
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений,
направленных на выработку основных движений и положений
органов артикуляции.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежед-
невно: утром и вечером. В зависимости от возраста детей
3,5.7 минут. Проводить сидя. Спина должна быть прямая.
Начинать проводить с 2- 3 упражнений. Постепенно довести
до 10 упражнений. С детьми младшей и средней групп нужно
проводить артикуляционную гимнастику в форме игры. Каждое
упражнение повторяется 3-4 раза.



ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УДЕРЖИВАТЬ ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ОБНАЖАЯ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ И УДЕРЖИВАТЬ ГУБЫ ПОД СЧЁТ ОТ 3 ДО 10.


ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДВИЖЕНИЕ ГУБ ВПЕРЕДИ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: ВЫТЯНУТЬ СОМКНУТЫЕ ГУБЫ ВПЕРЁД ТРУБОЧКОЙ И УДЕРЖИВАТЬ ПОД СЧЁТ.



ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЕГКО ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ГУБ НА ДРУГОЕ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ (НА СЧЁТ ДО 3-5), ПОТОМ ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ (НА СЧЁТ ДО 3-5).
2. ВЫПОЛНЯТЬ НА СЧЁТ РАЗ «ЗАБОРЧИК», НА СЧЁТ ДВА «ТРУБОЧКУ».


ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СПОКОЙНО ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ РОТ, УДЕРЖИВАЯ ГУБЫ В УЛЫБКЕ, РАЗВИВАТЬ ПОДВИЖНОСТЬ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ, ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ ВИДНЫ, УДЕРЖИВАТЬ РОТ ОТКРЫ-ТЫМ ПОД СЧЁТ. СОМКНУТЬ ЗУБЫ, УДЕРЖАТЬ ПОД СЧЁТ.
2. ОТКРЫВАТЬ РОТ ПОД СЧЁТ 1-2.


ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, ДЕЛАТЬ ЕГО ШИРОКИМ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПОЛОЖИТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК НА НИЖНЮЮ ГУБУ И ПОШ-ЛЁПЫВАТЬ ЕГО ГУБАМИ, ПРОИЗНОСЯ: ПЯ-ПЯ-ПЯ
МЯ-МЯ-МЯ
БЯ-БЯ-БЯ.
УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ ПОД СЧЁТ (3-5-10).


ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДВИЖЕНИЕ ШИРОКОГО ЯЗЫКА ВПЕРЁД –
НАЗАД.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ
РОТ, ШИРОКИМ ЯЗЫКОМ ПРОИЗВОДИТЬ ДВИ-
ЖЕНИЕ ВПЕРЁД – НАЗАД.


ЦЕЛЬ: ВЫРАБАТЫВАТЬ ДЛИТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ
ВОЗДУШНУЮ СТРУЮ, ИДУЩУЮ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА.
ВЫПОЛНЕНИЕ: ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ВПЕРЁД ТРУБОЧКОЙ И ДЛИ-
ТЕЛЬНО ДУТЬ НА ЛЕТЯЩИЙ ПЕРЕД РЕБЁНКОМ
ВАТНЫЙ ШАРИК, ЗАГОНЯЯ ЕГО МЕЖДУ ВОРО-
ТАМИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ НЕ РАЗДУВАЛИСЬ
ЩЁКИ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАГОНЯТЬ
ШАРИК НА ОДНОМ ВЫДОХЕ.


ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УДЕРЖИВАТЬ ШИРОКОРАСПЛАСТАН-
НЫЙ ЯЗЫК В СПОКОЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПОЛОЖИТЬ ШИ-
РОКИЙ ЯЗЫК НА НИЖНЮЮ ГУБУ И УДЕРЖИ-
ВАТЬ ПОД СЧЁТ.
ЯЗЫК ЛОПАТКОЙ ПОЛОЖИ И ПОД СЧЁТ ЕГО
ДЕРЖИ: 1, 2, 3, 4, 5. ТЕПЕРЬ МОЖНО РАССЛАБ-
ЛЯТЬ.


ЦЕЛЬ: УЧИТЬ РЕБЁНКА ПОДНИМАТЬ ЯЗЫК ВВЕРХ И РАСТЯГИ-
ВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ РОТ, ПОГЛАДИТЬ КОН-
ЧИКОМ ЯЗЫКА ТВЁРДОЕ НЁБО, ДЕЛАЯ ДВИЖЕ-
НИЯ ЯЗЫКОМ ВПЕРЁД – НАЗАД.
ГУБЫ И НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ НЕПОДВИЖНЫ;
КОНЧИК ЯЗЫКА НЕ ВЫСОВЫВАЕТСЯ ИЗО РТА.


ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ ЯЗЫКА ВВЕРХ И УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ
ИМ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ И
КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ
С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ, ДЕЛАЯ ЯЗЫКОМ ИЗ
СТОРОНЫ В СТОРОНУ, ЗАТЕМ ВВЕРХ – ВНИЗ.

ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, ОТРАБАТЫВАТЬ ПОДЪЁМ
ЯЗЫКА ВВЕРХ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: ПОЛОЖИТЬ ШИРОКИЙ КОНЧИК ЯЗЫКА НА НИЖ-
НЮЮ ГУБУ, НА САМЫЙ КРАЙ ЯЗЫКА ПОЛОЖИТЬ
КУСОЧЕК ИРИСКИ И ПОПРОСИТЬ РЕБЁНКА ПРИК-
ЛЕИТЬ ЕГО К НЁБУ ЗА ВЕРХНИМИ ЗУБАМИ.
ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДВИЖЕНИЕ ШИРОКОЙ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ
ЯЗЫКА ВВЕРХ И ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА, БЛИЗКОЕ К ФОРМЕ
ЧАШЕЧКИ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЬ РОТ И ШИРОКИМ ПЕРЕД-
НИМ КРАЕМ ЯЗЫКА ОБЛИЗАТЬ ВЕРХНЮЮ ГУБУ,
ДЕЛАТЬ ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ СВЕРХУ – ВНИЗ, НО
НЕ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ. РАБОТАЕТ ТОЛЬКО
ЯЗЫК.
ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ СПИНКИ ЯЗЫКА ВВЕРХ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: ПРИОТКРЫТЬ РОТ И ДЛИТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ
« Ы-Ы-Ы-Ы».
УКАЗАНИЯ: КОНЧИК ЯЗЫКА ОПУЩЕН И НАХОДИТСЯ В ГЛУБИНЕ
РТА, А СПИНКА ПОДНЯТА К НЁБУ.
ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ ВВЕРХ И РАЗВИВАТЬ ПОДВИЖ-
НОСТЬ ПЕРЕДНЕЙ ЕГО ЧАСТИ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПОЛОЖИТЬ ЯЗЫК НА ВЕРХ-
НЮЮ ГУБУ И ПРОИЗВОДИТЬ ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕД-
НИМ КРАЕМ ЯЗЫКА ПО ВЕРХНЕЙ ГУБЕ ВПЕРЁД –
НАЗАД, СТАРАЯСЬ НЕ ОТРЫВАТЬ ЯЗЫК ОТ ГУБЫ,
ПОГЛАЖИВАЯ ЕЁ. СНАЧАЛА МЕДЛЕННО, ПОТОМ
БЫСТРЕЕ. ДОБАВИТЬ ГОЛОС ДО ПОЯВЛЕНИЯ
ЗВУКА [ БЛ ].
ЯЗЫК ШИРОКИЙ, НЕ СУЖАЕТСЯ.
ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ ВПЕРЁД – НАЗАД.
ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, РАСТЯГИВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧ-
НУЮ СВЯЗКУ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПРИСОСАТЬ
ЯЗЫК К НЁБУ. ШИРОКИЙ ЯЗЫК – ШЛЯПКА, ПОДЪ-
ЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА – НОЖКА.УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК
ПОД СЧЁТ 3-5-10.
ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, РАСТЯГИВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧ-
НУЮ СВЯЗКУ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПРИСОСАТЬ
ЯЗЫК К НЁБУ. НЕ ОТПУСКАЯ ЯЗЫК, ОТКРЫВАТЬ
И ЗАКРЫВАТЬ РОТ. ПРИ ПОВТОРЕНИИ УПРАЖНЕ-
НИЯ НАДО СТАРАТЬСЯ ОТКРЫВАТЬ РОТ ШИРЕ.
ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ КОНЧИКА ЯЗЫКА, ВЫРАБАТЫВАТЬ
ПОДЪЁМ ЕГО ВВЕРХ И УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ ИМ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ И
ПОСТУЧАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ВЕРХНИМИ
ЗУБАМИ СО ЗВУКОМ [ Д ], ПОСТЕПЕННО УБЫСТ-
РЯЯ ТЕМП: Д-ДДД, Д-ДДД. ПРОИЗНОСИТЬ ЧЁТКО,
ТВЁРДО.
ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДЛИТЕЛЬНУЮ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ
СТРУЮ.
ВЫПОЛНЕНИЕ: ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ И ДЛИТЕЛЬНО
ДУТЬ НА ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ, ПОКА ОНА НЕ ПО-
ГАСНЕТ. УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ НА ОДНОМ
ВЫДОХЕ. СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ
НАДУВАЛ ЩЁКИ.
ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ БЫСТРО МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА, НЕОБХО-
ДИМОЕ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЗВУКА [ Л ] С ГЛАСНЫМИ А-Ы-
О-У.
ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ,
ЯЗЫК ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ ( ДО 5 ), ЗА ВЕРНИЕ ЗУ-
БЫ ( ДО 5 );
2. МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА НА СЧЁТ 1 – 2.
ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НАПРАВЛЯТЬ ЯЗЫК К УГЛАМ РТА
ВПРАВО – ВЛЕВО, РАЗВИВАТЬ ПОДВИЖНОСТЬ ПЕРЕДНЕЙ
ЧАСТИ ЯЗЫКА.
ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ
РОТ, ПОВЕРНУТЬ ВЫСУНУТЫЙ ЯЗЫК ВПРАВО
( НА СЧЁТ ДО 3 ) И ВЛЕВО ( НА СЧЁТ ДО 3 );
2. ПОВОРАЧИВАТЬ ЯЗЫК ВПРАВО – ВЛЕВО НА
СЧЁТ 1 – 2.
ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ
ВВЕРХ, РАСТЯГИВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ, РАЗВИ-
ВАТЬ ПОДВИЖНОСТЬ КОНЧИКА ЯЗЫКА.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ И
ПОЩЁЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ВЕРХНИМИ
ЗУБАМИ, СНАЧАЛА МЕДЛЕННО, ПОТОМ БЫСТ-
РЕЕ. РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ЯЗЫК, НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ
НЕПОДВИЖНА.
ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДЕРЖАТЬ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИ-
МИ ЗУБАМИ И ВЫГИБАТЬ СПИНКУ ЯЗЫКА.
ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ
РОТ, КОНЧИК ЯЗЫКА УПЕРЕТЬ В НИЖНИЕ РЕЗЦЫ
И НЕ ОТРЫВАЯ ЕГО ОТ ЗУБОВ, ВЫДВИГАТЬ СПИН-
КУ ЯЗЫКА. УДЕРЖИВАТЬ ПОД СЧЁТ. ЗАТЕМ ОПУС-
ТИТЬ СПИНКУ, НЕ ОТРЫВАЯ КОНЧИК ЯЗЫКА ОТ
ЗУБОВ.