СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атикуляционная гимнастика

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

     Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений,  направленных на выработку основных движений и положений органов артикуляции.Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно: утром  и  вечером.   В зависимости  от  возраста  детей 3,5,7 минут. Проводить сидя. Спина должна быть прямая. Начинать проводить с 2- 3 упражнений.   Постепенно  довести до 10 упражнений. С детьми младшей и средней групп нужно проводить артикуляционную гимнастику в форме игры. Каждое  упражнение повторяется 3-4 раза.

 

Просмотр содержимого документа
«Атикуляционная гимнастика»




Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений,

направленных на выработку основных движений и положений

органов артикуляции.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежед-

невно: утром и вечером. В зависимости от возраста детей

3,5.7 минут. Проводить сидя. Спина должна быть прямая.

Начинать проводить с 2- 3 упражнений. Постепенно довести

до 10 упражнений. С детьми младшей и средней групп нужно

проводить артикуляционную гимнастику в форме игры. Каждое

упражнение повторяется 3-4 раза.









ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УДЕРЖИВАТЬ ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ОБНАЖАЯ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ.





ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ И УДЕРЖИВАТЬ ГУБЫ ПОД СЧЁТ ОТ 3 ДО 10.




















ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДВИЖЕНИЕ ГУБ ВПЕРЕДИ.





ВЫПОЛНЕНИЕ: ВЫТЯНУТЬ СОМКНУТЫЕ ГУБЫ ВПЕРЁД ТРУБОЧКОЙ И УДЕРЖИВАТЬ ПОД СЧЁТ.












ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЕГКО ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ГУБ НА ДРУГОЕ.




ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ (НА СЧЁТ ДО 3-5), ПОТОМ ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ (НА СЧЁТ ДО 3-5).

2. ВЫПОЛНЯТЬ НА СЧЁТ РАЗ «ЗАБОРЧИК», НА СЧЁТ ДВА «ТРУБОЧКУ».












ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СПОКОЙНО ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ РОТ, УДЕРЖИВАЯ ГУБЫ В УЛЫБКЕ, РАЗВИВАТЬ ПОДВИЖНОСТЬ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ.



ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ, ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ ВИДНЫ, УДЕРЖИВАТЬ РОТ ОТКРЫ-ТЫМ ПОД СЧЁТ. СОМКНУТЬ ЗУБЫ, УДЕРЖАТЬ ПОД СЧЁТ.

2. ОТКРЫВАТЬ РОТ ПОД СЧЁТ 1-2.















ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, ДЕЛАТЬ ЕГО ШИРОКИМ.



ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПОЛОЖИТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК НА НИЖНЮЮ ГУБУ И ПОШ-ЛЁПЫВАТЬ ЕГО ГУБАМИ, ПРОИЗНОСЯ: ПЯ-ПЯ-ПЯ

МЯ-МЯ-МЯ

БЯ-БЯ-БЯ.

УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ ПОД СЧЁТ (3-5-10).

















ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДВИЖЕНИЕ ШИРОКОГО ЯЗЫКА ВПЕРЁД –

НАЗАД.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ

РОТ, ШИРОКИМ ЯЗЫКОМ ПРОИЗВОДИТЬ ДВИ-

ЖЕНИЕ ВПЕРЁД – НАЗАД.













ЦЕЛЬ: ВЫРАБАТЫВАТЬ ДЛИТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ

ВОЗДУШНУЮ СТРУЮ, ИДУЩУЮ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА.

ВЫПОЛНЕНИЕ: ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ВПЕРЁД ТРУБОЧКОЙ И ДЛИ-

ТЕЛЬНО ДУТЬ НА ЛЕТЯЩИЙ ПЕРЕД РЕБЁНКОМ

ВАТНЫЙ ШАРИК, ЗАГОНЯЯ ЕГО МЕЖДУ ВОРО-

ТАМИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ НЕ РАЗДУВАЛИСЬ

ЩЁКИ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАГОНЯТЬ

ШАРИК НА ОДНОМ ВЫДОХЕ.

















ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УДЕРЖИВАТЬ ШИРОКОРАСПЛАСТАН-

НЫЙ ЯЗЫК В СПОКОЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПОЛОЖИТЬ ШИ-

РОКИЙ ЯЗЫК НА НИЖНЮЮ ГУБУ И УДЕРЖИ-

ВАТЬ ПОД СЧЁТ.

ЯЗЫК ЛОПАТКОЙ ПОЛОЖИ И ПОД СЧЁТ ЕГО

ДЕРЖИ: 1, 2, 3, 4, 5. ТЕПЕРЬ МОЖНО РАССЛАБ-

ЛЯТЬ.














ЦЕЛЬ: УЧИТЬ РЕБЁНКА ПОДНИМАТЬ ЯЗЫК ВВЕРХ И РАСТЯГИ-

ВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ РОТ, ПОГЛАДИТЬ КОН-

ЧИКОМ ЯЗЫКА ТВЁРДОЕ НЁБО, ДЕЛАЯ ДВИЖЕ-

НИЯ ЯЗЫКОМ ВПЕРЁД – НАЗАД.

  1. ГУБЫ И НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ НЕПОДВИЖНЫ;

  2. КОНЧИК ЯЗЫКА НЕ ВЫСОВЫВАЕТСЯ ИЗО РТА.
















ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ ЯЗЫКА ВВЕРХ И УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ

ИМ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ И

КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ, ДЕЛАЯ ЯЗЫКОМ ИЗ

СТОРОНЫ В СТОРОНУ, ЗАТЕМ ВВЕРХ – ВНИЗ.


















ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, ОТРАБАТЫВАТЬ ПОДЪЁМ

ЯЗЫКА ВВЕРХ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: ПОЛОЖИТЬ ШИРОКИЙ КОНЧИК ЯЗЫКА НА НИЖ-

НЮЮ ГУБУ, НА САМЫЙ КРАЙ ЯЗЫКА ПОЛОЖИТЬ

КУСОЧЕК ИРИСКИ И ПОПРОСИТЬ РЕБЁНКА ПРИК-

ЛЕИТЬ ЕГО К НЁБУ ЗА ВЕРХНИМИ ЗУБАМИ.


















ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДВИЖЕНИЕ ШИРОКОЙ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ

ЯЗЫКА ВВЕРХ И ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА, БЛИЗКОЕ К ФОРМЕ

ЧАШЕЧКИ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЬ РОТ И ШИРОКИМ ПЕРЕД-

НИМ КРАЕМ ЯЗЫКА ОБЛИЗАТЬ ВЕРХНЮЮ ГУБУ,

ДЕЛАТЬ ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ СВЕРХУ – ВНИЗ, НО

НЕ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ. РАБОТАЕТ ТОЛЬКО

ЯЗЫК.
















ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ СПИНКИ ЯЗЫКА ВВЕРХ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: ПРИОТКРЫТЬ РОТ И ДЛИТЕЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ

« Ы-Ы-Ы-Ы».

УКАЗАНИЯ: КОНЧИК ЯЗЫКА ОПУЩЕН И НАХОДИТСЯ В ГЛУБИНЕ

РТА, А СПИНКА ПОДНЯТА К НЁБУ.













ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ ВВЕРХ И РАЗВИВАТЬ ПОДВИЖ-

НОСТЬ ПЕРЕДНЕЙ ЕГО ЧАСТИ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПОЛОЖИТЬ ЯЗЫК НА ВЕРХ-

НЮЮ ГУБУ И ПРОИЗВОДИТЬ ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕД-

НИМ КРАЕМ ЯЗЫКА ПО ВЕРХНЕЙ ГУБЕ ВПЕРЁД –

НАЗАД, СТАРАЯСЬ НЕ ОТРЫВАТЬ ЯЗЫК ОТ ГУБЫ,

ПОГЛАЖИВАЯ ЕЁ. СНАЧАЛА МЕДЛЕННО, ПОТОМ

БЫСТРЕЕ. ДОБАВИТЬ ГОЛОС ДО ПОЯВЛЕНИЯ

ЗВУКА [ БЛ ].

  1. ЯЗЫК ШИРОКИЙ, НЕ СУЖАЕТСЯ.

  2. ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ ВПЕРЁД – НАЗАД.















ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, РАСТЯГИВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧ-

НУЮ СВЯЗКУ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПРИСОСАТЬ

ЯЗЫК К НЁБУ. ШИРОКИЙ ЯЗЫК – ШЛЯПКА, ПОДЪ-

ЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА – НОЖКА.УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК

ПОД СЧЁТ 3-5-10.


















ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, РАСТЯГИВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧ-

НУЮ СВЯЗКУ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПРИОТКРЫТЬ РОТ, ПРИСОСАТЬ

ЯЗЫК К НЁБУ. НЕ ОТПУСКАЯ ЯЗЫК, ОТКРЫВАТЬ

И ЗАКРЫВАТЬ РОТ. ПРИ ПОВТОРЕНИИ УПРАЖНЕ-

НИЯ НАДО СТАРАТЬСЯ ОТКРЫВАТЬ РОТ ШИРЕ.






















ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ КОНЧИКА ЯЗЫКА, ВЫРАБАТЫВАТЬ

ПОДЪЁМ ЕГО ВВЕРХ И УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ ИМ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ И

ПОСТУЧАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ВЕРХНИМИ

ЗУБАМИ СО ЗВУКОМ [ Д ], ПОСТЕПЕННО УБЫСТ-

РЯЯ ТЕМП: Д-ДДД, Д-ДДД. ПРОИЗНОСИТЬ ЧЁТКО,

ТВЁРДО.

















ЦЕЛЬ: ВЫРАБОТАТЬ ДЛИТЕЛЬНУЮ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ

СТРУЮ.

ВЫПОЛНЕНИЕ: ВЫТЯНУТЬ ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ И ДЛИТЕЛЬНО

ДУТЬ НА ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ, ПОКА ОНА НЕ ПО-

ГАСНЕТ. УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ НА ОДНОМ

ВЫДОХЕ. СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ

НАДУВАЛ ЩЁКИ.
















ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ БЫСТРО МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА, НЕОБХО-

ДИМОЕ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЗВУКА [ Л ] С ГЛАСНЫМИ А-Ы-

О-У.

ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ,

ЯЗЫК ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ ( ДО 5 ), ЗА ВЕРНИЕ ЗУ-

БЫ ( ДО 5 );

2. МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ЯЗЫКА НА СЧЁТ 1 – 2.



















ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НАПРАВЛЯТЬ ЯЗЫК К УГЛАМ РТА

ВПРАВО – ВЛЕВО, РАЗВИВАТЬ ПОДВИЖНОСТЬ ПЕРЕДНЕЙ

ЧАСТИ ЯЗЫКА.

ВЫПОЛНЕНИЕ: 1. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ

РОТ, ПОВЕРНУТЬ ВЫСУНУТЫЙ ЯЗЫК ВПРАВО

( НА СЧЁТ ДО 3 ) И ВЛЕВО ( НА СЧЁТ ДО 3 );

2. ПОВОРАЧИВАТЬ ЯЗЫК ВПРАВО – ВЛЕВО НА

СЧЁТ 1 – 2.

















ЦЕЛЬ: УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ ЯЗЫКА, ВЫРАБОТАТЬ ПОДЪЁМ

ВВЕРХ, РАСТЯГИВАТЬ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ, РАЗВИ-

ВАТЬ ПОДВИЖНОСТЬ КОНЧИКА ЯЗЫКА.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ОТКРЫТЬ РОТ И

ПОЩЁЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ВЕРХНИМИ

ЗУБАМИ, СНАЧАЛА МЕДЛЕННО, ПОТОМ БЫСТ-

РЕЕ. РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ЯЗЫК, НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ

НЕПОДВИЖНА.
















ЦЕЛЬ: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДЕРЖАТЬ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИ-

МИ ЗУБАМИ И ВЫГИБАТЬ СПИНКУ ЯЗЫКА.

ВЫПОЛНЕНИЕ: УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ ЗУБЫ, ПРИОТКРЫТЬ

РОТ, КОНЧИК ЯЗЫКА УПЕРЕТЬ В НИЖНИЕ РЕЗЦЫ

И НЕ ОТРЫВАЯ ЕГО ОТ ЗУБОВ, ВЫДВИГАТЬ СПИН-

КУ ЯЗЫКА. УДЕРЖИВАТЬ ПОД СЧЁТ. ЗАТЕМ ОПУС-

ТИТЬ СПИНКУ, НЕ ОТРЫВАЯ КОНЧИК ЯЗЫКА ОТ

ЗУБОВ.