Просмотр содержимого документа
«АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по реализации направлений Российского движения детей и молодежи «Движение Первых»»
АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по реализации направлений Российского движения детей и молодежи «Движение Первых»
Тема: «ЭКОСИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ: От школьного сообщества к общности Первых»
Разработана: Эдильбаевой Гульмирой Данисолтановной,
заместителем директора по воспитательной работе
МКОУ «СОШ № 16» г. Хасавюрт
Год разработки: 2025
1. Введение (Концептуальный замысел)
Актуальность: Современная воспитательная работа требует системного подхода, который интегрирует традиционные ценности, многонациональный колорит Республики Дагестан и современные векторы развития, заданные Российским движением детей и молодежи «Движение Первых». Разработка предлагает модель, превращающая школу из места получения знаний в центр формирования деятельных, сознательных и united (сплоченных) граждан.
Цель: Создание и внедрение эффективной модели воспитательной работы «Экосистема воспитания», обеспечивающей плавную и мотивированную интеграцию обучающихся МКОУ «СОШ № 16» в «Движение Первых» через проектную деятельность, основанную на местном материале и universal values (общечеловеческих ценностях).
Задачи:
Адаптировать 12 ключевых ценностей «Движения Первых» к культурно-историческому контексту и традициям народов Дагестана.
Вовлечь не менее 80% обучающихся школы в деятельность по направлениям «Движения Первых» через систему кафедр-«Сред».
Развить навыки soft skills (гибкие навыки) у учащихся через менторскую поддержку и социальное проектирование.
Укрепить партнерские связи между школой, родителями, вузами и общественными организациями г. Хасавюрта.
Целевая аудитория: Обучающиеся 1-11 классов, педагогический коллектив, родительская общественность.
2. Описание модели «Экосистема воспитания»
Модель представляет собой трехуровневую систему, основанную на принципах единства, преемственности и деятельности.
Уровень 1: «Почва» (Ценности и Идентичность)
Суть: Формирование фундамента на основе 12 ценностей «Движения Первых», переосмысленных через призму дагестанской культуры.
Механизм реализации:
«Куначество наоборот»: Учащиеся посещают семьи одноклассников разных национальностей для знакомства с традициями, кухней, историей (ценности: Дружба, Единство народов России, Взаимопомощь).
Цикл уроков «След предков»: Встречи со старейшинами, сбор историй о героях труда и ВОВ из числа родственников учащихся, создание «Книги памяти школы» (ценности: Историческая память, Патриотизм, Крепкая семья).
Экологические десанты по очистке берегов реки Ярык-су и родников (ценность: Природа и экология).
Уровень 2: «Ствол» (Направления-«Среды»)
Суть: Основная деятельность по направлениям РДДМ, организованная в форме школьных «кафедр» или «центров».
Механизм реализации: Создание 7 студий-«Сред», соответствующих направлениям «Движения Первых». Руководят студиями педагоги-наставники и старшеклассники-менторы.
Среда «Science & IT» (Наука и технологии): Кружок робототехники, проекты для конкурса «Большая перемена».
Среда «Art & Media» (Творчество и медиа): Школьная киностудия, съемка роликов о жизни школы, выпуск подкастов о культуре Дагестана.
Среда «Sport & Health» (Спорт и ЗОЖ): Организация турниров по национальным видам спорта (например, легендарная борьба).
Среда «Volunteer & Care» (Волонтерство и добро): Школьный отряд «Добрые сердца» — помощь пожилым людям, шефство над младшими.
Среда «Memory & Patriot» (Патриотизм и историческая память): Поисковый клуб, вахты памяти, организация выставок.
Среда «Eco & Tourism» (Экология и туризм): Разработка экотроп по окрестностям Хасавюрта, создание карты местных достопримечательностей.
Среда «Career & Business» (Труд и профессия): Организация встреч с успешными предпринимателями и профессионалами города, мастер-классы.
Уровень 3: «Крона» (Лидерство и Признание)
Суть: Верхний уровень, где достигаются результаты и происходит признание заслуг.
Механизм реализации:
Ежегодный Фестиваль «Плоды нашего сада»: Большое итоговое событие, где каждая «Среда» представляет свои достижения за год: проекты, победы, отчетные концерты.
Система «Лидерский рост»: Учащиеся накапливают баллы за активность в «Средах». Баллы конвертируются в звания: «Инициатор» → «Лидер» → «Наставник».
Церемония награждения «Звезда Первых»: Торжественное вручение знаков отличия самым активным учащимся и их родителям.
3. Календарный план на 2025-2026 учебный год
Период | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь | Торжественная линейка «Здравствуй, школа!». Запуск проекта. Анкетирование. | Зам. директора, кл. руководители |
Октябрь | «Неделя добра и единства»: акция «Куначество наоборот», ярмарка милосердия. | Среда «Volunteer & Care» |
Ноябрь | Фестиваль национальных культур «Венок дружбы». | Среда «Art & Media» |
Декабрь | Квест «Наука побеждать». Подготовка к новогоднему балу. | Среда «Science & IT» |
Январь | Турнир по интеллектуальным играм и национальным видам спорта. | Среда «Sport & Health» |
Февраль | Месячник патриотической работы. Смотр строя и песни. | Среда «Memory & Patriot» |
Март | Неделя экологии. Выставка проектов «Хасавюрт будущего». | Среда «Eco & Tourism» |
Апрель | Ярмарка профессий. День карьеры. | Среда «Career & Business» |
Май | Подведение итогов. Фестиваль «Плоды нашего сада». Церемония «Звезда Первых». | Администрация, все Среды |
4. Ожидаемые результаты и критерии оценки
Качественные:
Повышение уровня социальной активности и ответственности учащихся.
Формирование cohesive (сплоченного) детско-взрослого сообщества.
Укрепление межнационального согласия в школьной среде.
Количественные:
Не менее 80% учащихся будут вовлечены в деятельность «Сред».
Не менее 15 социально-значимых проектов будут реализованы в течение года.
На 50% увеличится количество учащихся-участников и призеров муниципальных и республиканских конкурсов.
5. Заключение
Данная разработка является не просто планом мероприятий, а живой, динамичной моделью, которая может адаптироваться под запросы детей и вызовы времени. Она позволяет сделать ценности «Движения Первых» близкими и понятными каждому ребенку через призму его собственной культуры и личного опыта. Реализация данной «Экосистемы воспитания» позволит МКОУ «СОШ № 16» г. Хасавюрта стать флагманом не только в городе, но и в республике по формированию нового поколения — поколения Первых.
Разработчик:
_________________________ / Эдильбаева Г.Д. /