АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ В ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ
(методическая разработка Сафиулина Максима Сергеевича, преподавателя музыкального отделения Школы Искусств №1
города Усть-Илимска Иркутской области)
Дата: 11 мая 2017г
Вокальная речь, в отличии от речи обыкновенной, имеет свои особенности. «Носителями» вокального звука являются гласные. Поэтому в пропеваемом вокальном слоге гласные удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука.
За наш тембр также отвечают гласные. Как было бы здорово, если наши песни состояли сплошь из гласных звуков. В этом плане хорошо животным, поскольку научно доказано, что у животных согласных звуков нет.
Согласные – преграда, стоящая на пути воздуха. Они отвечают за чёткость нашей речи. Над проблемами в согласных работают логопеды. Мы же работаем над гласными и их формированием.
Наше слово, обращенное к аудитории в речи или в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
Люди не привыкли напрягать свой слух, поэтому они должны слышать вас хорошо (не тихо, не громко)
Нужно понимать с какой аудиторией мы работаем – дети, подростки, взрослые, старшее поколение. У них у каждого своё восприятие звука.
Гласные А О у русских звучат глубоко. Поэтому необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - это артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность.
Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера (но не манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом "на последний ряд зрительного зала". Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества.
В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только его частью. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.
Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и здесь речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.
При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче.
Произношение певческих гласных отличается от речевых.
В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.
Воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса.
Автор методической разработки: Сафиулин Максим Сергеевич, г. Усть-Илимск (указание авторства обязательно). 11 мая 2017г.
Упражнение на артикуляцию.
«Слоник»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.
Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком.
«Лягушёнок»
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок),на «два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть расслаблены.
«Варенье»
Мы вареньем с крепким чаем
Всех знакомых угощаем
С губ сотрём следы варенья
Угощенье объеденье.
Рот открыт и высунутым языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю, делаем круговые движения языком.
Чтобы активизировать мышцы губ, надуваем щёки, сбрасываем воздух резким «хлопком», чтобы «задуть свечу»: Б-П, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Вокальные упражнения
1) Пение на одном звуке: ПЕ ПЕ ПЕ БЕ БЕ БЕ МЕ МЕ МЕ (с пробкой, зажатой между зубами, работают губные мышцы)
ТЕ ТЕ ТЕ ДЕ ДЕ ДЕ (кончик языка упирается в пробку, работает язык)
КЕ КЕ КЕ ГЕ ГЕ ГЕ (работает корень языка)
Данная распевка исполняется 3 раза


Данная распевка исполняется 2 раза

В данном упражнении необходимо следить за йотированными гласными, связным исполнением и яркой, «острой» буквой «л». Кроме того, можно также использовать и другие слоги на каждый звук: МЭЙ, ДЭЙ, НЭЙ, РЭЙ для отрывистого и связного пения.

Данное упражнение исполняется также йотированными гласными (йа, йо, йу), причём четвертные ноты поются «стаккато», а восьмые – «легато» с «острой» буквой «л»
(за-зэ-зи-зо-зу; да-дэ-ди-до-ду; ба-бэ-би-бо-бу; бра-брэ-бри-бро-бру; гна-гнэ-гни-гно-гну; уи-уи-уи-уи-уи)


4