СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атрибутивное оформление детского движения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предлагается символика детского движения

Просмотр содержимого документа
«Атрибутивное оформление детского движения.»

Атрибутивное оформление детского движения.

Атрибутивное оформление детского движения – это приписывание детскому объединению характеристик косвенно влияющих на «распознавание» деятельности объединения в социуме.
Роль символов в детской организации.

Опираясь на типологию символов (С.А.Шмаков), выделяют следующие группы, значимые для детской организации:

- визуальные символы: эмблемы и значки; тайные знаки; аппликации (орнаменты, изображения, нашивки и т.д.); экслибрисы на атрибутах организации; знаки различия по субординации самоуправления; головные уборы, форма;

- визуально-кинетические символы: жесты приветствия, прощания; символические жесты (салют, ритуал, отдание чести и др.); жесты общности на массовых мероприятиях («круг», ритуал завершения дня, дела);

- словесно-звуковые символы: девизы, речевки, название, прозвища, музыкальные темы, сигналы, песни (гимн);

- предметные символы: знаки различия, памятные знаки, знаки поощрения (наградные ленты, значки, вымпелы, кубки, медали); знаки присвоения разрядов, классности; талисманы (предметы, приносящие удачу, демонстрирующие посвящение в общность и пр.).

Добавляют еще одну группу символов - действенные, к которым относят ритуалы, обряды (С.Н.Смирнов). Известны также собирательные символы, аккумулирующие в себе признаки всех перечисленных выше:

- символы-личности («барабанщик», «трубач», «Гаврош», «Мальчиш-Кибальчиш», «Орленок» -символы романтики борьбы, подвига, верности высшим идеалам, самопожертвования)

- символы-события («Победа в Великой Отечественной войне» - символ стойкости, мужества, героизма; «Полет Ю. Гагарина в космос» - символ победы, единства, возрождения и пр.).

Общепризнано, что организации необходимы название, девиз и гимн, флаг (знамя, штандарт). На флаге, как и на значках (на погонах, на головных уборах или повязках), должна находиться эмблема (герб) организации. Название организации может отражать профильность ее деятельности («Поиск»), а может носить символический характер («Наследники») или отражать субкультурные особенности детско-подросткового сообщества («Романтики»).

Девиз и лозунг представляют собой краткое изречение, содержащее определенные принципиальные положения, идеи, задачи организации. Девиз должен быть кратким и достаточно простым для произнесения (особенно коллективного).

Песня (или гимн), становясь объединяющим символом, дает опыт коллективных переживаний. У организации могут быть песни, уместные и традиционные в разных ситуациях (на сборах, в дороге, у костра и т.д.). Песни становятся еще одной визитной карточкой организации. Герб призван передать в образной форме отличительные черты организации, ее идеалы и главные ценности. Герб (эмблема) может присутствовать на шевронах, нашиваемых на одежду, головных уборах. Его изображают в материалах прессы и пр.

Тайный знак может существовать как опознавательный сигнал «для своих», для того, чтобы «шифровать свои дела» (С.А.Шмаков).

Сигнал сбора - способ оповещения для немедленного сбора всех или кого-то выборочно (когда-то: сигнал горна, свистка, дудки; сегодня - использование возможностей виртуальной связи (флэш-мобы), размещение на сайте организации либо по электронной почте и пр.).

Форма (парадная и повседневная). По словам А.С. Макаренко: «красивая форма - клей для коллектива».

Таким образом, многочисленные символы объединены общим значением, которое задает стиль сообщества. При разработке символики очень важно учитывать:

• адекватность символики современным представлениям детей и подростков, соотнесение слов, знаков, звуков с актуальными субкультурными явлениями;

• половозрастные, национальные, региональные и пр. особенности состава детской общественной организации (объединения);

• общепринятые принципы и подходы геральдики. Решение о разработке атрибутики детского общественного объединения или организации принимается на общем собрании или сборе.

2. Традиции детского движения.

Традиции (лат. traditio - «передаю») - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и воспроизводящиеся в определенных социальных группах в течение длительного времени. Традиции детского объединения (организации) - те или иные ритуальные действия, формы общения, поведения и деятельности, сложившиеся и сохраняющиеся в детском движении в течение длительного срока; передаваемые от одного поколения ее членов последующим; повторяемые в определенное время в сходных ситуациях; присущие данному коллективу; принятые его членами и эмоционально окрашенные.

Жизнедеятельность организации представляет богатое пространство для формирования разнообразных традиций.

Традиции, связанные с делами и формами совместной деятельности:

- поисковые экспедиции по памятным местам, по местам подвига героев, защитников Родины;

- праздники;

- социальные акции: поддержка младших, ветеранов;

- трудовые десанты;

- встречи с интересными людьми;

- конкурсы социальных проектов;

- слеты, игры;

- средства массовой информации: газета, сайт, листовки и т.д.;

- наиболее яркие ключевые дела и события организации.

Эти традиции закрепляют в явной форме общественную составляющую

деятельности детских общественных организаций. Традиции, отражающие стиль отношений, характерный для жизнедеятельности организации: коллективизм и товарищество, самодеятельность, игра, романтика, устремленность в будущее.

Эти традиции могут быть реализованы как в прямой форме:

- краткие девизы организации;

- лозунги, сопровождающие ту или иную деятельность;

- законы или заповеди организации;

- летописи, которые могут реализоваться наглядно в буклетах, памятках, истории организации;

- создание музея организации, так и в косвенной:

- признаваемые «герои»: реальные и идеальные личности, чья жизнь, поступки представляются значимыми и ценными с точки зрения организации.

Традиции, поддерживающие повседневный образ жизни организации: роль и место взрослого в детской общественной организации, организация самоуправления, подготовка дел - традиция коллективно-творческой деятельности. Традиция распределения поручений, приветствий, завершения дел. Традиция точного времени, поднятой руки, свободного микрофона и пр., - своего рода «этикет» организации. Эти традиции регулируют внутренние проявления отношений внутри организации.

Традиции, закрепляющие символическую культуру организации:

- ритуал посвящения, который олицетворяет приобщение членов организации к определенной социальной группе, формирует мотив участия в деятельности организации и налагает определенную меру ответственности;

- церемония начала общего сбора и пр.;

- отношение к символике - традиционность формы, цвета галстуков;

- сленг, «талисманы», тайные знаки и др.

В этих традициях закрепляется своеобразие, отличность организации от иных.

Таким образом, традиции присутствуют как в ценностно-нормативной (знаковой) плоскости жизни организации, так и в предметной, ритуальной. Условно их можно разделить на традиции-нормы, к которым можно отнести законы жизнедеятельности коллектива, «орлятский круг», доброе отношение к людям и др. и традиции-события: слеты, праздники, тематические смены, акции и т.д. Они становятся своеобразными эталонами, образцами, на которые равняются в повседневной жизни.

3. Имидж детского объединения.
Имидж (от англ. — «образ», «изображение», «отражение», «идол») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Имидж организации можно определить как сформировавшийся, действенный, эмоционально окрашенный образ организации или отдельных её составляющих, наделённых определёнными характеристиками, основанными на реальных или приписываемых перцептивных свойствах конкретной организации, обладающих социальной значимостью для восприятия.

Факторы влияющие на формирование имиджа:

-история организации, фирмы, ее традиция и репутация;

-личность руководителя, управление организацией;

-социальная ответственность перед обществом, этичность деятельности и отношений;

-фирменный стиль;

-паблисити - рекламная известность;

-финансовое положение организации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!