Просмотр содержимого документа
«"Авксентий Юртов-просветитель мордовского народа"-библиотечная встреча»
Просветители мордовского народа
ЮРТОВ
Авксентий (Арсений)
Филиппович
Зачинатель мордовского просветительства
- Авксентий Филиппович Юртов родился 20 февраля 1854 г. в семье крестьян мордвы-эрзя в деревне Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии (современная территория Республики Татарстан).
Село было смешанным: наряду с мордвой в нем жили крещеные татары.
Знание татарского языка позволило Авксентию стать учеником Казанской крещено-татарской школы Н.И. Ильминского, где он получил профессию учителя народного училища.
Н.И. Ильминский
Обучение велось в основном на русском языке, но татарский язык был основным учебным предметом. Н.И. Ильминский довольно быстро стал привлекать мордовского юношу к переводческой и исследовательской работе.
Перевод «Истории Ветхого Завета»
В 1872 году Авксентий под наблюдением учителя Н.И. Ильминского сделал свой первый перевод на эрзя-мордовский язык: перевел «Историю Ветхого Завета»
Юртов летом ездил по мордовским деревням, читал крестьянам свои переводы, проверяя их доступность, уточнял смысловые акценты. Молодой ученый пробуждал интерес к новому печатному слову и одновременно пропагандировал ценность родного языка и национальной культуры.
- В 1872 году А. Юртов становится первым мордвином-семинаристом только что открытой Ильминским Казанской учительской инородческой семинарии. В семинарии продолжилась переводческая работа Юртова, начатая в крещено-татарской школе: он последовательно овладевает мастерством перевода, изучает мордовские диалекты, собирает сведения из истории мордовского народа, этнографический и фольклорный материал.
- После окончания в 1876 году Казанской учительской семинарии А.Ф. Юртов по ходатайству её директора Н.И. Ильминского был приглашен для преподавания в мордовскую начальную школу при семинарии, где и проработал семь лет. Педагогическая практика совмещалась Юртовым с активной переводческой деятельностью, сбором полевых материалов по этнографии и лингвистике, пропагандой среди населения книг на мордовском языке.
В 1877 году под псевдонимом «Юр-в Ав-ий» он опубликовал статью о погребальных обрядах мордвы Уфимской губернии Эта была одна из первых историко-этнографических работ, убеждавших общественность в поверхностном характере христианизации мордвы.
Следуя примеру Н.И. Ильминского, А.Ф. Юртов внимательно наблюдал за своими мордовскими воспитанниками, находил наиболее одаренных и приобщал к исследованиям родного языка и культуры. Он совершил с учениками несколько поездок по отдаленным мордовским селам.
Результатом этих экспедиций стали изданные Переводческой комиссией Братства св. Гурия «Образцы мордовской народной словесности», содержавшие «Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии» и «Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом».
Позднее, уже в 1892 году, И.Н. Смирнов, профессор Казанского университета, крупнейший специалист по истории и этнографии народов края, назвал издания Юртова огромным вкладом в русскую литературу о мордве, указав, что они помогают понять историю, этнографию, верования народа.
Иван Николаевич Смирнов
- В 1884 году в Казани был издан его «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки». При построении букваря А.Ф. Юртов использовал весь свой опыт фольклориста, переводчика и педагога. Букварь был более доступным, чем аналогичные книги других авторов, отличался системностью, последовательностью, содержал элементы занимательности.
- Букварь состоял из основного текста, образцов мордовской народной словесности и нескольких молитв на эрзянском языке.
- С 1882 года А.Ф. Юртов последовательно ищет себе место учителя народного сельского училища. Потребность расширить просветительное влияние на мордовское население, самостоятельно реализовывать методические находки преподавания мордовским ученикам, заставили А.Ф. Юртова покинуть в 1883 году Казанскую учительскую семинарию.
- «Эрзянский букварь А.Ф. Юртова- начало развития методики обучения грамоте в мордовской школе и важный этап в становлении эрзя-мордовской письменности» .
Е.Г. Осовский
- В 1883 году Юртов стал учителем мордовского училища села Старая Бесовка Самарской губернии. Он организовал жизнь школы по образцу семинарии: при школе разбили сад, четыре основных урока были дополнены общешкольным часом рисования, внешкольного чтения или пения, утренней молитвой. Семинария помогала своему бывшему воспитаннику и учителю. В школу присылалась учебная литература и духовная литература на эрзя-мордовском языке. А.Ф. Юртов ходил по домам воспитанников: беседовал с родителями, читал мордовские книги.
Эта была
популяризация
мордовской книги
как самостоятельной
культурной ценности.
- В 1889 году Юртов оставляет налаженное дело и переезжает в мокшанское село Старая Бинарадка той же Самарской губернии. Очередной поворот в биографии мордовского педагога, возможно объяснялся поручением Н.И. Ильминского изучить специфику преподавания в мокша-мордовской школе и накопить языковой материал для подготовки переводов и учебной литературы на мокшанском языке.
- Работа в школе потребовала, прежде всего, совершенствования собственных знаний в мокша-мордовском языке. А.Ф. Юртов накапливал опыт работы в новых условиях и убеждался в необходимости использования родного языка в усвоении языка русского и при первоначальном образовании.
село
Старая
Бинарадка
Самарской
губернии
- В 1891 году Авксентий Филиппович Юртов принял сан священника и получил место во вновь построенной Михаило-Архангельской церкви села Андреевка Уфимского уезда. Это был бедный мордовско-чувашский приход, граничивший с татарскими селами. Школы в селе не было, и верный ученик Н.И. Ильминского по собственному проекту на деньги общества сумел построить и открыть в 1895 году трехклассную церковно-приходскую школу, где он и учительствовал четверть века.
- Храм этот после революции
был снесен, утварь утеряна.
Сейчас недалеко от бывшего
храма построена новая церковь.
Михаило-Архангельская церковь (с. Ильтеряково, Кармаскалинский р-н РБ, бывшее с. Андреевка)
- А.Ф. Юртов остался верен идеям миссионерского просветительства. Он вел работу по просвещению населения своего прихода, продолжал вести сбор образцов народной словесности не только мордвы, но башкир и чуваш, составлять словари.
- Авксентий Филиппович Юртов стал первым из представителей мордовской интеллигенции, сознательно посвятивших себя делу национального просветительства.
- Его деятельность характеризует первый, миссионерский, этап этого общественного движения. Дело своего учителя продолжил Макар Евсевьевич Евсевьев.
Источники:
- Зеткина И.А. Священник Авксентий Филиппович Юртов - просветитель мордовского народа. Интернет – ресурс. Режим доступа: http://spmmsaransk.com/news/2009-02-23-4
- Исхаков Р., Багаутдинова Х . Школьное просвещение татар-кряшен в пореформенный период и судьба «инородческого» учителя в воспоминаниях Ф. Н. Никифорова . Интернет – ресурс. Режим доступа: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2015_1_2/0
- К 450 - летию Казанской епархии. Интернет – ресурс. Режим доступа: http://tatarstan-mitropolia.ru/kazan450/
- Смирнов Иван Николаевич. Интернет – ресурс. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki
- Старая Бинарадка. Интернет – ресурс. Режим доступа: http://xn--p1aaee5d.xn--p1ai/?page_id=899
- File:Покш праздникть (А. Ф. Юртов, 1881).djvu .Интернет – ресурс. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File
- ЮРТОВ Авксентий Филиппович. Интернет – ресурс. Режим доступа: POSREDI.RU - http://posredi.ru/knb_iu_iurtov.html