СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизированная обработка информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

Вопросы к теме:

  1. Информация и понятия связанные с ней. Виды информации. 
  2. Понятие информатика. С чем связана данная наука? 
  3. Информационные революции и информационная культура. 
  4. Информационная система. Классификация информационных систем. 
  5. Информационные коммуникации. Представлении информации в компьютере. Производные величины. 
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Автоматизированная обработка информации»

время занятия – 2 часа

ТЕМА 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА
ИНФОРМАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
И ТЕХНОЛОГИЯ


Вопросы к теме:

  1. Информация и понятия связанные с ней. Виды информации. (2 и 3 слайды)

  2. Понятие информатика. С чем связана данная наука? (4 и 5 слайды)

  3. Информационные революции и информационная культура. (6 и 7 слайды)

  4. Информационная система. Классификация информационных систем. (8 и 9 слайды)

  5. Информационные коммуникации. Представлении информации в компьютере. Производные величины. (10 и 11 слайды)


Информация – это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений окружающей нас действительности.

С понятием информация связаны следующие понятия:

Сигнал – любой процесс, несущий информацию.

Сообщение – информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.

Данные – информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки её техническими средствами.

Сообщения делятся на документальные и недокументальные. К документальным относятся сообщения на материальных носителях в виде текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц, фотографии, магнитных записей и т.п. Сообщения без материальных носителей считаются недокументальными. Такие сообщения передаются в виде жестов, запахов, звуков, речи, телефона, радио, телевидения и т.д.

По общему назначению информация делится на массовую, специальную и личную. Массовая информация – информация, предназначенная для населения определенных областей, регионов (общественно-политическая, обыденная, научно-популярная информация). Специальная информация – информация для определенной группы людей, имеющих общие интересы, одинаковую профессию, определенный возраст или другие признаки (научная информация – информация по математике, физике и т.д.; техническая информация – информация по машиностроению, сельскому хозяйству, транспорту и т.д.; производственная информация – информация конструкторская, технологическая, планово-экономическая и т.д.; управленческая информация – информация по АСУ, делопроизводству и т.д.). Личная информация – необходимая человеку для осуществления персональной деятельности (записная книжка, телефонный звонок).

Решением проблем, связанных с необходимостью эффективно использовать информационные ресурсы, занимается новая научная дисциплина – информатика.

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Информатика – это наука, связанная:

  • с разработкой вычислительных машин и систем, с технологией их создания;

  • с построением математических моделей окружающего мира и общественных явлений;

  • с обработкой данных различной природы, созданием численных и логических методов решения задач;

  • с разработкой алгоритмов решения задач и программированием алгоритмов на языках, понятных компьютерам, созданием программного обеспечения ЭВМ.

Начало истории информатики связанно с появлением ЭВМ.

Периоды создания и развития новых средств и методов обработки информации, существенно влияющих на развитие общества, называются информационными революциями.

Первая информационная революция привела к появлению возможности накопления знаний и передачи их следующему накоплению - возникновение письменности.

Вторая информационная революция привела к появлению качественно новых средств хранения информации - появление книгопечатания.

Третья информационная революция связана с изобретением электричества, появлением телеграфа, телефона, радио.

Четвертая информационная революция привела к появлению информационного общества.

Свод правил поведения человека в информационном компьютеризированном обществе называется информационной культурой.

Информационная культура – это умение использовать современные информационные технологии для целенаправленной работы с информацией.

Современная информационная культура включает в себя:

  • знание основных возможностей ЭВМ;

  • умение грамотно ставить задачи, составлять планы их решения и записывать их в форме, понятной ЭВМ;

  • умение искать данные для решения задач и анализировать полученные результаты;

  • умение использовать средства вычислительной техники в повседневной деятельности.

Одновременно с широким использованием новых информационных технологий появилось понятие – информационная система.

Информационная система представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работника любой профессии информацией для реализации функции управления.

Информационная система включает в себя информационную среду и информационные технологии, определяющие способы реализации информационных процессов.

Информационная среда – это совокупность систематизированных и организованных специальным образом данных и знаний.

Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации.

Информационный процесс – это совокупность последовательных действий, функциональных и информационных связей, а также обменов информацией, осуществляемых в системе социальной коммуникации с целью доведения информации до потребителя.

Информация существует крайне непродолжительное время, но информационный процесс длиться столько, сколько существуют носители данных, представляющие информацию.

Классификация информационных систем:

  1. по назначению:

  • информационно-управляющие системы;

  • системы поддержки принятия решений;

  • информационно-поисковые системы;

  • информационно-справочные системы;

  • системы обработки данных;


  1. по структуре аппаратных средств:

    • однопроцессорные;

    • многопроцессорные;

    • многомашинные;

  2. по характеру взаимодействия с пользователями:

  • диалоговый режим;

  • интерактивный режим.

Информация передаётся по информационным коммуникациям. Информационные коммуникации – это пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источников информации к её потребителю.

Информационные коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальные коммуникации специально созданы обществом (библиотеки, информационные службы и т.д.). Неформальные коммуникации устанавливаются непосредственно (личные встречи, беседы, телефонные разговоры, переписка и т.д.).

В компьютере для записи чисел используется двоичная система счисления, т.е. любое число записывается в виде сочетания двух цифр – 0 и 1 (0 – нет сигнала, 1 – есть сигнал).

Цифра двоичной системы счисления называется битом. Бит – минимальная единица информации. На практике используется более крупная единица информации – байт. Байт – это информация, содержащаяся в 8-разрядном двоичном коде: 1 байт = 8 бит.

Для хранения больших объемов информации используются производные величины:


1 Кбайт (кило) = 1024 байт = 210 байт;


1 Мбайт (мега) = 1024 Кбайт = 210 Кбайт;


1 Гбайт (гига) = 1024 Мбайт = 210 Мбайт.


Литература:

1. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2000

2. Острейковский В.А. Информатика




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

02.11.2020 19:50
Власовец Надежда Витальевна @vlasnadezhda
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя