«Профилактика суицидального поведения»
Суицид занимает 13-е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет.
У подростков в возрасте от 15 до 19 лет
среди причин смерти суициды занимают
3-е место.
Каждый 12-й подросток совершает
попытку суицида.
Суидид – преднамеренные действия человека в отношении самого себя, приводящие к гибели.
Суицидальная попытка (парасуицид) – несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субьектом изменений за счет физических последствий.
Суицидальное поведение – стремление человека покончить жизнь самоубийством.
КЛАССИФИКАЦИЯ суицидального поведения:
- Прямое суицидальное поведение – суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершенные суициды.
- Непрямое суицидальное поведение – подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть. (шрамирование, зацепинг, аутоагрессия )
Возрастные особенности суицидального поведения подростков:
- Конфликтные отношения с родителями или с учителями;
(Ощущение отсутствия личностных потребностей, смысла жизни и, соответственно, целесообразности существования);
- Разрыв или ссора с партнером (близкая дружба, первая любовь).
Факторы суицидального риска:
- Конфликты в семье и распад семьи;
- Жестокое обращение в семье;
- Крушение романтических отношений;
- Семейные мифы: рассказ о родственниках совершивших самоубийство; если бы ни ты, то …; ты появился по глупости… и т. д.
- Игры в интернет-группах на самоубийство;
- Употребление ПАВ (психо-активные вещества);
- Самоубийство из подражания;
- Депрессивное состояние;
- Чувство безнадежности;
- Тревожное состояние;
- Трудности в усвоении учебной программы;
- Суицидальные попытки и суицидальное поведение в прошлом;
- Психическое заболевание и/или расстройство личности.
Признаки суицидального поведения:
- Уход в себя;
- Активная предварительная подготовка;
- Капризность, привередливость;
- Раздача (своих вещей) подарков окружающим;
- Депрессия;
- Агрессивность ;
- Нарушение аппетита, нарушения сна;
- Психологическая травма;
- Резкие (контрастные) перемены в поведении;
- Угрозы.
Способы информирования о намерении суицида:
- Прямое устное сообщение;
- Косвенное устное сообщение;
- Прямое невербальное информирование(частые , беспричинные слезы; нехарактерное поведение: замкнутость).
Поведенческие маркеры (СИГНАЛЫ) то, что является нехарактерным для обычного поведения этого подростка:
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Безразличное отношение к себе.
- Пессимистическая оценка своего прошлого.
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния.
- Физические изменения в организме (повышенная болезненность, нарушения гигиены).
- Тревога.
- Страх.
- Тоска.
- Тоскливое (постоянное по поводу и без повода) выражение лица.
- Капризность.
- Скука.
- Брюзжание.
- Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).
- Амимия (отсутствие мимических реакций).
- Тихий монотонный голос.
- Ускоренная экспрессивная речь.
- Общая двигательная заторможенность.
- Двигательное возбуждение.
- Активное взаимодействие с окружающими.
Словесные маркеры (высказывания ребенка):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях:
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других;
- Прощание с окружающими;
(Скоро всем вам без меня станет лучше, легче…)
- Самообвинения;
- Сообщение о конкретном плане суицида.
Степени суицидального риска:
1. Незначительный риск – есть суицидальные мысли без определенных планов;
2. Риск средней степени – есть суицидальные мысли, план без сроков реализации;
3. Высокий риск – есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого.
Что могут и должны увидеть родители:
В первую очередь:
- изменения настроения, питания, изменения сна;
- изменения в отношении к своей внешности;
- самоизоляция;
- интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.);
- нежелание и отказ посещать кружки, спортивные секции, школу (в том числе учащение прогулов);
- серьезные изменения в состоянии здоровья (частые головные боли, обмороки, приступы, истерики, частые простуды, и др.).
Что могут увидеть педагоги:
- Изменение внешнего вида;
- Самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
- Ухудшение работоспособности;
- Небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было бережное отношение);
- Частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);
- Резкие и необоснованные вспышки агрессии;
- Рисунки на тему смерти на последних страницах тетрадей;
- Тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
- Эти же темы в стихах, которые пишет самостоятельно или читает.
Что могут увидеть сверстники:
- Самоизоляция (перестает общаться с теми с кем общался всегда и со всеми вообще);
- Резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее);
- Повышенная агрессивность, аутоагрессия (в том числе в высказываниях);
- Изменения внешнего вида;
- Интерес к теме смерти (способам самоубийства);
- Уныние, изменение интересов…
Что происходит? И как это всё начинается???
- Подростки по советам друг друга покупают приложение на смартфон, чтобы вступить в группы.
- Вступают в группу, которая сначала является открытой, потом проходя по уровням постепенно переходит в закрытую группу.
- В закрытых группах с участниками работают модераторы.
- Каждые 48 часов каждый участник получает новое задание.
- Чтобы подняться на уровень выше. участник должен предоставить фото свидетельство, селфи и т.д.
Интернет-угрозы
- В контакте
- группа «РАЗБУДИ МЕНЯ в 4:20»
- «#f57
- #f58
- #тихийдом
- #рина
- няпока
- #киты #морекитов»
Всё представлено в виде игры, квеста…
«7 ШАГОВ»
Шаг 1: Режем руки (поверхностные порезы опасным лезвием, металлической линейкой на запястьях);
Шаг 2: Сердечко под глазом или на бедре (порезы, или процарапывание);
Шаг 3: Режем ноги (порезы, царапины на ногах);
Шаг 4: Режем мочку уха;
Шаг 5: Инициалы своего имени на руке (предплечье);
Шаг 6: Инициалы своего имени на ноге (бедро);
Шаг 7: Ссора с родителями уход из дома и….
прыжок с крыши В 4.20 !!!
Родительский контроль (наименование программ)
- Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя , который будет любить его и проявлять к нему терпимость, даже тогда, когда кажется, что его больше никто не любит…
Полезная информация
- Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером (бесплатно, круглосуточно ) 8-800-200-122
- «Дети Онлайн» консультирование по вопросам:
Как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете?
(Бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням)
8-800-250-00-15