ГБУ ДПО « Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» кафедра специального (коррекционного) образования
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования»
Выполнила: учитель начальных классов,
высшей категории
Гордиенко С.Ю.
группа № 133
Челябинск 2020
Оглавление
Введение
Проектирование программы коррекционной работы
Структура коррекционной работы
Примерная программа коррекционной работы с обучающимися начального общего образования
Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе
Практическая часть
Литература
Введение
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) образование является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Проектирование программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования с учетом возможностей образовательного учреждения.
Главные задачи школы в свете современной государственной политики – создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение сегодня должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить цели и достигать их, уметь реагировать на различные жизненные ситуации.
Именно эти идеи нашли отражение в концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
ФГОС НОО реализуется в общеобразовательной организации посредством основной образовательной программы начального общего образования.
Программа коррекционной работы является обязательным компонентом ООП НОО и разрабатывается общеобразовательной организацией при организации обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных обучения и воспитания, т.е это дети инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Программа коррекционной работы на уровне НОО сформирована для контингента детей с ОВЗ. Программа должна обеспечивать системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи коррекционной программы согласно ФГОС НОО:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную медико-психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
- обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
Структура коррекционной работы
Согласно положениям ФГОС НОО (п. 19.8), программа коррекционной работы ОО должна последовательно включать в себя содержательные элементы:
*Общие положения. Цели и задачи программы
*Направления работы
*Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий
*Этапы реализации
*Механизм реализации
*Планируемые результаты коррекционной работы
Данная структура программы коррекционной работы является оптимальной с точки зрения реализации ФГОС НОО, а поэтому она может быть рекомендована любой общеобразовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования.
Примерная программа коррекционной работы
с обучающимися начального общего образования
Пояснительная записка
Одной из основных функций ФГОС НОО является коррекционная работа и реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в полной мере использующее возможности его развития и отвечающее его потребностям. В соответствии со Стандартом программа коррекционной работы направлена на формирование комплексной системы помощи детям с ОВЗ, социальную адаптацию и в усвоении основной образовательной программы начального общего образования.
Медико-психолого-педагогический консилиум является организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения. Главная задача консилиума: защита прав интересов ребенка; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; диагностика по проблемам развития; консультирование всех участников образовательного процесса.
Базовые документы необходимые для разрабатывания программы коррекционной работы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 12.12.2011 № 22540);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ МОиН №363 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст №17785 от 22. 12. 2009;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2009 г.;
Положение МППк;
Положение о МПСПС.
Цель программы: создание системы комплексной помощи и социальную адаптацию детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация групповых занятий для детей с ОВЗ;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемые результаты примерной коррекционной программы:
-своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-создание комфортной развивающей образовательной среды, преемственной по отношению к основной образовательной программе дошкольного образования и учитывающей особенности организации начального общего образования;
-обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей;
-достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ;
-достижение целей начального общего образования, обеспечивающих его качество, доступность и открытость для обучающихся и их родителей (законных представителей);
Принципы формирования примерной коррекционной программы
Соблюдение интересов ребёнка. Определяет позицию специалиста, который призван решать проблему в интересах ребёнка с максимальной пользой.
Системность. Обеспечивает участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
Непрерывность. Гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления примерной коррекционной работы
Примерная программа коррекционной работы на ступени НОО включает в себя взаимосвязанные направления:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа реализуется поэтапно
Этап сбора и анализа информации: результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.
Этап планирования, организации, координации: результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс, условия обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды:
результатом является констатация соответствия созданных условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую деятельность по образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки: результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизмы реализации примерной коррекционной программы
-взаимодействие специалистов МПСПС образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
-комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
-составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка
Изучение ребенка | Содержание работы | Методики | Ответственные |
Медицинское | Выявление состояния физического здоровья | -Изучение медицинской документации; -Беседы с родителями (законными представителями) | Медицинский работник |
Психологическое | -Определение уровня психического развития, зоны ближайшего развития; -уровень развития мышления; -развитие внимания; -развитие памяти | Специальный эксперимент | Педагог-психолог |
Логопедическое | Определение актуального уровня речевого развития, зоны ближайшего развития | Специальный эксперимент. | Учитель-логопед |
Социально-педагогическое | -Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка с ОВЗ; -педагогический мониторинг достижений обучающегося. | Посещение семей, наблюдение, беседы, анкетирование. | Социальный педагог, классный руководитель |
Программа коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ- это программа деятельности учителя, предусматривает определения учителем цели, задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, постепенного включения участников образовательного процесса (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, коррекционно –развивающую среду, достижения результатов, успешного овладения стандартами НОО образовательного учреждения, социализации в обществе, воспитания толерантного поведения, формирование классного и родительского коллективов.
Ведущая роль в разработке и реализации программы должна выполняться классным руководителем, который должен организовать учебно-воспитательный процесс с детьми, но и родителями, а также объединить усилия всех специалистов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинского работника, педагогов дополнительного образования) на изучение особенностей детей и участие в сплочении классного коллектива, индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей, оказание им коррекционно-развивающей и компенсаторной помощи.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по коррекционно-развивающему обучению а также современных документов, определяющих требования по введению ФГОС, материалов педагогических сайтов.
Цель программы:
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация групповых занятий для детей с ОВЗ;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемые результаты
- Формирование у учащихся УУД, предусмотренных стандартами НОО, готовности к обучению основного общего образования.
-Развитие способности к самообучению, самосовершенствованию, самореализации.
-Воспитание толерантного поведения у учащихся и родителей.
Результаты реализации программы
- Заключение школьного и областного ПМПК об уровне развития и определение формы продолжения образования.
-Итоговая аттестация (освоение программы начального общего образования).
-Анкетирование детей и родителей.
Этапы программы
-Информационно – аналитическая деятельность (сбор информации, ее анализ);
-Организационно - исполнительская деятельность;
-Контрольно-диагностическая деятельность;
-Регулятивно-корректировочная деятельность.
Информационно-аналитическая деятельность
№п/п | Направления, содержания форма деятельности | Участники | Сроки |
Кто проводит | С кем проводит |
1. | Педагогическая диагностика. Наблюдение, анкетирование детей и родителей. Входные, срезовые работы. Анализ уровня знаний, умений и навыков, воспитанности. Выявление индивидуальных способностей. Заполнение Swot-карты | Учитель-классный руководитель | Весь первый класс и вновь прибывающие учащиеся | Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей |
2. | Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе | Педагог-психолог, классный руководитель | Дети с особенностями, все учащиеся класса | Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей |
3. | Диагностика развития устной и письменной речи. | Учитель-логопед | Дети с проблемами речи | Сентябрь (15-30) и по мере поступления детей |
4. | Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья. | Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры | Учащиеся | В начале обучения и в конце каждого учебного года |
5. | Анкетирование родителей | Классный руководитель, социальный педагог | Родители | Начало обучения, в течении года |
Организационно - исполнительская деятельность
№п/п | Направления, содержания форма деятельности | Участники | Сроки |
Кто проводит | С кем проводит |
1. | Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПК, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения. | Классный руководитель, члены ПМПК | Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии | По итогам диагностики. |
2. | Планирование, организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ. Индивидуальное сопровождение. Комплектование коррекционных групп. Составление расписания групповых, индивидуальных занятий. | Учитель- классный руководитель, члены ПМПК, | Учитель-классный руководитель, Учитель-логопед, педагог-психолог. | В течении года |
3. | Обеспечение успешной адаптации детей в классе. Включение учащихся с ЗПР в общеобразовательный процесс со всем классом через урок: а) Обеспечение индивидуализации обучения через подбор индивидуальных заданий по подготовке к восприятию нового материала, дифференцированных карточек, памяток, опор. б) Включение в работу в группах, парах. в) Оказание индивидуальной помощи при затруднениях, организация взаимопомощи. г) Индивидуальный анализ ошибок, успехов. Заполнение Swot-карты д) Индивидуальные задания для самостоятельной работы и домашнего задания. е) Создание ситуации успеха для каждого. | Классный руководитель Учителя- предметники Учитель, классный руководитель | Дети с проблемами | В течение года Ежедневно Ежедневно Постоянно |
4. | Организация индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий по предмету. а) Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие и занятия по учебным предметам б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами | Учителя-предметники Педагог-психолог, учитель- логопед | Дети с проблемами Группы детей, на основании диагностики и индивидуальных маршрутов. | В течение года, по расписанию специалистов в соответствии с учебным планом (по 15-20 минут внеурочно). По расписанию специалистов и по ситуации |
Контрольно-диагностическая деятельность
№п/п | Направления, содержания форма деятельности | Участники | Сроки |
Кто проводит | С кем проводит |
1. | Создание коррекционно- развивающей среды в школе, в классе и дома | Классный руководитель, социальный педагог | Педагоги, родители учащихся. | Постоянно |
2. | Консультации для родителей | Классный руководитель, специалисты | Родители учащихся | В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации |
3. | Контроль за соблюдением индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья учащихся | Медицинский работник, классный руководитель | Учащиеся с ОВЗ | В течение года |
4. | Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей | Классный руководитель, педагог дополнительного образования | Учащиеся с ОВЗ | В течение года в соответствии с планом воспитательной работы |
5. | Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы) | Классный руководитель | Родители, дети | В течение года |
Регулятивно-корректировочная деятельность
№п/п | Направления, содержания форма деятельности | Участники | Сроки |
Кто проводит | С кем проводит |
1. | Анализ диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. | Учитель, классный руководитель, специалисты. | Дети с ОВЗ | В течение года |
2. | Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся | учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В течение года |
3. | Срезовые контрольные работы и их анализ | Учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В течение года |
4. | Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей | Учитель, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения |
5. | Составление подробных характеристик | учитель, специалисты, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения |
6. | Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). | учитель, специа-листы, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения |
7. | Повторное направление на областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики. | учитель, специалисты, классный руководитель | Дети с ОВЗ | В конце каждого года обучения |
8. | Итоговое диагностирование в областной ПМПК, определение дальнейшей формы обучения. Заполнение Swot-карты | Специалисты ПМПК, классный руководитель | Дети с ОВЗ | 4 класс |
9. | Обеспечение преемственности при переходе на вторую ступень обучения 1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического консилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения. | Специалисты ПМПК | | |
| 2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. | Специалисты ПМПК | | |
| 3. Консультирование учителей будущего пятого класса и родителей учащихся. | Специалисты ПМПК | Педагоги второй ступени, родители. | В конце 4 класса и в начале 5 класса. |
| 4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе | Классные руководители 4 и 5 класса | Родители | Первая учебная четверть в 5 классе |
Литература
Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачева. – Волгоград : Учитель, 2012. – 76с.;
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1994.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.
Боскин Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.
Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.
Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с
Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 19990.- 191 с.
Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению /Сост. В. Пирогова. – Белгород, 2007)
Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с
Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с
Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1999.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с центральным поражением. – М., 1981.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.
Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция /авт.-сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. – 143с
Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
Щеткина Г.Ф.Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007.
http://festival.1september.ru/articles/210412/