Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:
«Автоматизация звука [Л] в словах».
Учитель – логопед МДОУ № 27 «Светлячок»
Власова Виктория Андреевна
п. Щедрино, ЯМР
Цель: Автоматизация звука [Л] в словах
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закреплять правильное произношение звука [Л] в словах;
- Формировать навыки согласования числительного с существительным;
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Развивать целостное восприятие, память, внимание;
- Обогащать и развивать словарный запас;
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, инициативность;
- Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: картинки – символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, одуванчик, роза, подснежник, колокольчик, мимоза, гладиолус, мак), картинки с изображением птиц (дятел, голубь, ласточка), разрезная картинка с изображением пчелы Милы, набор предметных картинок (лампа, белка, мыло, бутылка, узел, халат, лук, пила, молоко, волк).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Л: Здравствуй! Как твоё настроение?
Л: Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут её? … (пчела)
Л: Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Мила. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед. Она прилетела послушать, как ты научился правильно и четко произносить звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика
Л: Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.
Артикуляционные упражнения: «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка».
Л: А сейчас давай с тобой вспомним характеристику звука [Л].
Звук [Л]: согласный, твердый, звонкий.
2. Автоматизация звука [Л] в слогах
Л: Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел с ней.
ЛА-ЛА-ЛА АЛА-АЛА-АЛА
ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛУ-УЛУ-УЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛЫ
ЛО-ЛО-ЛО ОЛО-ОЛО-ОЛО
3. Автоматизация звука [Л] в словах
Л: Мила предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить звук [Л].
ЛА-ЛА-ЛА, там высокая … скала
ЛО-ЛО-ЛО, в лодке сломано … весло
ЛУ-ЛУ-ЛУ, мы увидели … пчелу
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, в доме новые … полы
4. Пальчиковая гимнастика
Л: Давай немножко отдохнем и сделаем зарядку для пальчиков.
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке», ребенок заглядывает в «улей».
Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают).
5. Звуковой анализ слова
Л: Как много цветов растет на лужайке. Мила летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].
Цветы: ландыш, роза, одуванчик, подснежник, колокольчик, гладиолус, мимоза, мак.
6. Физкультминутка
Л: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй – кА по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
7. Игра «Где спрятался звук?»
Л: Мила принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, середине или конце.
Картинки: лампа, белка, мыло, бутылка, пила, молоток, волк, лук, узел, халат.
8. Игра «Посчитай»
Л: Посмотри, как много птиц прилетело на лужайку. Давай посчитаем их. И скажи, каких птиц больше, а каких – меньше.
Картинки: дятел, голубь, ласточка.
9. Развитие мелкой моторики
Л: Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Милы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку)
III. Итог занятия
Л: Наше занятие подошло к концу. Миле пора возвращаться домой. Давай вспомним, с каким звуком мы сегодня играли? Дай характеристику звука [Л]. Что тебе больше всего запомнилось на занятии? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым сложным?