник материалов Международной научно – практической интернет-конференции, Санкт-Петербург, 15 апреля 2020 г. / ЧОУ ВО СПбУТУиЭ. Санкт-Петербург, 2020, 561 с. – Текст непосредственный.