СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образовани"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестационная работа " Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Просмотр содержимого документа
«АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образовани"»

ГБУ ДПО « Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» кафедра специального (коррекционного) образования







АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Тема: «Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования»
















Выполнила: учитель начальных классов,

высшей категории

Гордиенко С.Ю.

группа № 133








Челябинск 2020


Оглавление


Введение

  1. Проектирование программы коррекционной работы

  2. Структура коррекционной работы

  3. Примерная программа коррекционной работы с обучающимися начального общего образования

  4. Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе

  5. Практическая часть

  6. Литература

Введение


Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) образование является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.



Проектирование программы коррекционной работы


Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования с учетом возможностей образовательного учреждения.

Главные задачи школы в свете современной государственной политики – создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение сегодня должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить цели и достигать их, уметь реагировать на различные жизненные ситуации.

Именно эти идеи нашли отражение в концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

ФГОС НОО реализуется в общеобразовательной организации посредством основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы является обязательным компонентом ООП НОО и разрабатывается общеобразовательной организацией при организации обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных обучения и воспитания, т.е это дети инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы на уровне НОО сформирована для контингента детей с ОВЗ. Программа должна обеспечивать системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи коррекционной программы согласно ФГОС НОО:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

- осуществлять индивидуально ориентированную медико-психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

- обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.


Структура коррекционной работы


Согласно положениям ФГОС НОО (п. 19.8), программа коррекционной работы ОО должна последовательно включать в себя содержательные элементы:

*Общие положения. Цели и задачи программы

*Направления работы

*Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

*Этапы реализации

*Механизм реализации

*Планируемые результаты коррекционной работы

Данная структура программы коррекционной работы является оптимальной с точки зрения реализации ФГОС НОО, а поэтому она может быть рекомендована любой общеобразовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования.


Примерная программа коррекционной работы

с обучающимися начального общего образования

Пояснительная записка

Одной из основных функций ФГОС НОО является коррекционная работа и реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в полной мере использующее возможности его развития и отвечающее его потребностям. В соответствии со Стандартом программа коррекционной работы направлена на формирование комплексной системы помощи детям с ОВЗ, социальную адаптацию и в усвоении основной образовательной программы начального общего образования.

Медико-психолого-педагогический консилиум является организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения. Главная задача консилиума: защита прав интересов ребенка; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; диагностика по проблемам развития; консультирование всех участников образовательного процесса.

Базовые документы необходимые для разрабатывания программы коррекционной работы:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 12.12.2011 № 22540);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ МОиН №363 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст №17785 от 22. 12. 2009;


Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2009 г.;


Положение МППк;

Положение о МПСПС.

Цель программы: создание системы комплексной помощи и социальную адаптацию детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.


Задачи:

- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;


 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;


разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация групповых занятий для детей с ОВЗ;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;



оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.


Ожидаемые результаты примерной коррекционной программы:


-своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-создание комфортной развивающей образовательной среды, преемственной по отношению к основной образовательной программе дошкольного образования и учитывающей особенности организации начального общего образования;


-обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей;

-достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ;


-достижение целей начального общего образования, обеспечивающих его качество, доступность и открытость для обучающихся и их родителей (законных представителей);



Принципы формирования примерной коррекционной программы



Соблюдение интересов ребёнка. Определяет позицию специалиста, который призван решать проблему в интересах ребёнка с максимальной пользой.


Системность. Обеспечивает участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;


Непрерывность. Гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.


Вариативность. Предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.


Рекомендательный характер оказания помощи. Обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).


Направления примерной коррекционной работы



Примерная программа коррекционной работы на ступени НОО включает в себя взаимосвязанные направления:


диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;


коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);


консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;


информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.




Коррекционная работа реализуется поэтапно



Этап сбора и анализа информации: результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.


Этап планирования, организации, координации: результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс, условия обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.


Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды:


результатом является констатация соответствия созданных условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую деятельность по образовательным потребностям ребенка.


Этап регуляции и корректировки: результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


Механизмы реализации примерной коррекционной программы



-взаимодействие специалистов МПСПС образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:


-комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;


-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

-составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.


Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка


Изучение ребенка

Содержание работы

Методики

Ответственные

Медицинское

Выявление состояния физического здоровья

-Изучение медицинской документации;

-Беседы с родителями (законными представителями)

Медицинский работник

Психологическое

-Определение уровня психического развития, зоны ближайшего развития;

-уровень развития мышления;

-развитие внимания;

-развитие памяти

Специальный эксперимент

Педагог-психолог

Логопедическое

Определение актуального уровня речевого развития, зоны ближайшего развития

Специальный эксперимент.

Учитель-логопед

Социально-педагогическое

-Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка с ОВЗ;

-педагогический мониторинг достижений обучающегося.

Посещение семей, наблюдение, беседы, анкетирование.

Социальный педагог, классный руководитель



Программа коррекционной работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья


Пояснительная записка

Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ- это программа деятельности учителя, предусматривает определения учителем цели, задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, постепенного включения участников образовательного процесса (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, коррекционно –развивающую среду, достижения результатов, успешного овладения стандартами НОО образовательного учреждения, социализации в обществе, воспитания толерантного поведения, формирование классного и родительского коллективов.

Ведущая роль в разработке и реализации программы должна выполняться классным руководителем, который должен организовать учебно-воспитательный процесс с детьми, но и родителями, а также объединить усилия всех специалистов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинского работника, педагогов дополнительного образования) на изучение особенностей детей и участие в сплочении классного коллектива, индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей, оказание им коррекционно-развивающей и компенсаторной помощи.

Программа  разработана на основе  нормативно-правовых документов по коррекционно-развивающему обучению а также  современных документов, определяющих  требования по введению ФГОС, материалов педагогических сайтов.

Цель программы:

Программа  коррекционной работы в соответствии со Стандартом ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии  обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи программы:

- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;


 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;


разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация групповых занятий для детей с ОВЗ;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;



оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

   

Ожидаемые результаты

- Формирование у учащихся УУД, предусмотренных стандартами НОО, готовности к обучению основного общего образования.

-Развитие способности к самообучению, самосовершенствованию, самореализации.

-Воспитание толерантного поведения у учащихся и родителей.



Результаты реализации программы


- Заключение школьного и областного ПМПК об уровне развития и определение формы продолжения образования.

-Итоговая аттестация (освоение программы начального общего образования).

-Анкетирование детей и родителей.



Этапы программы


-Информационно – аналитическая деятельность (сбор информации, ее анализ);

-Организационно - исполнительская деятельность;

-Контрольно-диагностическая деятельность;

-Регулятивно-корректировочная деятельность.



Информационно-аналитическая деятельность



№п/п

Направления, содержания форма деятельности

Участники

Сроки

Кто проводит

С кем проводит

1.

Педагогическая диагностика.
Наблюдение, анкетирование детей и родителей.  Входные,  срезовые работы.

Анализ уровня знаний, умений и навыков, воспитанности. Выявление индивидуальных способностей. Заполнение Swot-карты

Учитель-классный руководитель

Весь первый  класс и вновь прибывающие учащиеся

Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей  

2.

Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе

Педагог-психолог, классный руководитель

Дети с особенностями,  все учащиеся класса

Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей

3.

Диагностика развития устной и письменной речи.

Учитель-логопед

Дети с проблемами речи

Сентябрь (15-30) и по мере поступления детей

4.

Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья.

Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры

Учащиеся

В начале обучения и в конце каждого учебного года

5.

Анкетирование родителей

Классный руководитель, социальный педагог

Родители

Начало обучения, в течении года




Организационно - исполнительская деятельность



№п/п

Направления, содержания форма деятельности

Участники

Сроки

Кто проводит

С кем проводит

1.

Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПК, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения.

Классный руководитель, члены ПМПК

Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии

По  итогам диагностики.

2.

Планирование,  организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ. Индивидуальное сопровождение. Комплектование коррекционных групп. Составление расписания групповых, индивидуальных занятий.

Учитель- классный руководитель, члены ПМПК,

Учитель-классный руководитель,
Учитель-логопед, педагог-психолог.

В течении года

3.

Обеспечение успешной адаптации детей  в классе.
Включение учащихся с ЗПР в общеобразовательный процесс со всем классом через урок:

а) Обеспечение индивидуализации обучения через подбор индивидуальных заданий по подготовке к восприятию нового материала, дифференцированных карточек, памяток, опор.
б) Включение в работу в группах, парах.
в) Оказание индивидуальной помощи при затруднениях, организация взаимопомощи.
г) Индивидуальный анализ ошибок, успехов.
Заполнение Swot-карты
д) Индивидуальные задания для самостоятельной работы и домашнего задания. 
е) Создание ситуации успеха для каждого.

Классный руководитель



Учителя- предметники

 

 

 

 

Учитель,
классный руководитель

Дети с проблемами

В течение года




Ежедневно

 

 

 

Ежедневно

 





































Постоянно

4.

Организация индивидуально-групповых  коррекционно-развивающих занятий по предмету.

а) Индивидуальные  и групповые коррекционно-развивающие  и занятия   по учебным  предметам

б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами

Учителя-предметники

 













Педагог-психолог, учитель- логопед

Дети с проблемами

 













Группы детей, на основании диагностики  и индивидуальных маршрутов.

В течение года, по расписанию специалистов в соответствии с учебным планом (по 15-20 минут внеурочно).



По расписанию специалистов и по ситуации



Контрольно-диагностическая деятельность


№п/п

Направления, содержания форма деятельности

Участники

Сроки

Кто проводит

С кем проводит

1.

Создание коррекционно- развивающей среды в школе, в классе и дома

Классный руководитель, социальный педагог

Педагоги, родители учащихся.

Постоянно

2.

Консультации для родителей

Классный руководитель, специалисты

Родители учащихся

В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации

3.

Контроль  за соблюдением  индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья  учащихся

Медицинский работник, классный руководитель

Учащиеся с ОВЗ

В течение года

4.

Вовлечение детей с  ограниченными возможностями здоровья  во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей

Классный руководитель, педагог дополнительного образования

Учащиеся с ОВЗ

В течение года в соответствии с планом воспитательной работы

5.

Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы)

Классный руководитель

Родители, дети

В течение года


Регулятивно-корректировочная деятельность


№п/п

Направления, содержания форма деятельности

Участники

Сроки

Кто проводит

С кем проводит

1.

Анализ  диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Учитель, классный руководитель, специалисты.

Дети с ОВЗ

В течение года

2.

Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся

учитель, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В течение года

3.

Срезовые контрольные работы и их анализ

Учитель, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В течение года

4.

Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей

Учитель, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В конце каждого года обучения

5.

Составление подробных характеристик

учитель, специалисты, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В конце каждого года обучения

6.

Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК).

учитель, специа-листы, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В конце каждого года обучения

7.

Повторное направление на областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики.

учитель, специалисты, классный руководитель

Дети с ОВЗ

В конце каждого года обучения

8.

Итоговое диагностирование  в областной ПМПК,  определение дальнейшей формы обучения. Заполнение Swot-карты

Специалисты ПМПК, классный руководитель

Дети с ОВЗ

4 класс

9.

Обеспечение преемственности при переходе на вторую ступень обучения

1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического консилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения.

Специалисты ПМПК




2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты ПМПК




3. Консультирование учителей будущего пятого класса и  родителей учащихся.

 Специалисты ПМПК

Педагоги второй ступени, родители.

В конце 4 класса и в начале 5 класса.


4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе

Классные руководители 4 и 5 класса

Родители

Первая учебная четверть в 5 классе
























Литература


  1. Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 76с.;

  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1994.

  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)

  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.

  5. Боскин Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

  6. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.

  7. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.

  8. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с

  9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 19990.- 191 с.

  10. Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению /Сост. В. Пирогова. – Белгород, 2007)

  11. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с

  12. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с

  13. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1999.

  14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.

  15. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с центральным поражением. – М., 1981.

  16. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.

  17. Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

  18. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

  19. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция /авт.-сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. – 143с

  20. Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

  21. Щеткина Г.Ф.Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007.

  22. http://festival.1september.ru/articles/210412/