СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое состояние человека является главным фактором его жизнедеятельности.
Физическая подготовка это процесс, направленный на телесное совершенствование человека. В теории и практике физической культуры различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка решает задачи достижения и поддержания оптимального, функционального состояния организма. К основным средствам физической подготовки относят общеразвиваюшие упражнения, ходьба, бег, плавание, различные упражнения на гимнастических снарядах и др. человечество накопило достаточно большой опыт и знания в применении этих упражнений. Общая физическая подготовка в целом направлена на создание своеобразного функционального фундамента для дальнейшего физического совершенствование организма.
44
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 17-18 ЛЕТ
Выпускная квалификационная работа по специальности
032101 «Физическая культура и спорт»
В последние десятилетия в научно-методической литературе, учебниках при рассмотрении вопросов физического развития человека использовалось понятие «физические (двигательные) качества». К ним относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В наше время ряд специалистов предлагают исключить, по крайней мере, из научного употребления, такое словосочетание, как «физические качества», и применять вместо него понятие «физические способности». В соответствии со словарным толкованием под качеством в разных трактовках понимается: существенный признак, свойства, отличающие один предмет или одно лицо от другого; определенность предмета, явления или процесса, присущая только этому явлению или процессу. К примеру, можно говорить о качестве жизни человека, качестве питания, одежды, качествах личности, знаний в определенной области [14].
Обратимся теперь к смыслу словосочетания «физические способности». Оно трактуется по-разному, но наиболее приемлемым для сферы физической культуры является представление о физических способностях как о форме проявления дееспособности функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность человека, как о врожденных задатках, основанных на психических, физиологических и морфологических особенностях организма. В общем, физические способности рассматриваются как психофизиологический потенциал человека, определяющий эффективность его целенаправленной двигательной деятельности.
Каждый человек наделен разнообразными способностями, которые именно качественно различаются между собой. Качественные характеристики способностей человека находят свое отражение в словах, схожих с названиями упомянутых выше физических качеств, таких как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий».
Таким образом, физические качества по своей сути отражают достигнутый уровень отдельных физических способностей.
Собственно силовые способности проявляются в силовых упражнениях с большим напряжением мышц на фоне невысокой скорости их сокращения. Для собственно силовых способностей характерны такие силовые качества, как «медленная сила», «жимовая сила» «статическая сила». Другой пример, скоростно-силовые способности проявляются в упражнениях со значительным напряжением мышц и высокой скоростью их сокращения. А качественным отражением развития скоростно-силовых способностей является так называемая взрывная сила. Физические качества и физические способности многообразно взаимосвязаны. Так, разные физические качества могут быть проявлены в одной, определенной двигательной способности и в то же время ряд способностей могут характеризовать только одно физическое качество. Наиболее простой иллюстрацией последнего является то, что в основе физического качества «ловкость» лежит проявление целого ряда способностей, таких как скоростные, силовые, координационные, скоростно-силовые [18].
Физические качества человека органически связаны с его физическими способностями и определяются особенностями их проявления в разнообразных двигательных действиях. В современной теории и методике физической культуры принято различать пять основных физических способностей: силовые способности (мышечная сила); скоростные способности (быстрота); координационные способности (координация); выносливость; гибкость.
Понимание сути физических способностей предполагает знание их биологических источников, то есть факторов, определяющих наличие способностей и их проявление. Таких факторов два: наследственные и средовые. Наследственные называют часто «моторными» задатками, которые обеспечиваются анатомическими, физиологическими и психическими особенностями организма. В процессе двигательной деятельности «моторные задатки» совершенствуются и перерастают в определенные физические способности.
Средовые факторы физических способностей базируются на климатических и социально-бытовых условиях деятельности человека, материально-технологическом ее обеспечении.
Развитие физических способностей подчиняется шести закономерностям. Как уже отмечалось, на формирование способностей оказывают влияние генетические (врожденные) и средовые факторы.
Первая закономерность заключается в том, что решающее значение в развитии физических способностей имеет двигательная активность человека, направленная на совершенствование его психофизиологической природы.
Вторая закономерность заключается в развитии физических способностей в соответствии с тремя основными режимами двигательной активности. Напомним, что под такими режимами понимается определенный порядок чередования выполнения физических упражнений и пауз для отдыха, как в конкретном занятии, так и в системе тренировок. В планировании рациональных режимов важное значение имеют фазовые колебания работоспособности занимающегося. Известно, что в ходе выполнения физических упражнений работоспособность человека постепенно снижается. Организм при этом нуждается в отдыхе, в процессе которого работоспособность восстанавливается. Во время отдыха организм человека проходит ряд состояний (фаз): пониженной работоспособности; полного восстановления работоспособности; сверхвосстановления, то есть повышенной работоспособности. В зависимости от задач занятия, характера и содержания выполняемых упражнений каждая фаза отдыха имеет определенную длительность, что очень важно при планировании процесса силовой подготовки.
Третья закономерность развития физических способностей заключается в наличии трех относительно самостоятельных этапов при многократном и длительном выполнении одних и тех же нагрузок.
Первый этап связан с повышением уровня развития физических способностей на фоне всесторонних приспособительных изменений в организме. На втором этапе достигаются максимальные показатели в развитии способностей, что связано с переходом приспособительных процессов в состояние устойчивой адаптации к нагрузкам. Третий этап характерен отсутствием приспособленных сдвигов и роста физических способностей, что требует изменения характера содержания выполняемых упражнений и технологии их применения.
Четвертая закономерность развития физических способностей заключается в разновременности прироста показателей определенных физических способностей. Исследования последних десятилетий показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на развитие способностей. Эти периоды называют чувствительными (сенситивными). Так, наиболее благоприятным периодом развития силы у юношей является возраст от 14 до 17 лет.
Пятая закономерность развития физических способностей проявляется в обратимости показателей развития способностей. К примеру, даже относительно небольшой перерыв в тренировках приводит к снижению уровня функциональных возможностей и показателей развитости способностей. Известно, что в первую очередь снижаются скоростные способности, затем — силовые и далее выносливость.
Суть шестой закономерности состоит в переносе физических способностей и заключается в том, что целенаправленное изменение уровня развития одной способности приводит к изменению уровня развития другой. Перенос при развитии физических способностей может быть положительным и отрицательным, однородным и разнородным. Суть последнего заключается в том, что, например, развитие силовой выносливости путем применения одноео упражнения (подтягивание в висе) приводит к ее росту при выполнении схожей по структуре работе рук в их сгибании и разгибании в упоре лежа. Помимо этого различаются взаимный и односторонний, прямой и опосредованный перенос физических способностей. К примеру, опосредованный перенос связан лишь с созданием предпосылок для совершенствования другой способности. Так, максимальная сила ног не имеет прямой существенной связи со скоростью бега, но при этом положительно влияет на качество прыжковых упражнений. А последние, как известно, положительно влияют на скорость бега [14].
Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.
Силовые способности, их проявление обеспечиваются целостной реакцией организма, основанной на комплексной мобилизации психических качеств, мышечной, моторной, вегетативной, гормональной функций и других физиологических систем организма. В связи с этим силовые способности не сводятся к упрощенному понятию «сила мышц», ибо это было бы лишь механической характеристикой их сократительных свойств. Мышечная сила является динамическим компонентом каждого скоростного двигательного действия. Она может иметь различные качественные характеристики в зависимости от проявляемой скорости, внешнего сопротивления и продолжительности работы. В случаях, когда силовые способности развиваются в активном спортивном направлении, надо иметь в виду то обстоятельство, что тренирующий эффект зависит от величины максимума развиваемого усилия и времени его проявления
Технология применения тренировочного усилия при развитии силовых способностей может основываться на различных видах проявления следующих возможностей: однократно; повторно; в циклической или ациклической работе; против небольшого или большого внешнего сопротивления; с высокой скоростью тренировочных упражнений или медленно; из различного исходного состояния мышц - расслабленного или напряженного. К перечисленным технологическим возможностям следует добавить различные режимы мышц. Это динамический (уступающий, преодолевающий), изометрический и другие режимы работы мышц, о чем более подробно будет изложено в последующих разделах книги.
В соответствии с различными режимами работы мышц силовые способности человека подразделяются на: 1) собственно силовые и 2) скоростно-силовые [14].
Собственно силовые способности проявляются в условиях медленных движений и статического режима работы мышц. Такого рода силовые способности проявляются и развиваются в условиях применения отягощений большой величины или при удержании предельных отягощений с максимальным напряжением мышц. При использовании больших отягощений мышечная сила может быть статической и медленной динамической.
Скоростно-силовые способности проявляются при выполнении быстрых движений уступающего или преодолевающего характера, а также при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. Скоростно-силовые способности характерны для двигательных действий, в которых проявляются и достаточно высокая скорость движений, и большая сила.
Существуют две характерные особенности проявления скоростно-силовых способностей. Первая основана на том, что чем меньше внешнее отягощение, тем двигательное действие более скоростное. Вторая особенность противоположна - чем больше внешнее отягощение, тем двигательные действия менее скоростные и более силовые [28].
Для человека в равной степени важно проявление и развитие как собственно силовых, так и скоростно-силовых способностей, хотя в двигательной деятельности львиную долю занимают последние.
В процессе силовой подготовки юноши, безусловно, встретятся с необходимостью развития так называемой взрывной силой как разновидности скоростно-силовых способностей. Взрывная сила проявляется в упражнениях ударного характера, различных прыжках, в быстром беге, особенно на старте. При взрывных усилиях в любых условиях занимающийся всегда стремится максимально реализовать стартовую силу мышц. При этом характер появления ускоряющейся силы зависит от величины внешнего сопротивления и максимальной силы мышц. Известно, что силу мышц проявить невозможно. Мышцам требуется определенное время, чтобы проявить максимальную силу. Современными исследователями установили, что через 0,3 с от начала двигательного действия мышца может проявить силу до 90% от максимальной. Развитие такого условия за столь длительное время явно не годится для специфических двигательных действий во многих видах спорта. К примеру, гимнаст выполняет отталкивание на двойное сальто в вольных упражнениях в течение 80-100 м/с, финальное усилие копьеметателя длится примерно 140-150м/с, отталкивание в прыжках в высоту – 120м/с. За столь короткое время спортсмен не успевает проявить максимальную силу. Поэтому в качестве критерия эффективности действий спортсмена принимается так называемый градиент силы, а не ее величина. Существует, особенно в спорте высших достижений, специфическое проявление сильных способностей, так называемая реактивная способность неравно-мышечной системы, то есть мощного двигательного усилия сразу же после интенсивного механического растягивания мышц, что возможно при условии быстрого переключения от уступающей к преодолевающей работе и активно развивающейся двигательной нагрузке. Примером могут быть двигательные действия при отталкивании от мостика в опорных прыжках, отталкивания на сложное сальто в вольных упражнениях и др. Предварительное растягивание вызывает упругую деформацию мышц, способствует накоплению в них определённого (избыточного) потенциала напряжения. А этот возникший потенциал напряжения с началом преодолевающей работе, например, собственно выталкивания вверх (выпрямление ног), является существенной добавкой к силе тяги мышц и, таким образом, повышение ее рабочий эффект. Интересен научно установленный автором факт того, что маховые движения руками в различных спортивных прыжках при верно организованных двигательных действиях довольно существенно участвуют в сознании избыточного потенциала напряжения мышц перед финальным усилием отталкивания и тем самым являются существенным фактором рациональной спортивной технике в различных отталкиваниях [14].
Основная технологическая направленность силовой подготовки заключается в создании предпосылок и условий достаточно высокой степени направленности мышц, обеспечивающих тренирующее воздействие на них и рост проявляемых силовых качеств.
В методике и практике силовой подготовки сформировались основные пути тренирующего воздействия на мышцы с целью развития силовых способностей. К ним относятся:
поднимание груза предельного веса с ограниченным количеством повторений;
поднимание субмаксимального, но комфортного для восприятия груза с максимальным количеством повторений;
преодоление непредельных отягощений с максимальной скоростью;
преодоление внешних отягощений без изменения длины работающих мышц;
использование веса падающего тела как внешнего сопротивления и веса собственного тела как средства активизации сокращения мышц, окружающих активно работающие суставные сочленения.
Каждый из отмеченных путей позволяет развить определенные силовые способности, для чего применяются соответствующие методы их развития: метод повторных максимальных усилий; метод повторно-серийных усилий; метод дополнительных усилий; метод изометрических усилий; ударный метод развития взрывной силы и реактивной способности мышц [47].
Отмеченные выше пути тренирующего воздействия и методы развития силовых способностей позволяют формировать силу в различных ее проявлениях.
Выполнение любого физического упражнения сопряжено с определенным характером проявления мышечных усилий, то есть с определенным режимом работы мышц. Уточним, что под режимом работы мышц следует понимать определенную форму мышечной двигательной деятельности человека в условиях действия внешних и внутренних сил. Режимы работы мышц влияют на проявляемые усилия и определяют конечный результат выполнения упражнения.
В двигательной деятельности человека существует четыре режима мышечной активности.
Преодолевающий (миометрический) режим связан с преодолением какого-либо сопротивления, при котором мышца сокращается и уменьшает свою длину. Примером может быть поднимание и опускание рукой какого-либо груза или жим штанги в положении лежа на горизонтальной скамейке.
Уступающий (плиометрический) режим основан на противодействии мышцы сопротивлению, при котором она напрягается и удлиняется. Например, сдерживающее опускание какого-то груза или приседание со штангой, удерживаемой на плечах или на груди.
Смешанный (ауксотонический) режим проявляется в случае изменения и длины, и напряжения мышц. Примером может быть упражнение -глубоким хватом на кольцах подъем силой в упор, опускание в «крест» и его удержание.
Статический (изометрический) режим, при котором мышцы проявляют максимальную силу, но без изменения длины мышц.
Надо помнить, что упражнения в изометрическом режиме могут быть и полезны, и неблагоприятны. Механизм изометрического режима заключается в том, что возбуждение нервных центров под влиянием большой нагрузки довольно быстро сменяется охранительным торможением. Это проявляется в сдавливании кровеносных сосудов напряженными мышцами и в нарушении нормального кровоснабжения. Работоспособность мышцы быстро падает[14].
Очень часто встречаются двигательные ситуации, при которых изометрический режим работы сопровождается насильственным увеличением длины мышц в уступающих движениях. Это бывает, например, в амортизационных фазах при приземлении в прыжках с относительно большой высоты, а также в других прыжках, где необходимо гасить кинетическую энергию падающего тела. В этих случаях при насильственном в уступающем режиме увеличении длины мышц может проявляться сила, которая значительно (до 1,5-2 раз) выше силы, проявляемой в изометрическом режиме работы [19].
В преодолевающем режиме возможностей для проявления мышцами силы меньше, чем в изометрическом и уступающем режиме. Надо помнить о том, что чем больше скорость сокращения мышц, тем меньше при этом проявляется сила, и наоборот. То есть между проявляемой силой и скоростью сокращения мышц наблюдается обратно пропорциональная зависимость.
Существует правило - ненагруженная мышца, то есть без отягощений, укорачивается с максимальной скоростью. Если величина отягощения; или сопротивления постепенно увеличивается, то по мере этого увеличения (будь то масса отягощения или величина сопротивления) сила мышц будет возрастать, но только до определенного момента. Этот момент наступает тогда, когда дальнейшее увеличение отягощения или сопротивления не приведет к увеличению силы работающих мышц. Примером может быть метание резинового мяча и металлического шара весом 0,5-1 кг. При метании резинового мяча прилагаемая к нему сила будет меньше, чем при метании металлического шара. При постепенном увеличении массы шара вскоре наступает момент, при котором сила воздействия на предмет уже не будет зависеть от величины массы шара, а будет определяться уровнем развития изометрической силы в суставных сочленениях.
Изотонический режим работы мышц характеризуется сокращением мышцы при постоянном напряжении или воздействии внешней нагрузки. При этом режиме, чем меньше нагрузка, тем больше скорость укорочения мышцы, и наоборот. Он характерен для силовых упражнений с преодолением внешнего сопротивления (гантели, штанга, гири, отягощения на блочных устройствах).
Особенностью упражнений, выполняемых в изотоническом режиме, является то, что величина прикладываемой к снаряду силы изменяется по ходу траектории. То есть, чем больше плечо действующей внешней силы, например гантелей, при отведении рук в стороны, тем больше усилий надо прикладывать в этом движении, и наоборот.
В процессе применения упражнений с внешним отягощением необходимо помнить, что в упражнениях с гантелей или штангой, выполняемых с высокой скоростью, предельные мышечные усилия в начале движения придают снаряду ускорение, а затем последующая работа выполняется в основном на фоне появившейся инерции движения снаряда, то есть в облегченных условиях. В связи с этим упражнения с таким характером отягощения не дают желаемого эффекта для развития скоростной, динамической силы. Но если эти же упражнения выполняются равномерно в медленном или среднем темпе и обязательно с дозировкой веса, то эффект развития максимальной силы и роста мышечной массы не заставит себя долго ждать. В целом же упражнения с отягощениями весом (гири, штанги, гантели и др.) в связи с доступностью и огромным разнообразием весьма полезны, в том числе и для общего физического развития [14].
Для оценки силового потенциала человека применяется понятие абсолютной силы и ее содержание. Абсолютная сила измеряется предельным весом поднятого груза или величиной максимально произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени [22].
Для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса применяется показатель относительной силы. Эта разновидность силы оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела человека, который ее проявил [27].
Приведенные разновидности абсолютной и относительной силы, их показатели наиболее применимы в спорте. Так, показатель абсолютной силы важен при подготовке штангистов, особенно тяжелых весовых категорий, метателей молота, диска, толкателей ядра, представителей силового троеборья и др. Для представителей ярко выраженных скоростно-силовых видов спорта при оценке их силовой подготовленности важны показатели относительной силы (спортивные виды: гимнастика, прыжки в длину, высоту, бег в легкой атлетике, др.). Показателен пример значения относительной силы для овладения и выполнения упора руки в стороны на концах («крест»). Гимнаст, для уверенного выполнения этого упражнения должен стремиться сначала к показателю относительной силы равного единице, а затем и к ее превышению. В этом случае спортсмен должен поднимать и удерживать груз в половину собственной массы каждой выпрямленной рукой в положении руки в стороны. До реализации этого условия «крест» невозможен.
В практике занятий физическими упражнениями существует несколько разновидностей проявления силы:
максимальная сила;
взрывная сила с проявлением реактивной способности мышц;
скоростная сила;
силовая выносливость.
Для развития способностей к проявлению той или иной разновидности силы применяются упражнения, объединенные в три группы с характерными признаками природы внешнего сопротивления. В первую группу входят упражнения с преодолением веса собственного тела в целом, его частей и звеньев; во вторую - упражнения с внешним сопротивлением и в третью - изометрические упражнения [47].
Упражнения с преодолением веса собственного тела являются наиболее распространенными и доступными в процессе физической подготовки. Они включают прыжковые упражнения во всем их многообразии, включая прыжки в глубину с отскоком и без него, упражнения с преодолением препятствий. Упражнения с преодолением веса собственного тела, его частей и звеньев применяются в тренировках людей разного пола, возраста и подготовленности. Примером таких упражнений могут быть общеразвиваюшие упражнения силового характера, такие же упражнения на гимнастических снарядах, группа простых прыжков, прыжков в глубину с последующим отскоком; различных легкоатлетических прыжков на одной и двух ногах; преодоление различных препятствий всевозможными способами [39].
Упражнения с внешним сопротивлением по обобщенным признакам подразделяются на три группы.
Первую группу составляют упражнения с тяжестями, куда входят упражнения с партнером как отягощением двигательным действиям, упражнения со штангой, гирей, гантелями, отягощенными мячами. Эффективность развития силы с применением упражнений с внешним сопротивлением зависит от верного сочетания уступающего и преодолевающего режимом работы мышц, правильной дозировки нагрузки. Диапазон действия упражнений с внешним сопротивлением практически неограничен и распространяется на все группы мышц человека.
Вторую группу составляют игровые и беговые упражнения с преодолением влияния внешней среды, например на воде, на снегу, на песке, бег или прыжки в гору и др.
В третью группу входят упражнения с так называемым динамичным сопротивлением, такими как резиновые жгуты, пружины, эспандеры, груз на блочных устройства [14].
Изометрические упражнения связаны, с одновременным напряжением максимально возможного количество двигательных единиц работающих мышц. Эти упражнения бывают двух типов:
1) с активным напряжением мышц в течение определенного времени и в определенном положении тела, например тяга «неподъемной» штанги в положении наклона, или давление плечами на чрезмерно тяжелую штангу в положении стойки на полусогнутых ногах, или удержание упора углом на брусьях;
2) упражнения с пассивным напряжением мышц, например удержание гантелей в прямых руках в положении руки в стороны или растянутого эспандера в течение определенного времени.
Надо очень внимательно подбирать и пользоваться такими упражнениями в связи со своеобразной реакцией на них организма. Дело в том, что при сильном напряжении мышц сдавливаются кровяные сосуды и в результате изменяются ток крови. Помимо кровеносной, изометрические упражнения в определенной степени угнетающе действуют на нервную систему. Тем не менее, эти упражнения незаменимы для людей, работающих в ослабленном двигательном режиме в ограниченном пространстве. Очень ценны они и для всех желающих, улучшить свою силовую подготовленность.
Целью развития максимальной силы являются достижения человекам высокой готовности к ситуациям, в которых скорость движения проявляется в условиях внешнего сопротивления. В этом случае в качестве средств подготовки применяются преимущественно упражнения с отягощениями, выполняемые в различных режимах работы мышц. Такие упражнения подразделяются на группы общего, регионального и локального воздействия. Если под влиянием определенного упражнения в работе участвуют 2/з и более от общего количества мышц, то такое упражнение относится к группе общего воздействия; от '/з до 2/з общего количества мышц - к группе регионального воздействия и менее '/з - к группе локального воздействия.
Важнейшими факторами выбора верной технологии силовой подготовки является знание направленности воздействия конкретного упражнения и умение пользоваться элементами этой направленности как средством управления процессом подготовки. Главными элементами направленности каждого силового упражнения являются:
вид и характер упражнений;
величина отягощения или сопротивления;
количество повторений упражнений;
скорость выполнения преодолевающих или уступающих движений;
темп выполнения упражнений;
продолжительность и характер пауз между исполнениями и подходами.
В основе развития максимальной силы лежат два метода: метод максимальных усилий и повторно-серийный метод [47].
Метод максимальных усилий базируется на выполнении упражнений с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями или с ограниченным числом повторений в одном подходе и таким же определенным количеством подходов. При выполнении нескольких движений с отягощением в одном подходе тренирующая направленность метода максимальных усилий определяется преимущественно общей продолжительностью напряжения мышц. Тренирующий эффект определяется, как отмечалось ранее, величиной отягощения и количеством повторений как в одном подходе, так и за время занятий.
В практике подготовки методом максимальных усилий существует множество вариантов базовой технологии применения упражнений. Но существует пять так называемых модельных, классических вариантов, на которые целесообразно ориентироваться занимающимся. В дальнейшем, при описании вариантов силовой подготовки способом максимальных усилий будет часто упоминаться понятие отношения веса отягощения к максимально возможному. Например, «90% от максимального». Эта процентная часть определяется для мышц одного или нескольких суставных сочленений, в которых предполагается развивать максимальное усилие при выполнении упражнения. Это может быть тазобедренный сустав, плечевой, локтевой, лучезапястный и др. Самым простым способом определения максимальной силы является применение в этих целях динамометра с системой жестких тяг и креплений. Например, для тазобедренного сочленения максимальным весом будет тот вес, удерживая который на плечах, занимающийся может встать из приседа (желательно со страховкой партнера) [40].
Во всех приведенных выше способах применения максимальных усилий для развития силы даны дозировки упражнений, основанные на накопленном в физической культуре опыте применения этих упражнений. Но отмеченные дозировки не являются догмой и могут изменяться в связи с количеством средств, задействованных в работе. Например, при приседаниях со штангой количество подходов и серий должно быть меньше, чем при сгибании рук с отягощением гантелями [39].
Метод повторных максимальных усилий является базовым для повышения максимальной динамической силы без заметного увеличения мышечной массы. Те околопредельные и предельные нагрузки, применяемые в соответствии с методами максимальных усилий, связаны с перенапряжениями, трудностями контроля за техникой двигательных действий и могут провоцировать травмоопасные ситуации. Поэтому данный метод рекомендуется применять не ранее достижения юношами 16-летнего возраста или избирательно индивидуально, по мере проявления функциональной готовности юношей [14].
Следует помнить, что метод максимальных усилий в юношеском возрасте является дополнительным. А его применение предполагает предварительную базовую силовую подготовку. Этот метод может лежать в основе контрольных испытаний для оценки уровня силовой подготовленности юношей. Примером упражнений для контроля могут быть: тяга штанги от пола; жим штанги лежа на горизонтальной скамье; приседание со штангой на плечах [35].
Метод повторно-серийных усилий отличается от метода максимальных усилий тем, что основным тренирующим фактором, обеспечивающим прогресс, является предельная продолжительность работы с оптимальным или субмаксимальным отягощением.
В то время как предыдущий метод отличался фактором увеличения веса или сопротивления, тренирующее воздействие упражнений по методу повторных усилий связано с активизацией процессов, направленных на рост мышечной массы. Метод отличается большим количеством подходов и повторений упражнений в них без пауз для отдыха. Все двигательные действия в упражнениях должны выполняться медленно, без расслабления мышц между повторениями.
Несколько подходов составляют серию, которая повторяется определенное количество раз. Повторно-серийный метод силовых упражнений преимущественно применяется с целью:
умеренного увеличения мышечной массы;
существенного увеличения мышечной массы;
увеличения силовой работоспособности человека.
Умеренное увеличение мышечной массы осуществляется выполнением упражнений с отягощением 70-90% от максимального. Основными требованиями к таким упражнениям являются следующие:
вес отягощения необходимо увеличивать в отмеченном выше диапазоне в зависимости от реакции юноши на нагрузку;
повторение упражнений должно быть настолько интенсивным, насколько при этом обеспечивается достаточно активное рабочее состояние организма;
занятие должно быть достаточно продолжительным, носить насыщенный характер с активным отдыхом между сериями и подходами;
периодичность занятий по повторно-серийному методу составляет 2-3 раза в неделю с интервалом в 2-3 дня, достаточных для восстановления [2].
Имеется несколько модельных вариантов применения повторно-серийного метода с целью развития силы с умеренным увеличением мышечной массы:
Применяется вес отягощения 70-80% от максимального: в одном подходе выполняется 5-6 повторений. Одну серию составляют 2- 3 подхода. Активный отдых между подходами 4-5 мин, между сериями – 6-8 мин. Всего в занятии 2-4 серии.
Выполняется серия из трех разных по содержанию подходов: 1) вес отягощения 80% от максимального, следует стремиться к 10 повторениям в подходе; 2) вес 90% - только по 5 повторений в подходе; 3) вес 92- 95% - 2 повторения с отдыхом между ними 3-4 мин.
Выполняется четыре разных подхода с паузами 5-6 мин: 1) вес 70% - повторить 12 раз; 2) вес 80% - 10 раз; 3) вес 85% - 7 раз; 4) вес 90% - 5 раз. Всего в занятии выполняются 2 серии упражнений с отдыхом 8-10 мин.
Предполагает сочетание статического и динамического режимов работы мышц. При этом выполняется уступающее двигательное действие с отягощением 75-80% от максимального; в крайне нижнем положении выдерживается пауза 2-3 с. А затем выполняется преодолевающее действие с максимальной скоростью. В подходе упражнение повторяется 2-3 раза. Целесообразно выполнять 2 серии из 2-3 повторений. Отдых между подходами 4-5 мин, между сериями – 6-8 мин.
Предусматривается такой же, как и в предыдущем варианте статодинамический режим работы мышц. Вес отягощения – 70-80% от максимального. В первой части упражнения необходимо выполнить плавное изометрическое напряжение с нагрузкой в примерном диапазоне 40-60% от величины отягощения, а затем быстро перейти к преодолевающему движению. В одном подходе рекомендуется делать 5-6 повторений с короткими паузами; в занятии – 3-4 подхода с отдыхом по 4-5 мин [2].
Существенное увеличение мышечной массы повторно-серийным способом основано на высокой активности обменных процессов в мышцах. Этот способ предполагает очень напряженный режим работы. Особенностями занятий такими упражнениями являются следующие:
Вес отягощения непредельный, но достаточный для стимуляции больших напряжений мышц.
Работа носит продолжительный характер, в каждом подходе упражнения выполняются до утомления, а иногда и до предела.
Между повторениями в одном подходе не следует расслаблять мышцы.
Направленность упражнений локальная, на одну, две группы мышц: для воздействия на одну группу выполняется 2-3 подхода.
Планировать нагрузку на определенные группы мышц надо так, чтобы отдых до следующего занятия с подобной нагрузкой составлял не менее 2-3 суток. Как правило, цель занимающегося не ограничивается только наращиванием мышечной массы. К этому добавляется и развитие максимальной силы. Для решения этих двух задач необходимо соблюдать несколько основных условий при планировании и проведении занятий:
увеличивать или величину отягощения, или количество повторений упражнения;
в первую очередь увеличивать количество повторений и подходов, а затем добавлять вес отягощения;
увеличивая отягощение или количество подходов, надо уменьшать количество повторений;
постепенно уменьшать время активного отдыха между подходами.
Существенное увеличение мышечной массы повторно-серийным способом с соблюдением перечисленных условий способствует развитию максимальной силы, проявляемой с малой скоростью. Этот способ может быть очень эффективным началом в базовой силовой подготовке [14].
Возможно, несколько технологических вариантов выполнения упражнений повторно-серийным способом с существенным увеличением мышечной массы.
Вес отягощения 75- 80%. Движения в 10-12 повторениях надо выполнять медленно, до признаков явного утомления. Всего выполняется 2-4 подхода с активным отдыхом до 2 мин. В одном занятии желательно подбирать упражнения с воздействием на 2-3 группы мышц.
Вес отягощения 60- 70%. Выполняется 3-5 подходов по 15-20 исполнении в каждом. Отдых между подходами 2-3 мин.
Вес отягощения 80%. Выполняется по 8-10 повторений в 3-5 подходах с воздействием на одну группу мышц. Пауза между походами 2-3 мин. Возможно ощутимое утомление. В этом случае отдых между подходами увеличивается до 5 мин.
Вес отягощения 85-95%. Выполняется 5-8 повторений в 4-8 подходах с отдыхом между ними 3-4 мин. Не исключается выполнение последних повторений с физической помощью партнера, с постепенным приданием ей символического характера.
Упражнения выполняются с весом отягощения 85-90% от максимального до признаков явного утомления, затем еще 2-3 дополнительных повторения с помощью партнера, но лишь в преодолевающей части упражнения. Целесообразно выполнять 2 подхода с длительностью отдыха, достаточной для готовности к новому подходу.
Выполняется одно и то же количество повторений в каждом подходе, но с уменьшением веса отягощения в каждом из них. Например: 70x10; 65x10; 60x10 и т.д. Отдых между подходами до 2 мин. Этот вариант способствует тренировке мелких мышечных групп, которые быстро утомляются.
Выпрыгивание с весом отягощения 25-35% от максимального. Исходное положение - стоя согнувшись или полусогнувшись на возвышении 0,3-0,4 м с отягощением, находящимся на полу и связанным с телом. Выполняется 8-10 выпрыгиваний с постепенно возрастающим усилием. Всего 2-3 серии по 2 подхода в каждой и отдыхом до 2 мин. Развитие максимальной силы может осуществляться также применением изометрического метода. Он основан на выполнении кратковременных максимальных напряжений без изменения длины мышц. На одном занятии рекомендуется выполнять 4-5 статических силовых упражнений с постепенным доведением до 10-11. Такие упражнения следует включать в занятия не более 4 раз в неделю со средней продолжительностью от 10 до 15 мин [14].
Эффективность выполнения изометрических упражнений зависит от выбранной рабочей позы в суставных сочленениях. Например, в позе, при которой в исходном положении в тренируемом суставном сочленении мышцы растянуты, изометрическая нагрузка вызывает замедленный прирост силы. А при укороченном состоянии готовых к статической нагрузке мышц рост силы более ощутим. При этом наиболее приемлемы углы в суставных сочленениях от 120 до 150°. Более подробная информация о технологии применения изометрического метода дана в разделе о статических силовых упражнениях.
Взрывная сила и реактивная способность мышц являются тесно взаимосвязанными и взаимно обусловливающими компонентами скоростно-силовых качеств человека. Для их развития применяются упражнения с отягощениями: изометрические упражнения с быстрым проявлением напряжения, прыжковые упражнения и упражнения с ударным режимом работы мышц [2].
Упражнения с отягощениями и прыжковые упражнения выполняются повторно-серийным способом, наиболее распространенные варианты которых представлены ниже:
Отягощение 60-80% от максимального. В подходе выполняется 4-6 повторений с максимальной скоростью проявляемого усилия. Между повторениями необходимо расслаблять работающие мышцы. Темп повторений средний. Всего 2-4 подхода в каждой серии, с отдыхом 4-6 мин между подходами. В занятии 2-4 серии с паузами 6-8 мин.
Отягощение 60-80% от максимального. Упражнение с реверсивным режимом работы мышц, то есть с акцентированным переключением от уступающей работы к преодолевающей. Вес надо поднять примерно на одну треть амплитуды основного движения, затем резко опустить и мгновенно переключаться на подъемную преодолевающую работу. В подходе делается 3-5 повторений. Между каждым повторением необходимо расслабить мышцы (без отягощения). В серии делается 2-3 подхода с паузой 4-6 мин. Занятие содержит 2-4 серии с отдыхом 7-8 мин.
Упражнение для мышц - разгибателей ног. Выпрыгивание со штангой на плечах или с другим отягощением в руках, стоя на возвышении, отягощение при этом внизу. Отягощение может иметь широкий диапазон от 30 до 60% от максимального. Каждое выпрыгивание выполняется после амортизационного подседания с быстрым переключением от уступающей работы к преодолевающей. После каждого выпрыгивания рабочие мышцы ног следует расслаблять путем поочередного потряхивания. В подходе выполняется 4-6 выпрыгивании. В каждой серии 2-3 упражнения с активным отдыхом в течение 6-8 мин. Начальный вес отягощения подбирается опытным путем с последующим, от занятия к занятию, увеличением величины отягощения в отмеченном выше диапазоне.
Прыжковые упражнения для развития взрывной силы мышц ног для прыгучести. Упражнения выполняются с однократными и многократными отталкиваниями с максимальными усилиями в толчке [14].
Однократные прыжки можно делать с места, после 2-3 шагов, а также после предварительного напрыгивания. В одной серии выполняются 4-6 прыжков с отдыхом между сериями до относительного восстановления. В занятии выполняется 3-5 серий с короткой паузой между каждым прыжком.
Многократные прыжки представляют собой несколько, от 4 до 10-12 отталкиваний с места на одной или двух ногах. Возможны комплексные поочередные отталкивания левой, правой и двумя ногами. В одном подходе выполняются 3-4 повторения прыжков, а в серии – 2-3 подхода с отдыхом 3-4 мин. Количество серий определяется появлением явных признаков утомления [14].
Особой эффективностью в развитии взрывной силы и реактивной способности мышц отличается «ударный» метод. Он основан на ударном стимулировании мышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза, которым может быть и собственное тело занимающегося. В ходе приземления, в фазе амортизации происходит поглощение тренируемыми мышцами энергии падающего тела или другого груза. В мышцах, таким образом, создается избыточный потенциал напряжения, который способствует резкому переходу их к активному состоянию, к такому же развитию рабочего усилия, быстрому переходу от уступающей к преодолевающей работе. «Ударный» метод применяется также и для развития «амортизационной» силы. Этот метод получил наибольшее развитие и популярность в реализации группы прыжков в глубину, методика применения которых представлена в специальном разделе ниже [37].
Взрывная сила. Такая сила проявляется в упражнениях с быстрыми движениями с относительно небольшим внешним сопротивлением. В зависимости от величины сопротивления выделяют две формы скоростной силы. Первая форма проявляется в движениях с короткой амплитудой движения при наличии малого внешнего сопротивления и характерна необходимостью развития стартовой силы. Вторая отличается проявлением и стартовой и ускоряющейся силы. Она проявляется в движениях с большей (относительно первой) амплитудой и при наличии более значительного внешнего сопротивления.
Для развития скоростной силы применяется метод динамических усилий. Этот метод основан на выполнении тренировочных упражнений с максимальной скоростью и относительно небольшой величиной отягощения, как правило до 30% от максимума. Такой подход применяется для развития скоростно-силовых способностей, быстрой и взрывной силы [39].
Надо помнить важное условие, что вес отягощения двигательным действием в тренировочном упражнении должен быть таким, чтобы не оказывать разрушающего влияния на структуру техники выполняемого упражнения. Важно также, чтобы величина отягощения не приводила бы к замедлению скорости выполнения двигательных действий.
Развитие скоростной силы с применением отягощений осуществляется повторным серийным методом в следующих технологических вариантах:
Вес отягощения должен соответствовать 30-70% от того внешнего сопротивления, которое применяется в упражнении. Движения выполняются 6-8 раз в спокойном темпе, позволяющем сконцентрироваться на высокоскоростном начале каждого повторения, с предельной скоростью. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии 2-4 серии повторений с активным отдыхом между сериями в 5-7 мин.
В качестве основы применяется упражнение статодинамического характера, в котором после 2-3 изометрических напряжений в пределах 60-80% от максимального следует быстрое движение с преодолением отягощения, равного 30% от максимального. Для выполнения изометрического напряжения используется груз, который удерживается блочным устройством со специальным упором. В одном подходе – 4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии от 2 до 4 серий с паузами для отдыха 5-7 мин.
Упражнение направлено на развитие преимущественно стартовой скорости, и в частности стартовой силы мышц. Отягощение 60-65% от максимального. Выполняется короткое сконцентрированное взрывное усилие, сообщающее только стартовое движение отягощению и только на начальном отрезке его пути. Технология применения упражнения такая же, как и в упражнениях предыдущего варианта [14].
При развитии силы важным условием успеха является максимально возможное расслабление мышц перед каждым повторением упражнения. В более длительных паузах между сериями рекомендуется выполнять упражнения махового характера, расслабляющие и растягивающие мышцы [2].
Прыжки являются наиболее простым и распространенным средством развития скоростной силы. В процессе их применения необходимо основной технологический акцент делать на быстроту отталкивания и не стремиться к развитию мощности движений. При развитии скоростной силы максимального и тем более взрывного характера следует помнить два важнейших условия. Первое заключается в том, что каждый занимающийся должен учитывать свой исходный уровень физической, и в частности скоростно-силовой, подготовленности и в зависимости от этого подбирать упражнения с определенным тренирующим воздействием. При этом важно учитывать то обстоятельство, что если сила воздействия упражнений выше, чем может позволить исходная физическая подготовленность, то это нанесет вред, а если ниже - тренировка по развитию скоростно-силовых качеств бесполезна. Второе условие заключается в том, что мышцы после высокоскоростной, реактивной, взрывной нагрузки должны обязательно освобождаться от специфической усталости, оперативно готовиться к новой нагрузке. Для этого надо постоянно и целенаправленно применять упражнения на гибкость, различные растяжки, махи как в промежутках между скоростно-силовыми заданиями, так и с выделением специального времени в занятиях для этих целей [28].
Под силовой выносливостью понимается способность человека проявлять длительное время мышечные усилия, соответствующие задачам двигательных действий. Силовая выносливость - это комплексное физическое качество. Известно, что эффективность двигательной деятельности человека во многом зависит от уровня развития силовой выносливости, который определяется двумя основными факторами:
1) состоянием вегетативных систем, и в частности обеспечением требуемым кислородным режимом организма человека;
2) состоянием нервно-мышечного аппарата.
Развитие силовой выносливости должно осуществляться одновременно двумя путями: совершенствованием вегетативных систем организма, то есть созданием условий кислородного режима, и непосредственным развитием силовых способностей [20].
Развитие силовой выносливости является достаточно сложным технологическим процессом. Сложность заключается в том, что требование комплексного подхода предполагает применение в одном занятии средств воздействия на вегетативные функции и на совершенствование силового компонента. Средства и способы воздействия подбираются так, чтобы они не исключали и не противодействовали друг другу, а способствовали развитию и проявлению силовой выносливости от занятия к занятию [20].
Для развития силовой выносливости применяется метод повторных непредельных усилий. Его основным содержанием является многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или, как говорят, «до отказа». Важно придерживаться правила, при котором в каждом подходе упражнение выполняется без пауз для отдыха. Практика показывает, что в одном подходе занимающийся может выполнить от 4 до 20 повторений в зависимости от подготовленности, характера упражнения, в целом от задач занятия. Ориентиром могут быть 3-6 серий упражнений в одном занятии, а в серии до 4-5 подходов. Пауза для отдыха между подходами 2-6 мин, а между сериями повторений - до 5 мин[14].
Повторения упражнения следует выполнять со средней, а подчас и ниже средней скоростью, при этом рекомендуется применять отягощения от 40- 80% от максимальной для конкретного тренировочного упражнения.
В процессе выбора величины отягощения надо иметь в виду то обстоятельство, что при ощутимом (большом) отягощении, которое позволяет выполнить малое число повторений, будут развиваться объем мышечной массы и максимальная сила. При незначительном отягощении и максимально возможном числе повторений будет развиваться силовая выносливость. Тренировочный эффект в этом случае достигается к концу каждой серии повторений тренировочного упражнения. Смысл эффекта заключается в том, что в завершающих повторениях число задействованных в работе двигательных единиц становится максимальным. При этом происходит синхронизация их активности по образу и подобию преодоления предельных усилий. Поэтому при развитии силовой работоспособности весьма популярна методическая формула «до отказа». Суть ее в следующем: «Справься с отягощением столько раз, сколько для тебя это возможно и... еще один раз. А затем два и даже три раза» [14].
Существуют следующие варианты реализации формулы «до отказа»:
повторения выполняются в одном подходе «до отказа» при относительно не чрезмерном количестве подходов;
в ряде подходов повторения выполняются «до отказа» при не чрезмерном количестве подходов;
в каждом подходе повторения выполняются «до отказа» при максимальном количестве подходов.
Этот методический подход «до отказа» является наиболее приемлемым для юношей, начинающих заниматься силовыми упражнениями. Он достаточно прост, не травмоопасен, способствует росту мышечной массы и созданию общесиловой базы [14].
Существует несколько вариантов развития силовой выносливости:
Отягощение в упражнениях 30-70% от максимального. Количество повторений от 5 до 12-14 раз с отдыхом до восстановления для нового подхода. Количество подходов индивидуально и зависит от уровня подготовленности занимающегося. Сигналом к прекращению работы является появление очевидных признаков утомления. Опыт показывает, что такое состояние наступает после 6-8 подходов. Этот вариант способствует силовой выносливости для двигательной деятельности, связанной с максимальными проявлениями в условиях ограниченного потребления кислорода.
Применяются упражнения с отягощением 60% от максимального. Количество повторений от 15 до 30 раз в среднем темпе. Всего в занятии 2-5 подходов с отдыхом между ними 4-5 мин. Этот вариант способствует повышению эффективности использования энергетических возможностей организма и развитию способности справляться с накоплением молочной кислоты в результате мышечной работы.
Применяются упражнения в высоком темпе с отягощением от 20 до 70% от максимального. Количество повторений в подходе до предела. Рекомендуется выполнять не более 4-5 подходов в занятии. Регулируя интервалы отдыха между подходами, можно добиваться разных результатов. Если отдых мал (1-3 мин), то активно расходуются внутримышечные анаэробные энергетические возможности. При отдыхе 5-10 мин совершенствуется анаэробная производительность мышечного аппарата [2].
Существуют две основные организационные формы развития силовой выносливости. Первая заключается в выполнении серий подобранного упражнения. Второй путь - форма круговой тренировки [14].
Атлетическая гимнастика пользуется огромной и заслуженной популярностью во всем мире. Миллионы людей разного возраста в том или ином виде используют средства атлетизма для укрепления здоровья, развития силовых качеств, строительства красивого тела, коррекции фигуры. Занятия атлетизмом помогают человеку раскрыть свои физические возможности, способствуют целенаправленному позитивному воздействию на весь организм, стимулируют многие интеллектуальные качества, воспитывают настойчивость, трудолюбие, волю, побуждают к формированию здорового образа жизни [50].
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что при правильной методике тренировки силовые упражнения не только не приносят вреда, но могут способствовать укреплению здоровья и стимулировать физическое развитие подростков. Это означает, что существует потребность широкого внедрения атлетической гимнастики в систему физического воспитания школ, колледжей, профессионально-технических училищ. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы удовлетворить естественный и вполне оправданный интерес подростков к атлетической гимнастике, а с другой стороны - оградить их от самостоятельных занятий, которые без рациональной методики и разумной опеки могут нанести непоправимый вред.
Занятия атлетической гимнастикой на уроках физической культуры пока не получили должного распространения и существуют лишь в ряде вузов страны, имеющих достаточную материальную базу.
На протяжении многих лет в нашем колледже проводилась большая и планомерная работа по созданию тренажерных залов для юношей и девушек и их оснащению. Данная материальная база позволила проводить уроки физического воспитания со студентами колледжа с применением организованной формы атлетической гимнастики для новичков с целью общей физической подготовки и начинающих атлетов на первых стадиях основного цикла тренировки [37].
Атлетическая гимнастика – общедоступная система упражнений с отягощениями. В современном варианте атлетическая гимнастика - это физическая культура в самом высоком смысле этого слова, - это образ жизни, - это обязательство беречь и умножать фонд здоровья и физических качеств, которыми природа наделила человека.
Атлетическая гимнастика разнообразна в своих проявлениях. Это обусловлено следующими причинами:
атлетическая гимнастика способна воздействовать на все основные мышечные группы и даже на их отдельные части;
разнообразны виды сопротивлений, на преодоление которых направлены упражнения атлетической гимнастики;
велик диапазон степени воздействия упражнений атлетической гимнастики на отдельные мышцы, мышечные регионы или на весь организм занимающегося: по интенсивности (вес отягощения или сила сопротивления), по объему (количество упражнений, подходов и повторений).
Поэтому средствами атлетической гимнастики можно решать самые разнообразные задачи.
В зависимости от целей и задач тренировки можно выделить целый ряд видов атлетической гимнастики:
Виды атлетической гимнастики – виды спорта:
Бодибилдинг (культуризм) – это вид спорта, критерием для победы в котором является уровень развития мускулатуры: объем, рельефность, дефиниция (состояние мускулатуры, когда визуально различаются отдельные мышечные группы), сепарация (состояние мускулатуры, когда визуально различаются не только отдельные мышцы, но и ее части), пропорциональность развития [8].
Пауэрлифтинг в нашей стране более известен как силовое или атлетическое троеборье. Этот вид спорта включает в себя три способа подъема штанги: приседание, жим лежа, становая тяга.
атлетическая гимнастика как средство общей силовой подготовки;
атлетическая гимнастика как средство специальной силовой подготовки.
атлетическая гимнастика как средство двигательной активности;
атлетическая гимнастика с эстетическими целями – коррекции фигуры за счет увеличения мышечной массы всего тела или его отдельных частей, избавление от жировой прослойки на всем теле или в отдельных местах, придание скелетной мускулатуре качеств, соответствующих собственным эстетическим критериям (массивность, рельефность, сухощавость и т.д.);
атлетическая гимнастика для коррекции позвоночника;
атлетическая гимнастика как средство реабилитации мышц, сухожилий, связок после травм;
атлетическая гимнастика как средство профилактики гиподинамии и гипокинезии.
Занятия с тяжестями завоевали у студенческой молодежи огромную популярность.
Силовая подготовка характеризуется двумя качествами: общая сила и специальная сила. Общая сила – это сила всей системы скелетной мускулатуры человека, развитая разнообразными упражнениями атлетического характера. Специальная сила – это сила определенных мышечных групп, от которых, в основном, зависит степень проявления силовых качеств, влияющих на успех в данном виде деятельности. Следовательно, физическая подготовка содержит в себе как неотъемлемые элементы общую и специальную силовую подготовку.
Общая силовая подготовка занимает в физизическом воспитании определенное место, как в системе многолетнего тренировочного процесса, так и в планировании годичного цикла тренировки. При этом решается целый ряд важнейших тренировочных задач:
создается база для выполнения нагрузки силового характера;
укрепляются мышцы, сухожилия и связки всего двигательного аппарата;
ускоряются биохимические процессы в мышечной ткани, которые вызывают сдвиги, стимулирующие мышечную деятельность любого характера;
развивается общая выносливость.
Особую важность представляют занятия общей силовой подготовкой на ранних этапах спортивной тренировки, тем более, если они проводятся, начиная с первого курса [2].
Если развитие общей силы направлено в основном на предварительную подготовку организма занимающегося и его двигательного аппарата для последующей тренировочной работы, то специальная силовая подготовка нацелена на развитие тех мышечных групп, которые своей работой определяют успех в конкретном виде деятельности. Специальная силовая подготовка в колледже проводится в рамках спортивных секций.
Резкое снижение доли физического труда с развитием цивилизации поставило человека перед необходимостью поиска того или иного вида двигательной активности. Многие выбирают атлетическую гимнастику. Занятия атлетической гимнастикой могут осуществляться в соединении с другими видами активной деятельности, например, с бегом, плаванием или спортивными играми. Такая комбинация силовой работы с аэробной оказывает всестороннее воздействие на организм человека и является одной из наиболее эффективных форм двигательной активности [2].
Среди лиц, занимающихся атлетической гимнастикой, найдется немало людей, особенно среди молодежи, которые ставят перед собой задачи формирования красивого тела.
Занимаясь атлетической гимнастикой, можно избавится от лишнего веса. При этом, учитывая избирательность воздействия упражнений атлетической гимнастики, можно освободится от жировой прослойки как равномерно на всем теле, так и в отдельных местах, например, в области таза, талии и бедер. С этой целью применяется методика для «сушки» мускулатуры: большое количество повторений в подходе с небольшими отягощениями и минимальными паузами отдыха между подходами. Параллельно соблюдается при этом специальная диета с ограничением калорийности питания.
С помощью упражнений атлетической гимнастики можно добиться коррекции фигуры за счет увеличения мышечной массы всего тела или отдельных частей. Тотальное наращивание мышечной массы (на всем теле) осуществляется за счет упражнений с большими отягощениями в сочетании с рационом питания, насыщенным белковой углеводистой пищей. Если же рост мышечной массы необходим в отдельных частях тела, то выбираются упражнения, воздействующие на эти части с соответствующей нагрузкой и нейтральным рационом питания. С помощью различной методики можно наращивать мышечную массу одних частей тела с одновременной «сушкой» мускулатуры в других.
Методика атлетической гимнастики позволяет в соответствии с индивидуальными эстетическими вкусами воздействовать на свою скелетную мускулатуру с целью придания ей различных визуальных качеств. Одни занимающиеся хотели бы выглядеть более массивными. В этом случае необходима методика с применением больших отягощений в базовых упражнениях с использованием диапазона количества повторений от 6 до 8. В дополнение к этому составляется соответствующий рацион питания.
Для того, чтобы мышцы выглядели более рельефно, наряду с базовыми упражнениями используются формирующие упражнения с более высоким количеством повторений (10-12 и более). Питание также меняется: при высоком количестве белков ограничивается употребление углеводов и особенно жиров.
Многим нравится «сухощавая», «легкая» фигура. Для этого применяют средние и малые отягощения, высокое количество повторений в быстром темпе или, наоборот, в строгом стиле в сочетании с такими упражнениями аэробного характера, как бег, плавание, ритмическая гимнастика, при строжайшей диете с ограничением калорий.
Нередко любые занятия атлетической гимнастикой, которые строятся по методике культуризма, называют бодибилдингом. Такая широкая трактовка этого термина, конечно, имеет право на сосуществование. Однако при этом необходимо учитывать следующее:
1.Бодибилдинг- это вид спорта с конкретными правилами соревнований, с подготовкой и участием в этих соревнованиях;
2.Не всякий занимающийся атлетической гимнастикой согласен с критериями красоты в бодибилдинге, где ценятся огромные массивные мышцы с четким рельефом, с почти полным отсутствием жировой ткани на теле.
Комплекс упражнений атлетической гимнастики, способствующий развитию силовых способностей юношей
Становые тяги, штанга – на высоких (20-25 см) подставках, работает на разгибание грудная часть позвоночника.
Сведение плеч назад – вверх, штанга в опущенных руках.
Тяжелые становые тяги в соревновательном стиле (ноги слегка согнуть).
Тяга штанги в наклоне, ширина хвата – индивидуально.
Тяга гантели в наклоне попеременно одной рукой, свободная рука опирается на скамью (строит толщину широчайших мышц).
Подтягивание на перекладине широким хватом (развивает ширину торса).
«Рычажная тяга»:занимающийся подтягивает к животу нагруженный дисками конец штанги, другой закреплен или упирается в угол.
Вращательные движения гантели в опушенных руках.
Высокие тяги штанги перед собой, хват сверху (от широкого до среднего) локти вверх, со сведением плеч назад вверх в конечной фазе.
10. Наклоны вперед с легкой штангой на спине.
Тяга на блочном устройстве параллельно полу и животу в положении сидя, хват ладони внутрь.
Тяга на блочном устройстве параллельно полу, стоя внаклон, опираясь одной рукой о скамью.
Подтягивание на перекладине узким хватом, прогибаясь в спине до касания грудью перекладины.
Подтягивание на перекладине в том же стиле, но со специальным адаптером, позволяющим хват «ладони внутрь».
Тяга на блочном устройстве к подбородку узким хватом, локти вверх, в верхней фазе отвести плечи вверх – назад.
Тяга на блочном устройстве, сидя, руки за голову, хват средний, в верхней фазе сведения лопаток.
Лежа бедрами поперек высокой скамьи лицом вниз, ступни закреплены, руки за головой, наклоны и выпрямления торса до положения параллельно полу.
Подтягивание широким хватом на перекладине за голову.
Тяга блока сверху широким хватом за голову.
Тяга, сидя на блочном устройстве, сверху, узким хватом, к животу.
Стоя в наклоне, лоб на высокой скамье, отведение выпрямленных рук назад – вверх, удержание в верхней фазе 2 – 3 сек.
Комплекс упражнений атлетической гимнастики, способствующий развитию силовых способностей юношей в условиях тренажерного зала
1. Подъем на носки, стоя на бруске, штанга на спине.
2. Стоя на полу, поднимать носки с максимальным сокращением передней большеберцовой мышцы и задержкой в сокращении на 5 – 10 сек.
3. Поднимать носки, стоя на полу. На передней части ступни – диск от штанги.
4. Зацеп ступнями за ремень наклонной скамьи (как при тренировке пресса) и подтягивание силой мышц туловища вверх.
5. Подъем стоп на носки (на бруске) сидя, штанга на коленях.
6. Подъем на носок одной ноги, стоя на бруске, одна рука удерживает равновесие, в другой – тяжелая гантель.
Комплекс упражнений атлетической гимнастики, способствующий развитию силовых способностей юношей в условиях тренажерного зала
Выполняется по 4 – 6 подходов (6 – 8 раз)
Сгибание рук со штангой с «читингом».
Сгибание рук к плечам с гантелями и поворотом кисти наружу во второй половине восходящей фазы.
Подтягивание на перекладине хватом ладони к себе, отягощение – к поясу спереди (хват от узкого до широкого).
Жим лежа от груди узким хватом.
Отжимание на брусьях с отягощением на поясе.
Выпрямление согнутых рук (локти вертикально) лежа со штангой, узким хватом, с легким «читингом» за счет опускания штанги за голову (французский жим лежа).
В формирующем тренинге работают в 4 – 6 подходах по 8 – 10 повторений.
«Изолированное» сгибание: локти опираются на наклонную подставку, а двигаются только предплечья.
То же упражнение, с гантелями попеременно.
То же упражнение, с блочным устройством.
Сгибание рук с гантелями, сидя на наклонной (35 – 50 гр.) скамье, двигаются только предплечья, в завершающей фазе кисти проворачиваются наружу.
Сгибание рук со штангой, гантелями или блочным приспособлением, выполняемое в тоном стиле без «читинга».
Комплекс упражнений атлетической гимнастики, способствующий развитию силовых способностей юношей в условиях тренажерного зала
Выполняется по 3 – 6 подходов (15 – 30 раз).
Сгибание рук в запястьях, кисти удерживают штангу (гантели) подхватом, предплечье на коленях или на краю невысокой скамьи (важно в нижней точке частично разгибать пальцы, в движение вверх начинать с их сгибания).
Сгибание рук в запястьях, стоя с гантелями в опущенных руках, (важно в нижней точке частично разгибать пальцы, в движение вверх начинать с их сгибания).
Подъем гантелей на бицепсы, стоя или сидя, с одновременным поворотом кистей наружу (в начале упражнения руки свисают, тыльная сторона ладони направлена вперед, в конечной фазе – ладони вверх).
Сжимание кистевого экспандера, теннисного мяча, пружинной гантели.
Сгибание рук в запястьях, штанга в опущенных руках за собой.
С использованием специального устройства для развития предплечий накручивать веревку с отягощением движениями «от себя».
Комплекс упражнений атлетической гимнастики, способствующий развитию силовых способностей юношей в условиях тренажерного зала
Приседания со штангой на груди, под пятками брусок высотой 5 см. 6 – 8 подходов по 12 раз.
Жим ногами на специальном устройстве.
Поочередные выпады вперед одной ногой, штанга на плечах.
Приседания со штангой на плечах, ступни широко расставлены.
Приседания со штангой на груди, стойка ноги на ширине плеч, ступни повернуты носками внутрь. 6 – 8 подходов по 12 раз.
Половинчатое сгибание ног на специальном устройстве – от полного разгибания до вертикальной позиции голеней (для нижней части мышц).
Сгибание ног в тренажере с задержкой в сокращенном состоянии мышцы на 3 – 5 сек. (для верхней части мышцы), 6 – 8 подходов по 12 раз.
Сгибание рук со штангой к плечам, хват с одновременным разгибанием кисти во второй половине амплитуды.
Разгибание рук в запястьях, хват штанги сверху предплечья на коленях или в краю скамьи с мягкой подкладкой.
Разгибание рук в запястьях, стоя, гантели в опущенных руках.
С использованием специального устройства накручивать веревку с отягощением движениями «к себе».
Приседание со штангой «седлом», т.е. гриф между ногами, руки удерживают его разнохватом, одна перед телом, другая сзади. 6 – 8 подходов по 12 раз.
Комплекс упражнений атлетической гимнастики, способствующий развитию силовых способностей юношей в условиях тренажерного зала
Подъем туловища из положения лежа на горизонтальной доске, ноги закреплены и слегка согнуты в коленях, руки за головой.
То же упражнение, выполняемое на наклонной скамье.
Подъем туловища из положения сидя на высокой скамье, ноги закреплены, головой касаться пола сзади.
Сокращение мышц живота, лежа на полу, ноги согнуты, стопы на скамье, руки за головой.
Наклоны вперед, стоя на коленях, руки за головой.
Втягивание живота, стоя с небольшим наклоном вперед и опорой кистями о колени.
Подъем выпрямленных ног, лежа на наклонной доске.
Подъем выпрямленных ног, лежа на горизонтальной доске.
Круги ступнями ног внутрь и наружу, сидя на полу, руки в упоре сзади.
«Ножницы» в том же положении.
Подъемы выпрямленных ног в висе на перекладине.
Подтягивание коленей к животу в висе на перекладине.
Повороты туловища вправо – влево, сидя на наклонной скамье.
Подъемы туловища на наклонной скамье с поворотами торса и касание локтем колена разноименной ноги.
Наклоны в сторону, стоя, в руке гантель, которую опускать к пятке одноименной ноги.
Подъемы ног в висе широким хватом на перекладине в стороны правой и левой кисти (попеременно).
Повороты туловища в наклоне вправо – влево, сидя на скамье, на плечах гриф или легкая штанга.
Повороты туловища на наклонной скамье, на плечах гриф или легкая штанга.
Подъем туловища, лежа боком на горизонтальной скамье, ноги закреплены.
Наклоны в стороны с гантелью в руке, которую опускать к носку одноименной ноги.
Подъем корпуса, лежа бедрами на высокой скамье лицом вниз, ступни закреплены, руки за головой.