Конспект логопедического занятия с использованием куклотерапии.
Занятие №_____ Дата «____» _______________2017г
Класс ____ Группа ________________________
Тема: Развитие фонематического слуха . Автоматизация звука Р
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
· автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях;
· формирование навыков фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
· закрепление умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;
· закрепление навыка словообразования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· развитие общей, пальчиковой, артикуляционной моторики;
· развитие фонематического слуха;
· развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
· воспитание самоконтроля за речью;
· воспитание активности, самостоятельности, инициативности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости.
Оборудование и материалы: ИКТ, индивидуальное зеркало, изображения буквы Р, пальчиковые куклы ,счетные палочки, д/игра «Трын-трава», мнемотаблицы.
1.Оргмомент. Сообщение темы.
— Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Угадайте, кто это?
Это что за очень странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? … (Буратино)
Появляется изображение героя на слайде.
— Посмотрите, Буратино чем-то расстроен. Он гулял в лесу, уронил и рассыпал свою азбуку в трын-траву, все буквы нашел, кроме буквы Р. Давайте отправимся в лес и попробуем найти для Буратино потерянную букву Р, а также повторим правильное произношение звука [р].
2. Артикуляционная гимнастика.
— Сначала нам нужно подготовить наш язычок к правильному произношению звука [р] и сделать гимнастику.
Выполнение артикуляционных упражнений «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Дятел», «Заведи мотор», «Комарик».
3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Последовательное появление схемы артикуляции на слайде:
-В каком положении находятся губы, зубы? (Губы приоткрыты, зубы слегка разомкнуты.)
-В каком положении находится кончик языка? (Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит)
-Где проходит воздушная струя? (Сильная воздушная струя идет посередине языка.)
-Работает ли голос? (Да)
— Какой звук [р] — гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Каким цветом его обозначаем?
4.Связь звука с буквой. Развитие пальчиковой моторики.
Выбор правильного изображения буквы Р из двух предложенных.
5. Развитие фонематических представлений
Нам пора отправляться в лес, искать поляну с трын-травой. Хотите узнать на чем мы поедим ? Мы с вами напишем графический диктант , и если вы напишите без ошибок то узнаете название нашего транспорта.
Получился грузовик.
6.Динамическая пауза. Произношение изолированного звука.
Выполнение имитационных действий по тексу стихотворения, произношение изолированного звука.
Заводил шофёр мотор — р-р-р-…,
Нажимал он на стартёр — р—… р-… р-…,
Крепко руль в руках держал —р-р-р…,
Грузовик и побежал — р-р-р… .
Автоматизация звука в слогах.
Показ слайда с изображением реки.
— Мы подъехали прямо к реке, за которой начинается лес. Как же нам перебраться через реку? (Ребенок предлагает варианты решения данной проблемной ситуации).
— Действительно, давай попробуем построить мост через реку и пройти по нему (Последовательное выкладывание на слайде моста из «брёвен» с написанными на них прямыми и обратными слогами, чтение слогов и «прохождение» по мосту.)
7.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
— Мы перебрались через реку. В лесу нас встречает какой-то зверёк. Кто это? Правильно, рысёнок. Как же его зовут? Давай попробуем составить его имя из первых звуков названий картинок.
Картинки: рыба, обруч, магазин, арбуз.-РОМА
8.Автоматизация звука в словах. Словообразование существительных.
-Рысёнку Роме в лесной школе дали задание научиться называть слова ласково, но он не умеет этого делать. А у нас есть куколки которые научились говорить звук Р красиво. Сейчас мы покажем Рысенку как они умеют говорить. Выбирайте себе кукол. Одевайте на пальчик.И так я называю слово , а куколки говорят это слово ласково, четко произнося звук Р в словах .
Игра с пальчиковыми куклами «Назови ласково»
Дорога- дорожка
Перо-
Пирог-
Воробей-
Коробка-
Подарок-
Река-
Рука-
Зоря-
-Молодцы!
9. Работа с мнемотаблицами.
Ребята, Рысенку Роме в школе еще дали вот такие тексты, он очень хочет их прочесть, но вот беда, он еще не может читать. Поэтому он хочет чтоб вы прочитали, а он послушает
Каждый ребенок читает свой текст.
10.Автоматизация звука в предложениях.
— Рысёнок поблагодарил нас за помощь и показал поляну с трын-травой. Эта трава не простая, а волшебная, она показывает изображения совсем не тех предметов, которые в ней спрятаны. Давай постараемся найти в траве букву Р. которую потерял Буратино.
Игра «Трын-трава»: ребенок произносит фразу «Раз, два —расступись трава» и в такт этим словам делает четыре «шага» пальчиками по картинкам травы в любом направлении. Логопед приподнимает «травку» там, где остановилась фишка и ребенок произносит фразу «В траве — рубашка». Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет букву Р, которая затем «возвращается» Буратино (показ заключительного слайда).
11.Итог деятельности.
— Давайте вспомним, какой звук мы сегодня учились произносить? Какой это звук? (Повторение характеристики звука)
— Какие задания тебе понравились? А какие показались трудными?
— Молодцы, вы были очень внимательными, прекрасно справлялись со всеми заданиями и правильно произносили звук [р].