Класс: 7.
Тема: Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение ее, проверка уровня усвоения системы знаний по данной теме
Задачи урока:
предметные: - сформировать понятия: географическое положение, эндемики.
- научить показывать по карте географические объекты материка
Регулятивные :- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, оценивать результаты и способы деятельности.
- умение вести отбор информации, делать выводы, проводить само-и взаимопроверку. Коммуникативные - способствовать развитию навыков публичного выступления
- способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, способности к самооценке, взаимооценке.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Основной применяемый метод: частично- поисковый.
Оборудование: учебник География 7 класс под редакцией А.И. Алексеева Москва «Просвещение»( § 31), Большая энциклопедия «почемучек» Москва «Росмэн» 2001г. стр. 108., Физическая карта Австралии, раздаточный материал.
Вызов.
Зачитать отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»: Это самый любопытный край на всем земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Материк, который зарождаясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями. Как своеобразное гигантское кольцо, материк, где реки с каждым днем все больше и больше пересыхают; где деревья ежегодно теряют не листву, а кору; где листья обращены к солнцу ребром и не дают тени; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, как у ехидны и утконоса, что заставило ученых придумать особый класс птицезверей; где у кенгуру лапы различной длины, где крысы вьют гнезда; где лисицы порхают с дерева на дерево. О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы! Что это за материк! ( 2 мин)
Учитель: Что же это за материк?
Составить кластер. 3 мин.
Как мы будем изучать материк Австралия? Составьте, пожалуйста, кластер – план по которому мы будем сегодня на уроке работать. Составляют индивидуально. Представляют итог работы перед классом.
климат

Географическое положение внутренние воды
Австралия
рельеф
животный и растительный мир
Учитель: какова цель урока. ( ответы учащихся) 1 мин
ПЕДАГОГ.: Как и откуда мы это узнаем? Как мы будем работать? Как обычно мы это делаем? ( способы и формы получения информации). 1 мин
2.Содержание.
Работа в парах . ( 7-8 мин) по заданиям:
1гр. - Каково географическое положение материка Австралии. Стр.122 ( учебник) памятка
Площадь материка и его место среди других материков.
Расположение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана
Крайние точки материка.
Характер очертания берегов.
Океаны, моря, омывающие материк.
Расположение относительно других материков.
2 гр. – рельеф стр. 123 ( учебник) памятка.
К какой тектонической структуре приурочена территория
Породами какого возраста сложена и как они залегают.
Высота территории над уровнем моря ( максимальная, минимальная, средняя).
Формы рельефа ( горы, возвышенности, низменности и их расположение.
Какими полезными ископаемыми богата территория и как они размещены.
Какие стихийные явления, связанные с рельефом здесь наблюдаются. ( или не наблюдаются)
3 гр. - климат- стр. 124-125
В каком климатическом поясе расположена.
Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата.
Средние температуры июля и января.
Среднегодовое количество осадков.
Оценка климатических условий для жизни и деятельности человека.
4 гр. – внутренние воды стр.125
Памятка
Основные реки ( истоки, устье, притоки). Размещение на материке.
Озера и другие водные объекты.
Обеспеченность водными объектами.
5 гр. – история исследований. ( раздаточный материал)
Составить таблицу
Исследователь | страна | Что открыто. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Перед парами стоит задача:
- изучить материал
- оценить, как он усвоен всеми членами группы ( выставить в лист оценки 2 оценка)
- защитить свои знания, выступив перед классом.
Выступление перед классом каждой пары-группы, командир вытягивает билет с надписью ( выбор- учитель выбирает выступающего, мнение- решает пара-группа, группа- все отвечают, делегат- выбирают выступающего от группы). 15-20 мин.
План выступления:
Требования к ответу:-
. Логичность , последовательность 1 б.
Использование терминов 1 б.
Показ объектов на карте 1б.
Вывод по теме выступления 1б
Соответствие отведенному времени 3 мин. 1 б.
(Оценка выставляется лист оценки )
Рефлексия.
Возвращение к кластеру. Дополнение и проговаривание еще раз главные моменты темы. 2 мин.
Проверочная работа для всех. (выполнение индивидуально). Взаимопроверка в группах. 4 мин. География 7 класс. Контрольно- измерительные материалы. Тесты. Сост. Е.А.Жижина. ООО «ВАКО», 2016. Стр. 46
Проверочная работа.
Укажите ошибочный вариант ответа. Австралия- самый:
маленький 2) высокий 3) сухой 4) низкий материк.
Какой город является столицей Австралийского Союза?
Сидней 2) Мельбурн 3) Аделаида 4) Канберра.
Укажите ошибочное утверждение:
Австралию омывает на западе Индийский океан, а на востоке- Тихий.
Австралию омывают Тихий и Атлантический океаны.
У северо- западных берегов Австралии находится самый большой в мире коралловый риф.
Австралия расположена в Южном полушарии.
Кто открыл Австралию?
голландцы 2) англичане 3) испанцы 4) русские.
Какая страна в 19 веке объявила Австралию своей колонией?
Голландия 2) Англия 3) Испания 4) Германия.
Укажите правильное утверждение.
Австралия- единственный материк, на котором нет действующих вулканов.
На востоке Австралии находятся высокие и молодые горы.
Самая низкая часть Австралии находится на севере.
На территории Австралии много действующих вулканов и землетрясений.
Критерии оценивания.
1.3 2. 4 3. 2 4. 1 5. 2 6. 1.
6 правильных ответов- «5».
4-5 правильных ответов- «4»
3 правильных ответа- «3».
( встают по очереди те, кто получил за работу «5», «4», «3».
Домашнее задание п. 31 стр.122-127, сообщение- презентация о животных и растениях Австралии или о любом интересном факте по данному материку.
Лист оценки работы на уроке.
Ф. И. | Работа в паре Максимально 5 б. | Выступление перед классом 5 б. | тест | Итоговая оценка |
| 1.Выделение в тексте главного 1 б. 2.Нахождение нужных объектов на карте. 1 б. 3.Составление плана ответа ( схемы, кластера, конспекта) 1 б. 4.Логичный и последовательный рассказ 1 б. 5.Соответствие отведенному времени 1 б. | 1 . Логичность , последовательность 1 б. Использование терминов 1 б. Показ объектов на карте 1б. Вывод по теме выступления 1б Соответствие отведенному времени 3 мин. 1 б. | 6 + - «5» 4, 5 + - «4» 3 + - «3» | |
1. | | | | |
2. | | | | |
3 | | | | |
Обращение к листу оценки. Что у вас получилось? На что обратить внимание?
В завершении урока показ презентации: 20 удивительных фактов из истории Австралии ( частично).

История открытий
Открытие Австралии – это итог многовековых поисков португальцами, голландцами и англичанами Южной страны (terra australis incognita). В 2006 году археологи обнаружили на территории Австралии древнеегипетские иероглифы, что породило среди некоторых ученых гипотезу о том, что первыми 5 000 лет назад открыли этот континент египтяне.
Если брать новейшую историю, то ученые сходятся на том, что год открытия Австралии – 1606. Именно в этом году голландец В. Янсзон изучил северо-восточную часть Австралии – полуостров Кейп-Йорк.
Но история открытия Австралии – это многочисленные загадки, которые предстоит еще разгадать ученым. Так, найденные археологами пушки, дают основание некоторым исследователям считать, что еще в XVI в. в Австралии побывали португальцы, но подтверждений в документальных источниках этому пока нет.
Изучение «Новой Голландии»
Весь ХVII век – это история открытия и исследования Австралии морскими путешественниками из Нидерландов, которые и назвали ее сначала Новой Голландией.
После упомянутого Янсзона, в 1616 году Д. Хартог описал часть западного побережья континента, в 1623 г. Я. Карстенз составил карту западного побережья полуострова Йорк, а в 1627 году южное побережье неизведанного до конца еще материка исследовали Ф. Тейсен и П. Нейтс.
Главный правитель Нидерландской Индии Антон Ван Димен в 1642 году отправил в экспедицию известного мореплавателя А. Тасмана, который открыл землю, названную именем Ван-Димена (современный остров Тасмана). 29 января 1644 г. в плавание отправилась новая экспедиция, которую возглавил Тасман. Экспедициядоказала, что Новая Голландия является отдельным материком.
Для Голландии открытие Австралии показалось не заслуживающим большого внимания, так как у нее уже имелись удобные морские базы на юге Африки и на Яве, а на самом острове не росли ценившиеся на европейских рынках дорогостоящие восточные пряности. Ничто также не указывало на наличие здесь залежей полезных ископаемых, не были открыты еще виды животных, которые могли бы вызвать интерес у тогдашних европейцев.
Исследования австралийского материка англичанами
Прошло более полувека, прежде чем дело исследования материка после голландцев продолжили английские исследователи и путешественники. Так, экспедиции В. Дампира удалось более детально изучить северо-западную часть Австралии и открыть в этом районе неизвестные ранее острова.
А в 1770 году состоялось «очередное» открытие Австралии – на этот раз Джеймсом Куком.
После Кука открытие и исследование Австралии англичанами продолжалось: в 1798 году Д. Басс обнаружил пролив между материком и островом Тасмания, в 1797 – 1803 годах М. Флиндерс прошел континент и составил карту с более точными очертаниями его южного побережья. Именно Флиндерс выступил в 1814 году с предложением изменить название «Новая Голландия» на «Австралия», а к 1840-м годам Ф. Кинг и Д. Уикен закончили изучение и составление карты береговой линии Австралии.
ХІХ век принес новые географические открытия Австралии путешественниками и исследователями из разных стран, но уже внутри континента. В результате на карте Австралии появились Большой Водораздельный хребет с высшей точкой континента – горой Косцюшко; пустыни, бескрайние равнины, а также Дарлинг и Муррей – самые полноводные реки.
Полная карта британской колонии, каковой была Австралия, была составлена английскими учеными уже в начале ХХ века.
Джеймс Кук и его вклад в изучение Австралии
Джеймс Кук родился в 1728 году в семье фермера из Северного Йоркшира. Но не оправдав надежды отца, он стал юнгой на угольщике «Фрилав» в 1745 году. Джеймса увлекло морское дело, и он стал самостоятельно изучать астрономию, алгебру, геометрию и навигацию, а его прирожденные способности способствовали карьерному росту: уже в 1755 году он получил предложение занять место капитана на судне «Френдшип». Но Джеймс решил поступить на службу в Королевский военно-морской флот, где снова начал службу с рядового матроса. Кук быстро дослужился до звания помощника капитана, а уже в 1757 году сдал экзамены на право управлять кораблем самостоятельно.

Джеймс Кук
В 1768 году Кук отправился в экспедицию, которая должна была наблюдать за прохождением Венеры через солнечный диск, а также открыть новые земли для британской короны. Считается, что в 1770 году во время этого кругосветного путешествия на корабле «Индевиор» и совершил Джеймс Кук открытие Австралии. Тогда он был вынужден сделать остановку на неизвестном доселе материке из-за полученной пробоины. Починив корабль, Кук направил его вдоль Большого Барьерного Рифа, открыв неизвестный до тех пор пролив между Австралией и Новой Гвинеей.
Но открытие Австралии не остановило Кука в поисках неизведанных доселе земель. Возвратившись в Англию в 1771 году, через несколько лет он снова отправляется в плавание на поиски Южного материка – мифической Терра Аустралис (Антарктиды). Условия этого путешествия не позволили Куку достичь Антарктиды, и по возвращении в Англию он убедил всех, что Южного материка просто не существует.
20 удивительных фактов об Австралии
Культура
Австралия – удивительная страна. Когда в большей части мира идет снег, австралийцы нежатся на солнечных пляжах. Здесь живут самые уникальные и смертельно опасные животные, которых не найдешь больше нигде в мире.
Название Австралия с латинского "Terra Australis Incognita", что означает "Неизвестная южная земля" появилось еще во времена правления Римской империи.
Австралия состоит из 6-ти штатов: Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Виктория, Тасмания, Южная Австралия и Западная Австралия. Кроме того здесь есть две главные материковые территории: Северная территория и Австралийская столичная территория, а также ряд довольно независимых островов.
Столица Австралии – город Канберра, самый крупный город внутри страны и 8-й самый крупный в Австралии.
Интересные факты об Австралии:
География Австралии
1. Австралия – самый большой остров и самый маленький континент в мире.

2. Австралия – самый сухой населенный континент на Земле, самый сухой незаселенный – Антарктида.
Одна треть Австралии – это пустыня, остальная часть тоже довольно засушливая.

3. В Австралийских Снежных горах ежегодно выпадает больше снега, чем в швейцарских Альпах.

4. Австралия – единственный континент, где нет активного вулкана.

Животные Австралии
5. 6 из 10 самых ядовитых видов змей в мире обитают в Австралии. Австралийская жестокая змея или прибрежный тайпан - самая ядовитая змея в мире. Яд от одного укуса может убить 100 людей.

6. В австралийских пустынях ходят больше 750 000 одногорбых диких верблюдов. Это одно из самых больших стад на Земле.

7. Кенгуру и эму были выбраны в качестве символов австралийского герба, так как их, в отличие от большинства животных, редко можно увидеть двигающимися назад.

8. Самая протяженная живая структура в мире – Большой Барьерный риф тоже находится в Австралии. Ее длина составляет 2600 км. Кстати на Большом Барьерном рифе даже есть свой почтовый ящик.

9. В Австралии живет в 3,3 раза больше овец, чем людей.


12. Коалы и люди – единственные животные в мире, у которых есть уникальные отпечатки пальцев. Отпечатки пальцев коалы практически невозможно отличить от отпечатков пальцев людей.

13. Самый крупный вид земляных червей на земле Megascolide australis достигает в длину 1,2 метра.

Население Австралии
14. Плотность населения в Австралии рассчитывается в квадратных километрах на человека, а не в числе людей на квадратный километр, как в других странах.
Здесь один из самых низких уровней плотности населения в мире, которая составляет 3 человека на кВ. км. Средняя плотность населения в мире составляет 45 человек на кВ. км.

15. Больше 20 процентов австралийцев родились в другой стране.

16. Австралия была родиной аборигенов больше 40 000 лет. Они говорили больше, чем на 300 разных языках.

17. Австралийцы самые азартные люди в мире. Больше 80 процентов взрослого населения играют в азартные игры, и это самый высокий уровень в мире.

Рекорды Австралии
18.. Самая длинная прямая дорога в мире протяженностью 146 км находится в пустыне Налларбор.

19. В Тасмании самый чистый воздух в мире.

20. Забор Динго в Австралии является самым длинным забором в мире (5400 км). Он почти в два раза длиннее Великой Китайской стены.
