На протяжении всего своего существования натюрморт терпел различные изменения Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома. Атрибуты – это различные вещи, предметы которые относятся к определенной сфере например атрибуты для дома (…) Для чего и какие атрибуты могут быть еще ? А кто мне может назвать атрибуты искусства? (…) Какие виды искусства бывают? (пространственные, временные и пространственно-временные) Давайте рассмотрим репродукцию картины Жан Бати́ста Симео́н Шарде́на «атрибуты искусства» Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено Как построена композиция? «атрибуты науки» Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено Как построена композиция? Цветочный натюрморт Натюрморты типа «Завтрака», «Сервированные столы» Ученый натюрморт Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «mementomori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистскиеприемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок». Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» ЛюбенаБожена. Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжет-ном соподчинении с интерьером. Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предетов темой, сюжетом. В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Это первое правило построения натюрморта. Правила построения натюрморта Тематическое единство предметов. (Если поставить рядом с овощами книгу, постановка будет выглядеть нелепой) Разнообразие предметов. (В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету. Два одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого. Но также надо избегать слишком большой разницы в размерах предметов. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна. Но разумный контраст большого и малого, светлого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового подчеркивает особенности каждой формы, усиливает выразительность. Целостность. (Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составлять единое целое, но не загораживать друг друга.Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением.) Композиционный центр. (В натюрморте должен быть композиционный центр – основной, главный, центральный предмет. Обычно находится он на втором плане.) Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы скомпонуются в натюрморте, если войдут в этот овал. Композиция натюрморта может быть вписана и в любую другую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат. (Рассмотреть схемы композиционного расположения предметов) Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций построенных симметрично. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, неуравновешенность частей композиции. Подобных схем может быть много. Предметы натюрморта не обязательно располагают по схеме. Это зависит от того, какого образа хочет достигнуть художник. Приемы: Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный – на светлом. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж. Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Показать поэтапное построение ОПИСАНИЕ |