СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука (р) в словах и словосочетаниях. Лексическая тема: зимние виды спорта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема "Автоматизация звука (р) в словах и словосочетаниях. Лексическая тема:Зимние виды спорта.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука (р) в словах и словосочетаниях. Лексическая тема: зимние виды спорта.»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: Автоматизация звука р в словах и словосочетаниях. Лексическая тема: зимние виды спорта.

Цель:

  • автоматизация звука р;

  • закрепить и систематизировать знания и представления учащегося о зимних видах спорта.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;

  • развивать мелкую и общую моторику;

  • развивать фонематический слух;

  • развивать психические процессы: логическое мышление, память, зрительное внимание;

  • развивать речевое дыхание;

  • обучать самомассажу мышц лица;

Коррекционно-образовательные:


  • формировать навыки анализа и синтеза слова;

  • закреплять умение выделять нужный звук в словах, определять позицию звука в слове;

  • расширять представления учащегося о зимних видах спорта;

  • активизировать и обогащать словарь учащегося по данной теме (словарная работа: зимние виды спорта, сноубординг, санный спорт, фристайл, фигурное катание);

  • уточнять представления и разграничивать: зимние забавы и зимние виды спорта;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к зимним видам спорта;

  • прививать навыки здорового образа жизни;

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.




  1. Организационный момент

Рассмотри закономерность предметов на экране и определи какого предмета не хватает в последнем окошке?

?



  1. Объявление темы.

Какое время года объединяет эти картинки? (Зима)

А чем любит заниматься детвора зимой на улице? (Дети зимой любят играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах и коньках)

А как называют людей, которые профессионально катаются на лыжах, бегают на коньках и участвуют в соревнованиях? (Спортсмены)

Давай сегодня мы с тобой поговорим на занятии про спортсменов.

Как ты думаешь, в каких видах спорта атрибутикой будут коньки, лыжи, санки? (Фигурное катание, горнолыжный спорт, санный спорт)

Можно летом кататься на коньках, лыжах, санках? (Нет)

Значит, мы сегодня с тобой говорим о …. зимних видах спорта.

Еще сегодня на занятии мы будем продолжать учиться произносить звук р правильно в словах.



  1. Самомассаж лица (поглаживающие движения)

Ты же знаешь, что настоящие спортсмены всегда начинают свои тренировки с разминки!? И мы начнем наше занятие тоже с разминки.


Завтра снова будем мчаться (от середины лба к верхней части ушей)

На коньках и на санях. (от носа к средней части ушей)

И на лыжах с гор кататься - (от середины подбородка к нижней части ушей)

Ведь зима у нас в гостях!



  1. Развитие артикуляционной моторики

Все спортсмены делают зарядку для разогрева мышц, а мы с тобой сделаем спортивную зарядку для мышц… языка, губ и щек.


Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хоть и это нелегко, потянулся высоко.

Наклонился низко к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.

А теперь как мячик за зубами вверху скачет (барабанщик).

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал (лопатка).


Язык наш стал еще сильней и крепче, он подготовился к выполнению всех заданий. Но этого не достаточно для побед!


  1. Развитие речевого дыхания.

Каждый спортсмен должен уметь правильно дышать. Давай вспомним, как необходимо правильно дышать, как мы это делаем?

Вдох - наш живот надувается, плечи и грудь не поднимаются. Выдох - наш «шар» спускается. Не забываем, говорим на выдохе.


Давай отправимся с тобой в путешествие в спортивный городок на аэросанях. Ты хочешь поучаствовать в соревнованиях?

Здесь мы сможем посмотреть лыжные трассы, стадионы. И конечно же будем зарабатывать баллы и получим свою первую медаль. Но помни, медаль достанется только в том случае, если ты будешь четко и звонко произносить звук р.

Аэроса́ни – самоходные сани, снабжённые двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду.


  1. Изолированное произношение звука р.

Заводим мотор аэросаней и отправляемся в путь.


  1. Автоматизация звука р в слогах.

Перед входом на стадион нужно правильно прочитать чистоговорку.

Ра-ра-ра - на дворе у нас гора.

Ор-ор-ор - вышли мы гулять во двор.

Ре - ре - ре - санки на горе

Ры-ры-ры - покатаемся с горы.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ты четко произносил звук р, и правильно прочитал чистоговорку. Ты заработал свои первые 5 баллов.

  1. Уточнение и систематизация знаний по теме. Развитие фонематического слуха.

Мы на стадионе.

Собери пазл-картинку и прочитай зимние виды спорта.

Какие из них тебе знакомы?

А сейчас выбери картинки тех видов спорта, в которых ты услышишь звук р, четко проговори (сноубординг, фигурное катание, фристайл).

Есть ли слова где звучит звук р в начале слова? (нет)

А где звучит звук р? (В середине)


Всё верно, держи еще 5 баллов.

Садимся в аэросани и заводим мотор.

Остановились.


  1. Автоматизация звука р в словах.

Мы на трассе, где проводится соревнования по сноубордингу.

Сноубординг — зимний олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальной доске — сноуборде.

Давай прочитаем задание.

Задание: разгадай ребус.

В ребусе необходимо восстановить слово, зашифрованное в виде отдельных изображений и букв. Если запятые стоят справа от рисунка — то нужно отбросить последние две буквы в слове.


Сноуборд

Ты верно разгадал ребус и справился с очередным заданием, вот твои 5 баллов.


  1. Зрительная гимнастика «Танцы на льду» (фигурное катание) 

Отправляемся к фигуристам на каток на аэросанях.

Остановились.


Фигурное катание – вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку композиции, составленные из фигур разной сложности на катке с искусственным льдом.

Вот посмотри какое задание нам предлагают фигуристы.

Фигуристка танцует на льду. Следи глазами за перемещением фигуристки, голова неподвижна, работают только глаза.


Хорошо выполнял задание, возьми 5 баллов в копилку!

  1. Санный спорт.

Заводим мотор у аэросаней и отправляемся на другую трассу, где проходят соревнования по санному спорту, продолжаем зарабатывать баллы и правильно произносить звук р.

Давай возьмем карточку.

Са́нный спорт — зимний олимпийский вид спорта, в котором участники соревнуются в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе.

Саночники подготовили тебе задание. На прошлой остановке мы выполнили гимнастику для глаз и теперь они будут внимательными и ты легко справяшься с заданием.

Игра «3 лишний»

Посмотри на картинки, две из них подходят друг другу, по какому-то признаку, а третья лишняя. Какая?

Почему ты так считаешь, объясни.

Три рисунка: фигурное катание, лыжные гонки, хоккей на льду. Что лишнее? Ответ детей: Лыжные гонки, потому что они связаны с лыжами.

Три рисунка: прыжки на лыжах с трамплина, фристайл, сноуборд. Что лишнее? Ответ детей: Сноуборд, потому что он связан со специальной доской.

Санки, лыжи, коньки

Что лишнее? Санки – это предмет для зимних забав.


Всё верно, ты справился с заданием, которое нам подготовили саночники. Ты заработал свои 5 баллов. Продолжай дальше произносить звук р звонко.



  1. Фристайл.

Давай с тобой отправимся на следующую горнолыжную трассу.

Фристайл – вид лыжного спорта, включающий несколько соревнований, в которых спортсмен выполняет различные действия на склоне или трамплине на лыжах определенной конфигурации.


Вставай на лыжи (встали), взяли палки и не забываем правильно дышать.


Садимся. Вдох-выдох. Лыжник подготовил тебе задание. Ты готов?

Задание:

Давай с тобой прочитаем словосочетания и распределим их в 2 столбика: зимние забавы и зимние профессиональные виды спорта

Мчатся с горки

Санный спорт

Играть в снежки

Фигурное катание

Лепить снеговиков

Горнолыжный спорт

Играть в «прятки»

Синхронное плаванье

И у тебя остались лишние словосочетания. Почему?

Ты правильно выполнил задание, вот твои заработанные 5 баллов.

  1. Итог. Рефлексия.

И вот настал момент подводить итог. Давай вспомним, за что ты получал баллы?

Какие виды профессионального зимнего спорта ты запомнил?

Верно, ты настоящий спортсмен, посмотри, сколько ты заработал баллов и получаешь какую медаль?

(10 баллов – бронзовая медаль

15-20 баллов – серебряная медаль

25-30 баллов – золотая медаль)

Молодец! Держи свою медаль! Ты заслужил своим упорством и трудом! Ты верно произносил звук р и правильно отвечал на вопросы. Теперь ты знаешь зимние виды спорта.


Возьми раскраску, здесь изображены различные зимние виды спорта. Ты раскрасишь и потренируешься дома еще раз правильно произносить данные слова. Не забывай звонко проговаривать звук р.