Автоматизация звука Ш
Автоматизация звука [ш] в прямых слогах:
Ша – ше – шу шо – ша – шу
Ша – шо – шу шо – шу – ша
Ше – шу – шо шу – ша – ши
Ши – ше – ша шу – ше – ши
Ши – шу – шо шу – ше – шо
Автоматизация звука [ш] в обратных слогах:
Аш – ош – уш – ыш ыш – иш – еш – аш
Ёш – аш – ош – уш ыш – уш – ош – аш
Иш – ыш – аш – уш юш – яш – ёш – иш
Ош – аш – ыш – уш яш – ёш – юш – иш
Автоматизация звука [ш] в интервокальной позиции:
Аша – оша – иша еше – ешо – еша
Аши – еши – иши ошу – ашу – ешу
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных:
Шма – шмо – шму кша – кшо – кшу
Шко – шку – шка мша – мшо – мшу
Автоматизация звука Ш в словах
[ША] – шапка, шалун, шахматы, шайба, шаблон, шаман, шатен, шанс, шаль, шатун, шахта;
[ШО] – шов, шок, шоколад, шелк;
[ШУ] – шум, шумовка, шутник, шут, шуба, шуметь, шутить;
[ШЕ] – шелест, шевелить, шелковод, шелуха, шейка, шея, шевелюра;
[ШИ] – шипы, шина, шитье, шипеть, шиповник, шипеть.
Со стечением согласных: шпага, шпилька, шпана, шпала, шлепок, шлёпанцы, шланг, шнурок, шмель, шмат и т.д.
Автоматизация Ш в середине слова
[ША] – каша, ваша, Даша, кашалот, Паша, кушать, туша, душа, мешать, крыша;
[ШО] – капюшон, голышом, мешок, тушенка, черешок, ремешок, порошок;
[ШУ] – пишу, кошу, ношу, дышу, укушу.
[ШЕ] – мишень, утешение, решение, кашель, бешеный, душевный;
[ШИ] – машина, вышивать, кувшин, тишина, пушинка, машинист, пришили, ушиб, решили.
Со стечением согласных: каштан, кошмар, кошка, опушка, букашка, милашка, пышка, Яшка, покрышка, бабушка, дедушка, подушка, лягушка.
Автоматизация звука Ш в конце слова
[АШ] – карандаш, ваш, наш, гуашь, торгаш, шантаж;
[УШ] – тушь, душ, коклюш;
[ЫШ] – камыш, детеныш, мышь, малыш, ландыш;
[ИШ] – шумишь, финиш, мякиш, пилишь, тишь;
[ЁШ] – пьёшь, поёшь, льёшь, берёшь, трёшь.
Автоматизация звука Ш в словосочетаниях
«Шепчет Наташа», «Широкий шалаш», «Наша бабушка».
«Шумят камыши», «Душистые ландыши», «Тушёный шпинат».
«Наташины калоши», «Дашина шапка», «Наша школа».
«Пушистая шапка», «Дедушкины шахматы», «Новая подушка».
«Новая ушанка», «Двойной шов», «Швейная машинка».
Автоматизация звука Ш в предложениях
Из трех слов: «У Яши машина», «Бабушка вышивает петушка», «У Маши шуба», «Камыши шумят тихо», «Маша ест пшённую кашу», «Душистые ландыши хороши», «Миша нашел камешки», «Наташа пишет письмо».
Из четырех слов: «У Маши шапка и шарфик» «У Яшиной машины шины», «Бабушка шьёт штанишки Яше», «Даша надела широкий шарф», «Малыши шагают в школу», «Маша пьёт вишнёвый компот», «Мишутка дует на пушинки».
Из пяти слов: «Дома у Яши мешок каштанов», «У кошки ушки на макушке», «Бабушка шьёт на швейной машинке», «Паша катает мишку на машине».
Из шести слов: «У Паши и Даши мышонок Пушок», «Мама мышь и мышата едят шпинат», «У мышки – мышата, у кошки – котята».
Автоматизация звука Ш в чистоговорках:
Ша – ша – ша – нет карандаша.
Шо – шо – шо – нам гулять хорошо.
Шу – шу – шу – я сижу и не шуршу.
Ши – ши – ши – притихли малыши.
Ше – ше – ше – подарили шарфик Даше.
Автоматизация звука Ш в скороговорках:
«Я по камушкам пошёл, шубу шёлковую нашёл».
«Шила в мешке не утаишь».
«В шалаше шесть шалунов».
«Шапка да шуба – вот наш Мишутка».
«Метил в лукошко – попал в окошко».
Шуршат камыши в камышах малыши.
Широкие шины шикарной машины бесшумно шуршат по шоссе.
Сшила Шура шикарную шубу.
В камышах шуршат мышата,
Шумно плещутся в ушатах.
Автоматизация звука Ш в тексте
Текст «Пушок – шалун»:
«Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка - ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот - шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами».
Автоматизация звука Ш в
«Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!».
«Школьник, школьник, ты силач:
шар земной несёшь, как мяч».
Мышонок и Мышь
Мышонку шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише».
Автоматизация звук Ш в играх.
Цель: автоматизация звука Ш
Задачи: закрепить правильное произношение звука Ш;
Развивать графические навыки;
Развивать логическое мышление.
Игра 1. «Что у Миши в шкафу, а что у Маши?»
Игра 2. «Что у Дедушке в мешке?»
Игра 3. «В машине у Даши»
Игра 1. «Что у Миши в шкафу, а что у Маши?» Выбери картинки со словами, которые подходят, произнеси, соедини линией со шкафом Маши или Миши.
У Маши в шкафу: шаль, шуба, тушь, мишутка, ландыш.
У Миши в шкафу: шапка, шайба, клюшка, рубашка, шахматы.
Игра 2. «В мешке у Дедушки» Дед Мороз спешил к деткам с подарками. Он шел по лесу и не заметил, как мешок зацепился за ветку и порвался. Подарки выпали. Помоги Дедушке собрать подарки. Соедини подарок с мешком Дедушки, скажи по образцу: У дедушки в мешке…
В мешке у Дедушки: Мишутка, тушь, карандаши, машинка, шахматы, клюшка, шайба, петушок.
Игра 3. «В машине у Даши» Даша едет в гости к бабушке и дедушке. Помоги Даше собраться в дорогу. Проведи линии от вещей к машине. Расскажи, кто (что?) у Даши в машине?
В машине у Даши: кошка, шампунь, мишка, карандаши, калоши, шахматы, тушь, шапка, ковш, рубашка