Коррекционно-развивающая программа с элементами арт терапии для индивидуальных занятий с ребенком с ДЦП, ТНР и ЗПР «Веселые пальчики».
Составитель: Бадер Любовь Артемьевна- учитель технологии.
"Умственно отсталый ребенок не менее развит, а иначе развит»
Л.С.Выготский
Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие, мотивацию и способности ребенка в различных видах деятельности.
Программой «Веселые пальчики» предусмотрено разностороннее развитие ребенка, а также профилактика вторичных нарушений и коррекция эмоционально – волевой сферы.
Программа способствует повышению уровня развития познавательных процессов и общих интеллектуальных способностей ребенка, развитию коммуникативных навыков и умений, а также навыков сотрудничества, улучшения состояния общей и мелкой моторики.
Реализация программы:
Содержание программы предполагает 33 занятия - 1 год обучения (1 час в неделю), при этом индивидуально с педагогом 0.5 (16.5ч) и самообразование 0.5 (16.5ч). Каждое занятие рассчитано на 25-30 минут.
Формы работы по реализации программы:
Индивидуальная, ребенок с особыми потребностями
Содержание программы предполагает:
Эмоциональный контакт ребенка с педагогом и родителями (зрительный, слуховой и тактильный контакты) атмосфера сотрудничества;
Изменение видов деятельности в течение занятия;
Опору на положительные результаты, познавательный интерес ребенка;
Закрепление нового материала и навыков в домашних условиях;
Помощь родителям (консультирование) в коррекционной работе с ребенком в домашних условиях.
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Игры на развитие моторики рук.
3. Основная часть на развитие познавательных процессов.
4. Рефлексия.
5. Дневник занятий (запись ведут родители).
6. Традиционное прощание.
Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у ребенка определенного положительного настроя. Используются разминка, упражнения на активизацию физической и умственной деятельности. В процессе творческой деятельности у ребенка формируется атмосфера доверия, доброжелательности, позитивного отношения к окружающим, а от сюда и положительный эмоциональный настрой.
Актуальность.
Современной мировой тенденцией является стремление к социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития. Она предусматривает формирование новой культуры и образовательной нормы, прежде всего уважения к физически и интеллектуально неполноценным людям, обеспечение достаточных условий для их интеграции в общество. Обозначенная тенденция прежде всего касается лиц со сложными нарушениями психофизического развития.
Дети с «особыми потребностями» - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи».
Для того, чтобы узнать, «почувствовать результат», необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы учебного и воспитательного характера.
Одновременно с традиционными методами психолого-педагогического воздействия на ребенка, думаю, целесообразно использовать метод арт -терапии, который поможет справиться с различными негативными состояниями, такими как тревожность, страхи, депрессия и многими другими психологическими проблемами, которые мешают ребенку жить и тормозят его развитие.
Такие дети остро нуждаются в индивидуальной помощи. Только так они могут почувствовать себя комфортно и строить свое самосознание. Ранняя коррекция имеет огромное значение. Детский организм имеет пластичность, поэтому именно в этом возрасте имеется наиболее реальная возможность эффективной коррекции. Познавательное, эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования другой.
Характеристика обучающегося:
Девочка с ДЦП, ТНР и слабой УО. Добрый, ласковый, жизнерадостный ребенок, к сожалению не владеет речью. Подвижная, но движения хаотичные; любознательная, но внимание кратковременное. Навыки пространственного ориентирования не сформированы, не ориентируется и в основных временных понятиях.
В незнакомой обстановке чувствует себя комфортно, ее привлекают яркие и необычные предметы, которые находятся рядом. Интересы носят игровой характер, быстро утомляется. Отмечается бурное проявление эмоциональных реакций. Преимущественно повышенное настроение с оттенком эйфории. Отсутствует проявление настойчивости в преодолении трудностей. Навыки планирования своей деятельности не развиты.
Общий уровень знаний, умений и навыков не соответствует возрастным нормам. Необходим внешний контроль со стороны взрослого.
Цель ― создание условий максимально обеспечивающих развитие ребенка, его позитивной социализации, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми в соответствующих возрасту и возможностях ребенка видах деятельности.
Задачи:
- способствовать общему развитию ребенка, коррекции психофизического развития.
- создать благоприятные условия для развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями обучающего;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Необходимо создать специальное терапевтическое пространство: предметно-развивающую среду, в которой ребенок сможет почувствовать себя уверенным, будет проявлять самостоятельность и независимость.
Каждое занятие имеет двойную цель: актуальное движение ребенка и работа на перспективу. При выполнении заданий арт - терапевтического характера ребенок получит самые разнообразные ощущения, благодаря этому ликвидирует сенсорный дефицит. Тактильные упражнения обеспечат развитие восприятия фактуры, формы, веса, температуры.
Задачи коррекционной работы:
Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) мелкой моторики;
Формирование положительной мотивации к обучению;
Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, предупреждение агрессивности);
Создание благоприятного психологического климата;
Определение динамики развития обучающегося.
Принципы коррекционной работы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка. Взаимодействие и согласованность в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса (педагог, родители).
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи на всем протяжении обучения школьника.
В процессе работы с обучающимся реализуются:
Учебно-методические пособия: мозаика, пазлы, разрезные картинки, , массажные мячи и др;
Собственные разработки занятий.
Элементы игровой терапии.
Пальчиковая гимнастика из сборников В.Егорова «Расскажи стихи руками»
Арт – методы (изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с окружающим миром. Работа с изобразительными материалами и использование нетрадиционных техник снимает эмоциональное напряжение.)
Ожидаемые результаты
-Освобождение ребенка от негативных переживаний;
-Адекватная самооценка;
-Удовлетворенность собой и своим окружением;
-Свобода творческого самопроявления;
-Умение работать со своими переживаниями.
-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка.
Программа обучения состоит из 5-ти предметных блоков.
Первый блок – «Нетрадиционные техники» - направлен на активизацию интереса ребенка к творчеству. Второй блок – «Пластилиновые фантазии» - это знакомство с удивительным материалом – пластилин, его свойствами и использовании их на практике. Третий блок – «Аппликация» направлен на освоение этой техники с использованием различных материалов. Четвертый блок -- «Мы рисуем» - развивает память и внимание, мелкую моторику и знакомит ребенка с техникой и приемами рисования. Пятый блок – «Игра» - как средство воспитания, учит взаимодействовать друг с другом, а также ребенок создаст театральную куклу вместе с мамой.
№ | Предметные блоки | Кол-во часов |
1 | Нетрадиционные техники. | 17 |
2 | Пластилиновая фантазия. | 6 |
3 | Аппликация. | 4 |
4 | Мы рисуем. | 3 |
5 | Игра. | 3 |
Всего | 33 |
Содержание КТП:
Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с ребенком. Основные материалы и инструменты, используемые в процессе арт-терапии. Правила безопасной работы и личной гигиены. Начальная диагностика знаний, умений, навыков.
Техника «Монотипия» - 3ч.
Занятие 2. В мире отражений. Бабочка. Рисование предмета с помощью отпечатка.
Занятие 3. Клумба с цветами. Выполнение рисунка с помощью отпечатка, закрепление техники.
Занятие 4. Сказочный лес . Рисование с помощью отпечатывания упаковочной плёнки (с лопающимися шариками).
Техника «Мятая бумага» - 2ч.
Занятие 5. Цыпленок. Рисование мятой бумагой, имитация различных текстур.
Занятие 6. Ежик. Рисование мятой бумагой, имитация различных текстур.
Техника «Мокрая бумага» - 2ч.
Занятие 7. Море. Рисование по-мокрому на морскую тему. Представление о холодных тонах.
Занятие 8. Волшебное дерево. Представление о теплых тонах.
Техника «Мыльные пузыри» - 2ч.
Занятие 9. Одуванчик. Создание различных текстур с помощью мыльных пузырей.
Занятие 10. Мыльная фантазия . Дорисовывание образов на основе мыльного отпечатка.
Техника «Пуантилизм» - 2ч.
Занятие 11. Французская точка. Цветы. Выполнение мозаики в предложенной технике из конфетти. Работаем ватными палочками.
Занятие 12. Осеннее дерево. Рисование кроны дерева в технике пуантилизм.
Техника «Ниткография» - 2ч.
Занятие 13. Волшебные змейки. Выполнение рисунка с помощью пропитанных краской шерстяных нитей.
Занятие 14. Разноцветные узоры. Фантазируем с помощью нитей пропитанных краской.
Техника «Фроттаж» - 3ч.
Занятие 15. Необычные картины. (Фроттаж -тереть, натирать). Натираем восковыми карандашами по рельефному предмету (листья-деревья).
Занятие 16. Монетный двор. Зарисовывание мягким карандашом по листу бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете (например, монетка).
Занятие 17. Листопад. Рисование с помощью отпечатков листьев. Рисование с помощью природных материалов.(восковые карандаши)
Пластилиновая фантазия – 6ч.
Занятие 18. Что может пластилин? Штампики. Особенности материала. Лепка пластилиновых лепешек и создание отпечатка с помощью штампиков.
Занятие 19. Тайна подводного царства. Рисование с помощью крупы на картоне (плоскости), покрытом пластилином.
Занятие 20. В гостях у сказки. Лепка объёмных фигур, изображающих любимых сказочных персонажей. Ролевая игра.
Занятие 21. Мозаика. Создание груши ( яблока) из пластилиновых деталей-мозаик, на плоскости.
Занятие 22. Необычная живопись. «Рисование» пластилином.
Занятие 23. Радуга-дуга. Выкладывание пластилиновых жгутиков.
Аппликация – 4ч.
Занятие 24. Снеговик. С помощью ватных дисков собрать снеговика, а затем наклеить поочередно на цветной картон.
Занятие 25. Варежка. Вырезанный шаблон из цветного картона декорировать с помощью клея и цветной бумаги.
Занятие 26. Ракета. Сложить ракету из геометрических фигур и наклеить детали ракеты поочередно на белый картон.
Занятие 27. Солнышко. Собрать лучики солнышка и приклеить на цветной картон.
Мы рисуем –3ч.
Занятие 28. Елочка. Рисуем с помощью линий елочку.
Занятие 29. Ветка рябины. Способом «примакивание» и «тычок» изображаем ветку рябины.
Занятие 30. Полотенце. Волнистые и прямые линии, а также способы «примакивание» и «тычок» помогут нам декорировать полотенце с помощью гуашевых красок и кисти.
Игра—3ч.
Занятие 31- 33. Театр. Изготовление театральной куклы из подручного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема занятия | Часы | Дата |
| Нетрадиционные техники. | | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с ребенком. | 1 | |
2 | В мире отражений. | 1 | |
3 | Клумба с цветами. | 1 | |
4 | Сказочный лес. | 1 | |
5 | Цыпленок. | 1 | |
6 | Ежик. | 1 | |
7 | Море. | 1 | |
8 | Волшебное дерево. | 1 | |
9 | Одуванчик. | 1 | |
10 | Мыльная фантазия. | 1 | |
11 | Французская точка. Цветы. | 1 | |
12 | Осеннее дерево. | 1 | |
13 | Волшебные змейки. | 1 | |
14 | Разноцветные узоры. | 1 | |
15 | Необычные картины. | 1 | |
16 | Монетный двор. | 1 | |
17 | Листопад. | 1 | |
| Пластилиновая фантазия. | | |
1 | Что может пластилин? Штампики. | 1 | |
2 | Тайна подводного царства. | 1 | |
3 | В гостях у сказки. | 1 | |
4 | Мозаика. | 1 | |
5 | Необычная живопись. | 1 | |
6 | Радуга – дуга. | 1 | |
| Аппликация. | | |
1 | Снеговик. | 1 | |
2 | Варежка. | 1 | |
3 | Ракета. | 1 | |
4 | Солнышко. | 1 | |
| Мы рисуем. | | |
1 | Елочка. | 1 | |
2 | Полотенце. | 1 | |
3 | Ветка рябины. | 1 | |
| Игра. | | |
1 | Театр. | 3 | |
Всего | | 33 | |