Этап проверки домашнего задания | Осуществляет проверку выполнения домашнего задания. | Выполняют задания, предложенные учителем | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Взаимодействуют с учителем во время опроса | Слушать собеседника. Понимать на слух ответы обучающихся | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Дополнять, уточнять по существу заданного задания |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Сегодня на уроке мы познакомимся с историей одной женщины, которая пережила страшную трагедию и поделилась своими переживаниями с читателями в журнале «Моя история». Ирина Домрачёва в статье «Начать жизнь с чистого листа» пишет: « Я много лет не строю планов на будущее и стараюсь наполнить, смыслом каждый прожитый день… Мои планы разрушились в одночасье: в ателье так и осталось недошитое вечернее платье, а на столе – недописанная открытка мужу, которому 26 апреля исполнилось 30 лет. Хочу напомнить вам, что в этот день случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока. Цель: 1.Познакомиться с радиационно опасными объектами; 2.Выяснить, какое событие понимается как радиационная авария; 3. Выяснить, какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека. | Слушают учителя. На основе имеющихся знаний выдвигают свои предположения Определяют цель урока | Умение обосновывать своё мнение Уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её | Участвуют в обсуждении заданного вопроса Формулируют цели урока | Адекватно использовать речевые средства для представления результата Строить понятные для собеседника вопросы | Контролируют полноту ответов Оценивают правильность поставленной цели и задач | Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь Планировать свою деятельность в соответствии с целью |
Этап применения изученного | 1.Обратимся вновь к истории Ирины. «Любимый, хочу пожелать тебе счастья…», едва я вывела первую строчку, как раздался телефонный звонок. Муж Ирины приказал срочно забрать дочь из детского сада, плотно закрыть окна и двери, вымыть пол с уксусом, собрать необходимые вещи и документы. Что же случилось? Что произошло? Нам поможет разобрать ближе тема нашего урока. В настоящее время в нашей стране на многих объектах экономики, военных объектах, в научных центрах, на предприятиях используются радиоактивные вещества. 2.Учитель предлагает рассмотреть карту России. В настоящее время в России 10 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 9 атомных судов, 13 тыс. предприятий использующих радиоактивные вещества. Откройте параграф 5.2. и найдите определения: что такое ионизирующее излучение, радиационно опасный объект, радиоактивное загрязнение окружающей среды. 3.Работа в тетради. С помощью $5.2. странице 103 – 104 найдите информацию, какие объекты относятся к радиационно опасным и запишите их в тетрадь. 4.Я возвращаюсь к истории Ирины. Ирина забрала дочь из детского сада. В своём рассказе она делится впечатлениями «Я чувствовала необъяснимый ужас, надеясь, что плохие предчувствия не оправдаются». Вечером пришёл муж и сообщил : « Рванул реактор. Эвакуация будет завтра» На следующий день по радио сообщили: на Чернобыльской АЭС произошла авария. «В Припяти складывается неблагоприятная радиационная обстановка. Возникает необходимость провести временную эвакуацию жителей города» «Мы покидали родной город и не знали тогда, что никогда сюда не вернёмся» Ирина с дочкой уехали в Воронеж, а муж оставался ещё в Припяти. - Ребята, давайте определим насколько опасна данная ситуация и познакомимся с другими авариями на АЭС по международной шкале событий на АЭС, стр. 106 – 107. Работа по вариантам. Дать характеристику: 1 вариант - глобальная авария 2 вариант – тяжёлая авария 3вариант – авария с риском для окружающей среды 4 вариант – авария в пределах АЭС 5 вариант – серьёзное происшествие, пришествие средней тяжести 6 вариант – незначительное происшествие, не имеет значения для безопасности. - Какова же дальнейшая судьба Ирины. «С тех пор город стал сниться почти каждую ночь. В своих снах я возвращалась домой, листала альбомы, гуляла по улицам Припяти. Каждую ночь видела во сне детские рисунки дочери и своего умершего после трагедии мужа (муж Ирины умер спустя несколько лет после аварии от онкологии, так и не прочитав недописанную открытку). Каждую ночь Припять заставляла меня переживать тот роковой день и мечтать, как однажды я всё – таки снова вернусь туда» - Давайте подумаем, какие последствия произошли после взрыва АЭС. Ответить на данный вопрос нам поможет следующее задание. Работа по группам(4 человека) Задание. Используя текст параграфа 5.2 стр. 109 – 110 ответить на вопросы: 1 группа. При каких условиях возникает лучевая болезнь? Каковы последствия однократного общего облучения? 2 группа. Как развивается лучевая болезнь 1 степени? 3 группа. Как развивается лучевая болезнь 2 степени? 4 группа. Как развивается лучевая болезнь 3 степени? 5 группа. Как развивается лучевая болезнь 4степени? 6 группа. Что происходит при хроническом облучении? | Рассматривают карту. Работают с текстом учебника. Отвечают на поставленные вопросы. Работают в тетради, используя текст учебника Работают по вариантам с текстом учебника Участвуют в беседе по обсуждению заданных вопросов. | Работать с источником информации Уметь находить и выделять главную информацию Уметь выделять необходимую информации ю Уметь выделять необходимую информации ю. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Дают характеристику понятиям Взаимодействуют с учителем во время работы Обсуждают и анализируют полученные знания Участвуют в совместной работе | Строить высказывания, понятные для партнёров Планировать учебное сотрудничество с учителем Уметь отображать рефлексию своих действий Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Корректируют правильность ответов обучающихся Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания Оценивают полноту и правильность ответов Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль Осуществлять пошаговый контроль по результату Принимать и сохранять учебную цель и задачу Стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
Этап контроля и самоконтроля | Спустя много лет Ирина узнаёт, что Чернобыльская зона стало местом паломничества туристов и решает съездить на родину «На ватных ногах я вошла в свой дом. Наша квартира, как и все остальные, была открыта. Я с трудом нашла семейный альбом. Наша с Павлом свадьба. Это было за пять лет до трагедии. «Мама, а где ваши с папой свадебные фото? У всех есть, а у вас с папой нет. Вы что же – не женились?» забрать альбом я не имела права – и тогда я достала фотоаппарат…» Наша героиня много лет переживала Чернобыль. Трагедия жестоко прервала течение самого счастливого времени в её жизни. ( Полную версию истории можно прочитать после урока) Работа в группах . 1группа. Нарисуйте листовку против развития ядерной энергетики, аргументируйте своё мнение. 2 группа. Нарисуйте листовку в защиту развития ядерной энергетики, аргументируйте своё мнение. | Выполняют творческие задания. Выдвигают свои идеи по выполнению задания | Уметь применять свои знания на практике | По вызову учителя озвучивают последовательность своих действий у доски | Уметь отображать рефлексию своих действий. Уметь работать в группах | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания | Осуществлять пошаговый контроль по результату |
Этап коррекции | Игра «Почтовый ящик» Работа по группам. Один представитель от группы подходит и достаёт письмо с вопросом из потового ящика. 1.Какие объекты относятся к радиационно опасным? 2. Какое событие понимается как радиационная авария? 3. Какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека. 4. Каковы причины проявления лучевой болезни. 5. Назовите действующие АЭС на территории России. 6. Назовите крупнейшие аварии на АЭС. | Отвечают на вопросы | Уметь выделять существенную информацию, осознанно обосновывать свои ответы | Участвуют в обсуждении заданных вопросов | Уметь формулировать собственное мнение и позицию | В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют контроль и самоконтроль | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |