Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республи Крым
«Чеботарская специальная школа-интернат»

для родителей

Выполнила:
учитель – логопед
Великолуг И.И.
с. Чеботарка, 2018 г.
Цель:
- Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;
- Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в
организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;
-Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по
коррекции речи.
-Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.
Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по
коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность
работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия?
Что же такое автоматизация звуков?
Представьте себе, что у Вашего ребенка появился новый звук. Теперь вы, конечно же, захотите, чтобы он произносил данный звук во всех словах.
Не торопитесь! Для правильного употребления звука в речи необходима его длительная автоматизация (отработка, тренировка). На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки, где ребёнок очень нуждается в помощи родителей. Перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение, научить ребёнка контролировать правильное произношение поставленных звуков.
Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Процесс этот достаточно длительный и требует настойчивости, терпения как со стороны взрослого, так и ребенка. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за своей речью!
Очень редко ребёнок сам контролирует правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи. Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. ребёнку Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность.
Помните!
Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.
В свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как ребёнку необходимо реализовать речевой замысел. В потоке речи проанализировать каждое слово, т.е. сделать фонематический анализ.
Очень часто ребёнка переполняют разнообразные эмоции или он просто устал, переутомлён, недомогает. Ребёнку нужно поставить язык в правильное артикуляционное положение новое непривычное для него. Помочь в таком нелёгком деле может ребёнку его микроокружение те люди, которые ближе чаще общаются с ребёнком (воспитатели, мамы, папы, бабушки).
На что обратить внимание при выполнении домашнего задания:
1. Артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком. Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца.
2. Звукопроизношение.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.
3. Мелкая моторика.
Графомоторные навыки. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!
1 этап
Автоматизация звука в слоге.
Игра «Произнеси слоги»
Ша-ша-ша
РА-РА-РА-РА-РА
СА-со-су-сы
проговори слоги
-с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
Ра-ра----ра-ра-ра
Шо-шо-шо---шо-шо
-с изменением ударения
Ла-ла-ла Ла-ла-ла Ла-ла-ла
2 этап
Автоматизация звука в слове.
Игра « КТО БОЛЬШЕ?»
Кто больше придумает слов с поставленным звуком?
Усложнения по лексическим темам (фрукты, овощи, мебель, марки машин, имён и т.д.)
-счёт предметов от 1 до 10 и обратно Одна рыбка, две рыбки, три рыбки и т.д. спряжение
Я работаю
Ты работаешь
Он работает (она…, мы…, вы…, они…)
Игра «Назови ласково»
Маша – Машенька
Игра «Придумай словечко».
-Придумываем с заданным звуком в определенной части слова (начало, середина, конец)
Рак, горка, двор.
3 этап
Автоматизация звука в предложении.
Игра «Придумываем предложения с заданным звуком».
Сначала предложить ребёнку имена с заданным звуком имена (Рома, Рая, Артур и т.д.) -усложнение предложение из трех слов. Рома фотографирует тигра.
Если Вы прочитали ребёнку сказку или посмотрели фильм, предложите вспомнить слова с заданным звуком.
Игра «Всезнайка». Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь?Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Радуйтесь успехам и маленьким победам вашего ребёнка!