СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аварии на опасных объектах

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:  Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 8 Автор УМК: А.Т. Смирнов Тема урока: Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала

Цели:

  • личностные – содействие в осознании практической и личностной значимости учебного материала, необходимости знаний о радиационно опасных объектах и их возможных последствиях;
  • метапредметные – содействовать умению выделять причинно – следственные связи  возникновения аварий на радиационно опасных объектах, созданию условий для развития умений строить монологические высказывания, выдвигать и объяснять гипотезы, делать обоснованные выводы;
  • предметные – создание организационных и содержательных условий для расширения знаний обучающихся о последствиях на радиационно опасных объектах, их последствиях  для человека для человека.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные - осознание необходимости использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения ситуативных задач в случае возникновения  опасности на радиационно опасных объектах;
  • метапредметные – самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений работать с учебником,       дополнительными источниками информации
  •  - развитие познавательного интереса,

           - умение вести самостоятельный поиск решений;

  • предметные – представление радиационно опасных объектах;

- умение объяснять причины возникновения аварий на радиационно опасных объектах ;

-понимание значения прогнозирования техногенных ситуаций чрезвычайного характера.

Методы работы: словесные (рассказ, беседа), наглядные, практические

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Оборудование: учебник (Книга для учащихся) 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М.: «Просвещение»; 2015 год, тетрадь по ОБЖ, листы формата А, карандаши, фломастеры

Просмотр содержимого документа
«Аварии на опасных объектах»

Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса,

составленная по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности », авторы А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников

Тема урока: «Аварии на опасных объектах»

Технологическая карта урока


Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 8
Автор УМК: А.Т. Смирнов
Тема урока: Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала

Цели:

  • личностные – содействие в осознании практической и личностной значимости учебного материала, необходимости знаний о радиационно опасных объектах и их возможных последствиях;

  • метапредметные – содействовать умению выделять причинно – следственные связи возникновения аварий на радиационно опасных объектах, созданию условий для развития умений строить монологические высказывания, выдвигать и объяснять гипотезы, делать обоснованные выводы;

  • предметные – создание организационных и содержательных условий для расширения знаний обучающихся о последствиях на радиационно опасных объектах, их последствиях для человека для человека.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные - осознание необходимости использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения ситуативных задач в случае возникновения опасности на радиационно опасных объектах;

  • метапредметные – самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений работать с учебником, дополнительными источниками информации

  • - развитие познавательного интереса,

- умение вести самостоятельный поиск решений;

  • предметные – представление радиационно опасных объектах;

- умение объяснять причины возникновения аварий на радиационно опасных объектах ;

-понимание значения прогнозирования техногенных ситуаций чрезвычайного характера.

Методы работы: словесные (рассказ, беседа), наглядные, практические

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Оборудование: учебник (Книга для учащихся) 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М.: «Просвещение»; 2015 год, тетрадь по ОБЖ, листы формата А, карандаши, фломастеры



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный этап

 Предлагает учащимся сесть правильно, красиво. Желает учащимся работать старательно и получить на уроке хорошие отметки.


 Настраиваются на урок






Этап проверки домашнего задания

Осуществляет проверку выполнения домашнего задания.

Выполняют задания, предложенные учителем

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание


Взаимодействуют с учителем во время опроса




Слушать собеседника. Понимать на слух ответы обучающихся



Контролируют правильность ответов обучающихся.


Дополнять, уточнять по существу заданного задания




Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей одной женщины, которая пережила страшную трагедию и поделилась своими переживаниями с читателями в журнале «Моя история». Ирина Домрачёва в статье «Начать жизнь с чистого листа» пишет: « Я много лет не строю планов на будущее и стараюсь наполнить, смыслом каждый прожитый день… Мои планы разрушились в одночасье: в ателье так и осталось недошитое вечернее платье, а на столе – недописанная открытка мужу, которому 26 апреля исполнилось 30 лет.

Хочу напомнить вам, что в этот день случилась авария на Чернобыльской АЭС.

Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока.

Цель:

1.Познакомиться с радиационно опасными объектами;

2.Выяснить, какое событие понимается как радиационная авария;

3. Выяснить, какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека.

Слушают учителя. На основе имеющихся знаний выдвигают свои предположения















Определяют цель урока

Умение обосновывать своё мнение
















Уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её

Участвуют в обсуждении заданного вопроса















Формулируют цели урока





Адекватно использовать речевые средства для представления результата










Строить понятные для собеседника вопросы


Контролируют полноту ответов

















Оценивают правильность поставленной цели и задач

Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь










Планировать свою деятельность в соответствии с целью

Этап применения изученного

1.Обратимся вновь к истории Ирины.

«Любимый, хочу пожелать тебе счастья…», едва я вывела первую строчку, как раздался телефонный звонок.

Муж Ирины приказал срочно забрать дочь из детского сада, плотно закрыть окна и двери, вымыть пол с уксусом, собрать необходимые вещи и документы.

Что же случилось? Что произошло? Нам поможет разобрать ближе тема нашего урока.

В настоящее время в нашей стране на многих объектах экономики, военных объектах, в научных центрах, на предприятиях используются радиоактивные вещества.

2.Учитель предлагает рассмотреть карту России.

В настоящее время в России 10 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 9 атомных судов, 13 тыс. предприятий использующих радиоактивные вещества.

Откройте параграф 5.2. и найдите определения: что такое ионизирующее излучение, радиационно опасный объект, радиоактивное загрязнение окружающей среды.



3.Работа в тетради.

С помощью $5.2. странице 103 – 104 найдите информацию, какие объекты относятся к радиационно опасным и запишите их в тетрадь.







4.Я возвращаюсь к истории Ирины.

Ирина забрала дочь из детского сада.

В своём рассказе она делится впечатлениями «Я чувствовала необъяснимый ужас, надеясь, что плохие предчувствия не оправдаются». Вечером пришёл муж и сообщил : « Рванул реактор. Эвакуация будет завтра»

На следующий день по радио сообщили: на Чернобыльской АЭС произошла авария. «В Припяти складывается неблагоприятная радиационная обстановка. Возникает необходимость провести временную эвакуацию жителей города» «Мы покидали родной город и не знали тогда, что никогда сюда не вернёмся» Ирина с дочкой уехали в Воронеж, а муж оставался ещё в Припяти.

- Ребята, давайте определим насколько опасна данная ситуация и познакомимся с другими авариями на АЭС по международной шкале событий на АЭС, стр. 106 – 107.


Работа по вариантам. Дать характеристику:

1 вариант - глобальная авария

2 вариант – тяжёлая авария

3вариант – авария с риском для окружающей среды

4 вариант – авария в пределах АЭС

5 вариант – серьёзное происшествие, пришествие средней тяжести

6 вариант – незначительное происшествие, не имеет значения для безопасности.


- Какова же дальнейшая судьба Ирины.

«С тех пор город стал сниться почти каждую ночь. В своих снах я возвращалась домой, листала альбомы, гуляла по улицам Припяти. Каждую ночь видела во сне детские рисунки дочери и своего умершего после трагедии мужа (муж Ирины умер спустя несколько лет после аварии от онкологии, так и не прочитав недописанную открытку). Каждую ночь Припять заставляла меня переживать тот роковой день и мечтать, как однажды я всё – таки снова вернусь туда»

- Давайте подумаем, какие последствия произошли после взрыва АЭС.

Ответить на данный вопрос нам поможет следующее задание.

Работа по группам(4 человека)

Задание. Используя текст параграфа 5.2 стр. 109 – 110 ответить на вопросы:

1 группа. При каких условиях возникает лучевая болезнь? Каковы последствия однократного общего облучения?

2 группа. Как развивается лучевая болезнь 1 степени?

3 группа. Как развивается лучевая болезнь 2 степени?

4 группа. Как развивается лучевая болезнь 3 степени?

5 группа. Как развивается лучевая болезнь 4степени?

6 группа. Что происходит при хроническом облучении?

















Рассматривают карту. Работают с текстом учебника. Отвечают на поставленные вопросы.








Работают в тетради, используя текст учебника





































Работают по вариантам с текстом учебника



























Участвуют в беседе по обсуждению заданных вопросов.

















Работать с источником информации


















Уметь находить и выделять главную информацию



































Уметь выделять необходимую информации

ю




























Уметь выделять необходимую информации

ю.

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме

















Дают характеристику понятиям

















Взаимодействуют с учителем во время работы




































Обсуждают и анализируют полученные знания



























Участвуют в совместной работе
















Строить высказывания, понятные для партнёров















Планировать учебное сотрудничество с учителем



































Уметь отображать рефлексию своих действий




























Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

















Корректируют правильность ответов обучающихся














Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания
































Оценивают полноту и правильность ответов



























Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.



















Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль














Осуществлять пошаговый контроль по результату

































Принимать и сохранять учебную цель и задачу


























Стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.



Этап контроля и самоконтроля

Спустя много лет Ирина узнаёт, что Чернобыльская зона стало местом паломничества туристов и решает съездить на родину «На ватных ногах я вошла в свой дом. Наша квартира, как и все остальные, была открыта. Я с трудом нашла семейный альбом. Наша с Павлом свадьба. Это было за пять лет до трагедии. «Мама, а где ваши с папой свадебные фото? У всех есть, а у вас с папой нет. Вы что же – не женились?» забрать альбом я не имела права – и тогда я достала фотоаппарат…»

Наша героиня много лет переживала Чернобыль. Трагедия жестоко прервала течение самого счастливого времени в её жизни. ( Полную версию истории можно прочитать после урока)

Работа в группах .

1группа. Нарисуйте листовку против развития ядерной энергетики, аргументируйте своё мнение.

2 группа. Нарисуйте листовку в защиту развития ядерной энергетики, аргументируйте своё мнение.






















Выполняют творческие задания. Выдвигают свои идеи по выполнению задания



















Уметь применять свои знания на практике



















По вызову учителя озвучивают последовательность своих действий у доски



















Уметь отображать рефлексию своих действий.

Уметь работать в группах




















Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания



















Осуществлять пошаговый контроль по результату


Этап коррекции

Игра «Почтовый ящик»

Работа по группам.

Один представитель от группы подходит и достаёт письмо с вопросом из потового ящика.

1.Какие объекты относятся к радиационно опасным?

2. Какое событие понимается как радиационная авария?

3. Какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека.

4. Каковы причины проявления лучевой болезни.

5. Назовите действующие АЭС на территории России.

6. Назовите крупнейшие аварии на АЭС.

Отвечают на вопросы

Уметь выделять существенную информацию, осознанно обосновывать свои ответы

Участвуют в обсуждении заданных вопросов

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют контроль и самоконтроль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание. Прочитать параграф 5.3. Выполнить задание на стр. 110 – 111.

Фиксируют информацию






Этап подведения итогов учебного занятия

Делается совместное подведение итога урока. Учитель выставляет оценки.





Совместно с учителем подводят итоги урока


Этап рефлексии

- Чем полезен для вас данный урок?

- Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Чему вы научились сегодня?

- С каким чувством вы заканчиваете урок?

Предлагает учащимся жетоны и табло «Как я работал на уроке». Учащийся, при выходе из класса на табло выбирает цифру от 1 до 5,к выбранной цифре прикрепляет сой жетон.





Осуществляют самоконтроль

Критически оценивать полученный результат




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!