СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атомно-молекулярное учение

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Атомно-молекулярное учение»

Атомно-молекулярное учение.  Реальность атомов и молекул. Химический элемент. Химический знак.

Атомно-молекулярное учение. Реальность атомов и молекул. Химический элемент. Химический знак.

Цель: Доказать, что атомно–молекулярное учение является одним из основных законов природы, путем объяснения учащимся того, что все изменения в природе происходят благодаря изменению входящих в состав веществ молекул и атомов.  1. Образовательные задачи: расширить знания учащихся о реальности атомов и молекул, химическом элементе и химических знаках.  2. Развивающие задачи: развивать самостоятельность в работе с учебной литературой; развивать умение учащихся выделять наиболее важные моменты при изучении нового материала.  3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.
  • Цель: Доказать, что атомно–молекулярное учение является одним из основных законов природы, путем объяснения учащимся того, что все изменения в природе происходят благодаря изменению входящих в состав веществ молекул и атомов.
  • 1. Образовательные задачи: расширить знания учащихся о реальности атомов и молекул, химическом элементе и химических знаках.
  • 2. Развивающие задачи: развивать самостоятельность в работе с учебной литературой; развивать умение учащихся выделять наиболее важные моменты при изучении нового материала.
  • 3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.
• Фронтальный опрос: • Приведите примеры известных вам тел. • Назовите известные вам вещества. • Какими свойствами может обладать вещество? • Свойства веществ может ли зависеть от человека?
  • Фронтальный опрос:
  • • Приведите примеры известных вам тел.
  • • Назовите известные вам вещества.
  • • Какими свойствами может обладать вещество?
  • • Свойства веществ может ли зависеть от человека?
Атомно-молекулярное учение развил и впервые применил в химии великий русский ученый М.В.Ломоносов. Основные положения этого учения изложены в работе
  • Атомно-молекулярное учение развил и впервые применил в химии великий русский ученый М.В.Ломоносов. Основные положения этого учения изложены в работе "Элементы математической химии" (1741) и ряде других. Сущность учения Ломоносова можно свести к следующим положениям.
  • 1. Все вещества состоят из "корпускул" (так Ломоносов называл молекулы).
  • 2. Молекулы состоят из "элементов" (так Ломоносов называл атомы).
  • 3. Частицы - молекулы и атомы - находятся в непрерывном движении. Тепловое состояние тел есть результат движения их частиц.
  • 4. Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных веществ - из различных атомов.
Ломоносов М.В

Ломоносов М.В

Молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию. Молекулы построены из атомов.
  • Молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию. Молекулы построены из атомов.
Через 67 лет после Ломоносова атомистическое учение в химии применил английский ученый Джон Дальтон. Он изложил основные положения атомистики в книге
  • Через 67 лет после Ломоносова атомистическое учение в химии применил английский ученый Джон Дальтон. Он изложил основные положения атомистики в книге "Новая система химической философии" (1808). В своей основе учение Дальтона повторяет учение Ломоносова. Однако Дальтон отрицал существование молекул у простых веществ, что по сравнению с учением Ломоносова является шагом назад. По Дальтону, простые вещества состоят только из атомов, и лишь сложные вещества - из "сложных атомов" (в современном понимании - молекул). Атомно-молекулярное учение в химии окончательно утвердилось лишь в середине XIX в. На международном съезде химиков г. Карлсруэ в 1860 г. были приняты определения понятий молекулы и атома.
Молекула - это наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами. Химические свойства молекулы определяются ее составом и химическим строением. Атом - наименьшая частица химического элемента, входящая в состав молекул простых и сложных веществ. Химические свойства элемента определяются строением его атома. Отсюда следует определение атома, соответствующее современным представлениям: Атом - это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного атомного ядра и отрицательно заряженных электронов.
  • Молекула - это наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами. Химические свойства молекулы определяются ее составом и химическим строением.
  • Атом - наименьшая частица химического элемента, входящая в состав молекул простых и сложных веществ. Химические свойства элемента определяются строением его атома. Отсюда следует определение атома, соответствующее современным представлениям:
  • Атом - это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного атомного ядра и отрицательно заряженных электронов.
Согласно современным представлениям из молекул состоят вещества в газообразном и парообразном состоянии. В твердом состоянии из молекул состоят лишь вещества, кристаллическая решетка которых имеет молекулярную структуру. Большинство же твердых неорганических веществ не имеет молекулярной структуры: их решетка состоит не из молекул, а из других частиц (ионов, атомов); они существуют в виде макротел (кристалл хлорида натрия, кусок меди и др.). Не имеют молекулярной структуры соли, оксиды металлов, алмаз, кремний, металлы.
  • Согласно современным представлениям из молекул состоят вещества в газообразном и парообразном состоянии. В твердом состоянии из молекул состоят лишь вещества, кристаллическая решетка которых имеет молекулярную структуру. Большинство же твердых неорганических веществ не имеет молекулярной структуры: их решетка состоит не из молекул, а из других частиц (ионов, атомов); они существуют в виде макротел (кристалл хлорида натрия, кусок меди и др.). Не имеют молекулярной структуры соли, оксиды металлов, алмаз, кремний, металлы.
Атомно-молекулярное учение позволило объяснить основные понятия и законы химии. С точки зрения атомно-молекулярного учения химическим элементом называется каждый отдельный вид атомов. Важнейшей характеристикой атома является положительный заряд его ядра, численно равный порядковому номеру элемента. Значение заряда ядра служит отличительным признаком для различных видов атомов, что позволяет дать более полное определение понятия элемента:
  • Атомно-молекулярное учение позволило объяснить основные понятия и законы химии. С точки зрения атомно-молекулярного учения химическим элементом называется каждый отдельный вид атомов. Важнейшей характеристикой атома является положительный заряд его ядра, численно равный порядковому номеру элемента. Значение заряда ядра служит отличительным признаком для различных видов атомов, что позволяет дать более полное определение понятия элемента:
   Химический элемент - это определенный вид атомов с одинаковым положительным зарядом ядра.

Химический элемент - это определенный вид атомов с одинаковым положительным зарядом ядра.

 Йёнс Якоб Берцелиус  Шведский химик

Йёнс Якоб Берцелиус

Шведский химик

 Химическая символика.  По предложению шведского химика Й. Берцелиуса химические элементы обозначают начальной или начальной и одной из последующих букв латинского названия элемента (1813 г). Водород Hydrogenium H; Ртуть Hydrargyrum Hg;  Эти буквенные обозначения называются химическими знаками или химическими символами

Химическая символика. По предложению шведского химика Й. Берцелиуса химические элементы обозначают начальной или начальной и одной из последующих букв латинского названия элемента (1813 г). Водород Hydrogenium H; Ртуть Hydrargyrum Hg;

Эти буквенные обозначения называются химическими знаками или химическими символами

. Закрепление: • Из чего состоят вещества? • Как изменение температуры влияет на объем тела? • Из каких частиц состоят атомы? • Что такое молекула? • Что такое химический элемент, химический знак?
  • . Закрепление:
  • • Из чего состоят вещества?
  • • Как изменение температуры влияет на объем тела?
  • • Из каких частиц состоят атомы?
  • • Что такое молекула?
  • • Что такое химический элемент, химический знак?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!