СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автономное обучение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автономное обучение является сегодня одним из основных направлений в методике преподавания, в том числе и иностранных языков. Автономное обучение – это ситуация, в которой учащиеся обучаются полностью самостоятельно, а также навыки и умения, которыми овладевают учащиеся. Основным постулатом данной методики является концентрация всего процесса обучения на личности обучаемого, предоставление ему большей свободы выбора по всем направлениям

Просмотр содержимого документа
«Автономное обучение.»

 

 

Автономное обучение.

Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам природы. Он остроумно замечает, что если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили, чтобы их ребенок вырос, не умея играть в шахматы. Данная метафора вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило – научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.


Автономное обучение является сегодня одним из основных направлений в методике преподавания, в том числе и иностранных языков. Автономное обучение – это ситуация, в которой учащиеся обучаются полностью самостоятельно, а также навыки и умения, которыми овладевают учащиеся. Основным постулатом данной методики является концентрация всего процесса обучения на личности обучаемого, предоставление ему большей свободы выбора по всем направлениям.


При автономном обучении учащийся переходит из разряда объекта, на который направлена деятельность преподавателя, в разряд субъекта своего обучения. Он самостоятельно принимает решения о том, каким образом, с помощью каких вспомогательных средств (учебник, интернет и т.д.) он учится. Он принимает решения о стратегиях для достижения своих целей, о распределении своего времени, о том, работает ли он на определенном этапе один или в режиме диалога с другими учащимися и как он контролирует успешность всего процесса обучения.

Автономное обучение базируется на теориях, которые ставят в центр процесса обучения обучаемого. Все, что человек делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам.


Автономное обучение – это самостоятельное обучение, но под руководством преподавателя. При этом учащийся освобождается от психологического давления, связанного с тем, что ему необходимо соответствовать требованиям преподавателя. У него появляется другое отношение к процессу обучения: повышается уровень мотивации, самооценки, понижается страх перед возможностью допустить ошибку. У учащегося при самостоятельной работе с различными материалами со временем развивается способность использовать определенные техники и стратегии обучения на другом, аутентичном, материале. Таким образом, он учится самостоятельной организации собственного процесса обучения.


Различают три модели автономного обучения:

- индивидуальная модель, где в центре внимания находится отдельный обучаемый со своими личными потребностями в изучении иностранного языка; сюда относится, например, модель обучения в тандеме: http://www.rsu.ru/rsu/tandem. Изучение языков в тандеме – это форма открытого обучения, где представители с разным родным языком обучают друг друга в процессе аутентичной коммуникации через интернет.

- групповая модель, которая предполагает обсуждение и принятие решений относительно процесса обучения демократичным способом в группе учащихся с похожими или одинаковыми целями;

-модель проектной работы, которая ставит на первое место ориентированную на конечную цель деятельность нескольких обучаемых.

Роль преподавателя в новых условиях обучения тоже меняется. Он больше не центральное звено занятия, управляющее и контролирующее весь процесс обучения, он, скорее, консультант, помощник, партнер, в задачи которого входит эмансипация учащегося, развитие у него ответственности за принятие решений относительно своего процесса обучения. К задачам консультанта относятся следующие:


Психосоциальная поддержка, в которой важную роль играют личностные качества консультанта, его способность мотивировать учащихся и развивать их сознательное отношение к процессу обучения;

- техническая поддержка, которая включает помощь в планировании и организации процесса самостоятельного обучения, помощь в оценке своих знаний, помощь в развитии тех или иных навыков и усвоении необходимых знаний;

- методические рекомендации по работе с материалами, предлагаемыми к самостоятельному изучению.

Мы видим 4 направления работу .
1. Индивидуальная работа учащихся;
2. Групповая работа учащихся;
3. Группа учащихся вместе с учителем;
4. Индивидуальная работа учителя.



Управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых может быть жестким (регламентируется каждая учебная операция), относительно жестким (обозначаются цель и ориентиры, а также контроль некоторых операций) и гибким (задается только цель, а учащийся должен самостоятельно выбрать средства и способы выполнения учебных задач).

Эффективность самостоятельной работы в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. Их специфика заключается в том, что они выполняют основные функции преподавателя: организационную, управляющую и контролирующую. Поэтому они должны мотивировать действия, указывать ориентиры осуществления этих действий, обеспечить обратную связь – контроль правильности выполнения действий. Задача всех материалов – обеспечить активную самостоятельную работу студентов, желание работать творчески, искать и находить самостоятельные решения, развивать готовность к дальнейшему самообразованию.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Одна из ее целей состоит в создании комфортных условий обучения, где которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что учащиеся полностью вовлечены в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они делают в ходе этого процесса.

При интерактивном обучении для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии, например, интернет.


Некоторые из положений для использования интерактивного обучения, включают в себя:
1. Обеспечить возможность учащимся успешно учиться английскому языку;
2. Вызвать интерес к работе над различными аспектами языка;
3. Вызвать потребность в использовании различных технических средств при изучении английского языка;
4. Дать возможность учащимся самостоятельно управлять своей учебной деятельностью: сравнивать результаты собственного выполнения учебной задачи с определенным эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять или предупреждать свои ошибки;
5. Формировать способность учащихся к самостоятельному накоплению знаний, самоконтролю и самокоррекции.

6.Улучшенный доступ и гибкость организации работы. Студенты и преподаватели могут подключиться к обучающей системе с любого компьютера, в любое время, чтобы обратиться к материалам для работы над темой или для осуществления контроля. 7.Быстрая передача обучающих материалов. Возможность проведения индивидуальных консультаций.


Учение – активный процесс, который для разных учащихся ведет к различному результату. Стратегии при обучении играют решающую роль. Они подчеркивают способность/возможность эволюции собственного учебного процесса (Д.Вольф). Учебные стратегии – «это план умственных действий, с помощью которых достигается цель обучения», по определению Петера Биммеля. Они  находят свое отражение в следующем:



А) Учебные стратегии – это план обучающихся, который, как правило, составляется сознательно. После интенсивной тренировки стратегии автоматизируются.


Б) План обучаемого включает в себя то, какие умственные действия они хотят провести, чтобы достичь поставленной цели.

В) Чтобы выбрать правильную (подходящую) учебную стратегию, учащиеся четко должны себе представлять их собственную цель обучения.

         Например, некий ученик сформулировал свою цель следующим образом: «Если моей целью является упражняться в диалоге, тогда я найду себе партнера и мысленно проведу с ним диалог». Формулировка целей «если — тогда» содержит в себе важные пункты определения учебной стратегии: у учащихся есть цель (упражняться в диалоге) и у них есть в голове план, как ее можно достичь (т.е. умственные действия: найти партнера, провести мысленный диалог с ним).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!