© 2022, Голикова Ольга Николаевна 170 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
25
Российская Федерация. Воронежская область. Кантемировский район Муниципальное бюджетной учреждение дополнительного образования детей Кантемировский дом детского творчества Директор Кантемировского дома детского творчества __________Герасимова А.В.
«Ландшафтный эколог» авторская образовательная программа дополнительного образования детей 11-17 летнего возраста в творческих группах экологического направления научного общества учащихся с 4-х годичным образовательным циклом
Автор образовательной программы: Голикова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования Кантемировского дома детского творчества 396701 Воронежская область Кантемировский район, с. Касьяновка, улица Садовая, 16
п.г.т.Кантемировка, |
Структура программы:
Стр.
1.Введение. Объяснительная записка…………………………………….3
2.Основные направления и содержания деятельности………………………..5
3.Условия реализации программы……………………………………………...6
4.Механизм оценки получаемых результатов………………………………….6
5.Приложение:
5.1.Тематический план работы:
первого года обучения……………………………………………………..7
второго года обучения……………………………………………………..11
третьего года обучения…………………………………………………….13
четвертого года обучения………………………………………………….15
5.2.Содержание изучаемого курса:
тематика первого года обучения…………………………………………..8
тематика второго года обучения…………………………………………..11
тематика третьего года обучения………………………………………….13
тематика четвертого года обучения……………………………………….16
5.3.Перечень источников знаний для учащихся……………………………..18
6.Примерное содержание проспекта пособия…………………………………....22
«Ландшафтная экология»
Объяснительная записка
Образовательная программа экологического направления представлена для дополнительного образования и воспитания детей средствами экологии.
Данная авторская специализированная программа, направленная на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в экологической деятельности.
Предметом изучения является концепция развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в области ландшафтной экологии.
Актуальность
Анализ тенденций развития общественного экологического сознания показывает наличие максимального потребительского отношения к природе в целом. Альтернативой, позволяющей найти пути решения экологических проблем, является формирование экоцентрического типа экологического сознания.
За всю историю существования человечества производство хлеба и других продуктов питания является первостепенной задачей и главнейшим условием жизнедеятельности и творческой активности человека. Как сказал римский император Марк Цицерон «Земледелие есть отец и кормилец всех наук». Производство основных продуктов питания неразрывно связано с обработкой земель, интенсивным вторжением в гармоническое равновесие природных явлений на земном шаре.
Материальную основу общественного производства, обеспечивающего возможность существования человечества составляют природные ресурсы. Деятельность человека по использованию исчерпаемых природных ресурсов неизбежно вызывает изменение окружающей природы как положительное так и отрицательное. К числу неблагоприятных последствий следует отнести в первую очередь оскудение природных ресурсов, подрыв восстановительных сил природы, нарушение глубоких связей в биосфере (нарушение биоценозов), ведущие часто к необратимым изменениям в природе. Сокращаются площади лесов, сельхозугодий. В особенности пашни в процессе разрушения почвы под влиянием водной и ветровой эрозии, заиливаются и загрязняются водоемы, отравляется атмосфера, сокращается численность и исчезают многие виды животного и растительного мира. Загрязнение биосферы как среди обитания человека и всего органического мира вызывает большую тревогу.
Неоценимым подспорьем в образовательной системе сельских школ, когда значимость природных ресурсов оценивается силами рынка-спроса и предложения, становится воспитание ребенка с раннего возраста любви к природе, окружающей среде, бережного отношения к земле-кормилице, к растительному и животному миру. Казалось бы самой судьбой предначертано сельскому ребенку утверждать в своей душе эти благородные качества. Но с возрастом в детях может укрепиться сознание потребительства к окружающей среде, где они с ранних лет наряду с родителями трудятся на земле. И в этих буднях то высокое самосознание и чувство ответственности за состоянием природы в современных жизненных условиях отходит на второй план.
Экологические проблемы современности, противоречия о взаимодействии человека и природы, разрушения природной среды, сельскохозяйственной деятельности ухудшение агросреды, нарушение природного баланса ставят сегодня перед человеком необходимость поиска путей спасения природы, окружающей среды.
В связи с такой растущей экологической напряженностью, как в нашей стране, так и за рубежом все больше внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, в том числе и ландшафтоведению. Ландшафтоведение рассматривается как одно из эффективных средств предотвращения кризисных явлений в окружающей среде и упорядочения использования природных ресурсов.
Новизна программы заключается в применение методов ландшафтной экологии в целях создания экологического комфорта в родном крае, а также в сочетании исследовательских, научных, художественных способов изучения окружающей среды.
Важное значение приобретает совершенствование систем земледелия в ландшафтно-экологическом аспекте.
Воспитание экологической культуры личности, ответственного отношения к деятельности человека, вооружение основами научных знаний системы эколого-ландшафтного земледелия, ответственности за будущее своей местности сохраняет и возрождает культурные, духовные ценности цивилизации.
Необходимо включение социального комплекса в отработку связей
« Человек - Общество-Природа», создание и апробация исследовательских методик по природным объектам ландшафтной системы.
Земледелие, осуществляемое на ландшафтной основе, в свете учения В.В.Докучаева, обеспечивает условия для его биологизации, предотвращения деградации почв, смягчения отрицательного влияния засух и других негативных явлений. В этой связи сформировалась новая научная ветвь - агроландшафтоведение.
Сущность экологического подхода является то, что земля и другие природные ресурсы используются с восстановлением и сохранением равновесия в системе земледелия, как экосистемах и созданием условий для воспроизводства и само регуляции ресурсов. На полях, окаймленных лесными полосами другими биологическими рубежами - урожай выше, чем на огромных полях в сотни га.
Ландшафтное земледелие - биосферное земледелие, учитывающее опыт В.В.Докучаева, но уже шире использующее достижения экологической науки и помогающие решать задачи эколого-ландшафтного земледелия:
останавливать эрозию почв.
создавать условия для повышения плодородия почв.
уменьшать интенсивность засухи.
обеспечивать биологизацию земледелия.
Педагогическая целесообразность изучаемого курса заключается в эффективности педагогических действий, направленных на формирование личности ребенка. Педагогическая система позволяет при реализации данной программы создать условия для развития личности ребенка, побуждает его к познанию и творчеству.
Программа рассчитана на 4 года и адресована учащимся 5-11 классов, занимающимся 2 раза в неделю по 3 часа. Состав группы может быть разновозрастным. Формирование состава осуществляется из числа учащихся, проявляющих интерес к охране природы, стремящихся совершенствовать знания в области экологии, ведущих научные исследования и участвующих в практической деятельности.
Частая смена деятельности обусловлена возрастными особенностями детей. По мере взросления воспитанников и увеличения объема работы выделяются определенные дни для лекций, исследовательских работ .
Целью данной программы является формирование личности ребенка через включение его в деятельность по внедрению эколого-ландшафтной системы земледелия, социально-активного отношения к природе и природоохранной деятельности.
Задачи программы:
развитие познавательных интересов детей в процессе углубленного изучения экологии, формирование у учащихся научных знаний.
воспитание экологической культуры личности.
вооружение основами научных знаний системы эколого-ландшафтного земледелия.
обучение экологическим навыкам, организации трудовой деятельности, практическое применение навыков в общественно-полезной работе.
социальная активизация в деятельности, пропаганде охраны и изучения природы.
Прогнозируемые результаты.
Получение представлений о научных, экологических проблемах, ситуациях и формах деятельности.
Формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру в целом.
Воспитание чувства бережного отношения к природе как главного условия здоровья и выживания человека.
Воспитание потребности активно участвовать в экологической деятельности и природоохранных мероприятий.
Умение наблюдать природу, понимать ее.
Основные направления и содержания деятельности.
Деятельность воспитанников осуществляется по четырем направлениям:
полевое ландшафтоведение
лесомелиорация
гидромелиорация
биосферная деятельность
В программе осуществляется попытка интеграции знаний учащихся. Здесь находит отражение взаимопроникновение идей и методов различных наук, таких, как биология, химия, экология, физика, геоэкология, этот подход необходим для поиска учащимися выхода из любой серьезной экологической проблемы, для которой требуется изучение природных явлений и процессов.
Поэтапное изучение разделов позволяет сформировать у ребят целостное представление о природе, месте и роли человека в нем, способствует пониманию экологических проблем, возникших сейчас перед человечеством.
Она предусматривает широкий просмотр и творчество для инициативы в рамках изучения большинства разделов. Важным элементом в программе является большое количество практических и творческих заданий. Также особенностью является применение информационных технологий, позволяющих в различных формах изучать темы.
Наряду с традиционными формами организации занятий, такими как беседа, лекция, семинар, дискуссия, экскурсия, программой предусмотрены и нетрадиционные: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; защита творческого проекта; тренинги общения, эрудиции; аукцион знаний.
Уделяется большое внимание изготовлению плакатов, рефератов, исследовательских работ, учебно-наглядных пособий.
В ходе работы привлекаются воспитанники к работе с литературой, составлению докладов, сбору сведений по литературным источникам, оформлению фотоальбомов по видовому составу растений местной природы, по экологии и систематике. Также привлекаются к подготовке и проведению массовых мероприятий.
Условия реализации программы.
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные; с фронтальных на групповые и индивидуальные.
Образовательные циклы (познавательный, развивающий, исследовательский) учитывают возрастные особенности школьников и имеют соответствующие этапы деятельности: подготовительный, основной, заключительный.
При проведении практических работ воспитываются навыки культуры труда (своевременное, аккуратное и тщательное выполнение полученной работы, содержание в чистоте инвентаря, инструментов, оборудования), соблюдения санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности.
Механизм оценки получаемых результатов.
Исходя из поставленной цели и, имея в виду возрастные возможности учащихся, оценивается результат образовательной деятельности. Оценка знаний может, проводится в форме собеседования, тестирования, выполнения заданий районных и областных конференций, а также в форме защиты рефератов, проектов или же исследовательских работ на ежегодных областных конференциях на экологические и природоохранные темы, по следующим критериям:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов
самостоятельность ответа
степень сформированности интеллектуальных и биолого-экологических знаний и умений
речевая грамотность и логическая последовательность ответа
Эти критерии включают в себя важные пункты:
правильность определения цели опыта и исследования
полнота раскрытия содержания предложенного к ответу материала
научная грамотность и логичность в оформлении исследований
Разнообразные способы определения результативности в познавательно образовательном цикле «вплетены» в воспитательный процесс. Они выступают для детей в скрытой форме, предъявляются детям как игра, либо как состязание, как проверка собственных сил. Педагогические методики содержательно используются как часть организуемой деятельности, в результате чего производится тщательный обсчет и анализ получаемых результатов.
Учебно-тематический план первого года обучения
№№ пп |
Наименование темы | Количество часов всего теоретических практических: на улице (+) в помещении (-)
|
Формы организации обучения |
Формы занятий и деятельности групповые индивидуальные фронтальные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Вводное занятие | 6 | 3 | 3 |
+ - | вводная беседа, экскурсия, практикум |
+ - - |
- + + |
- - - |
2 | Природа-среда жизни людей | 12 | 6 | 6 | - + | беседа, практикум | + - | - - | - + |
3 | Охрана природы - важная задача | 12 | 6 | 6 | + -
| беседа, тестирование, экскурсия | + - | - - | - + |
3,1 | Значение охраны природы для народного хозяйства |
| 3 | 3 | - + | беседа, тестирование | + -
| - -
|
+
|
3,2 | Создание заповедников |
| 3 | 3 | - + | беседа. практикум | + - | - - | - + |
4 | Организация фенологических наблюдений | 12 | 6 | 6 | + - | беседа практикум | + - | - - | - + |
4,1 | Развитие фенологической науки в стране |
| 3 | 3 | - + | беседа, практикум | + - | - + | - - |
4,2 | Правила проведения наблюдений в природе |
| 3 | 3 | + - | беседа, экскурсия | - -
| - +
| + -
|
5. | Массовые мероприятия | 3 | 2 | 1 | -
| беседа, | +
| -
| -
|
6 | Охрана земель и недр | 18 | 9 | 9 | + - | беседа, экскурсия | + - | - + | - - |
7 | Охрана животного мира | 18 | 9 | 9 | - + | беседа сообщение экскурсия | + - + | - + - | - - - |
8 | Деревья и кустарники | 18 | 6 | 12 | - + | беседа тестирование экскурсия | + - - | - + + | - - - |
9 | Пути оптимизации окружающей среды | 18 | 6 | 12 | - + | беседа, экскурсия | + + | - - | - - |
10 | Природные комплексы и методы их изучения. | 12 | 6 | 6 | - + | беседа тестирование | + | - | - |
11. | Азбука поведения в природе. | 12 | 6 | 6 | - + | беседа тестирование практика | + - - | - - + | - - - |
12 | Охрана вод | 12 | 6 | 6 | - + | беседа, практикум | + - | - + | - - |
13 | Природный комплекс- луг | 18 | 9 | 9 | + - | беседа, практика | - - | + - | - + |
14 | Лесной карнавал | 6 | 3 | 3 | -+ | беседа, практика | + - | - - | - + |
15 | Подведение итогов | 3 | 2 | 1 | + -
| консультация, практикум, экскурсия | - - + | - - - | + + - |
| Итого: | 180 | 85 | 95 | - |
|
Содержание
Тематика первого года обучения.
1 Вводное занятие (6час)
Знакомство с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями.
и общественно полезным трудом в области охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, в которых будут принимать участие члены кружка.
Форма занятий: вводная беседа.
Практические занятия: Знакомство с выставкой её (оформлением). Экскурсия.
2 Природа-среда жизни людей (12ч).
Экологические проблемы современности (6ч). Роль научных знаний в решении экологических проблем охраны окружающей среды. Ответственность каждого человека за состояние природы.
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: Работа с литературой. Оформление альбома, стенда. Выбор объекта труда. Участие в оформлении уголка природы. Оформление лесного кафе.
3 Охрана природы - важная задача (12ч).
Значение охраны природы для народного хозяйства. Охрана природы России. Создание заповедников как одна из форм сохранения природы для научных и хозяйственных целей. Значение национальных парков, дендропарков, ботанических и зоологических садов. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Форма занятий: беседа
Практические занятия: Подготовка к конференции по теме «Природа – достояние народа». Помощь музеям краеведения (уголкам и школьным музеям природы) в сборе материала о местной природе и ее охране). Просмотр кинофильма «Зачарованные острова».
4 Организация фенологических наблюдений .(12 час)
Развитие фенологической науки в стране. Значение фенологических наблюдений для народного хозяйства). Правила проведения наблюдений и ведение «Календаря природы». Характеристика осеннего сезона. Программа наблюдений на осень.
Формы занятий: беседа
Практические занятия: Выбор объектов наблюдений. Проведение фенологических наблюдений. осенью. Экскурсия в природу с целью знакомства с осенними изменениями в природе .оформление дневников наблюдений, календаря природы «Осень».
5 Массовые мероприятия .(6часов)
Рассказать и научить ребят проводить и участвовать в массовых мероприятиях. Как провести диспут, дискуссию, ролевую игру, подготовиться к экологической игре на местности, конкурсу эрудитов. Организация лесного кафе, проведение лесного карнавала, Природограда, экологической игры и др.
Формы занятий: беседа
6 Охрана земель и недр.(22 час)
Охрана земель и недр в нашей стране. Эрозия почв. Причины. Меры борьбы с эрозией почв. Основы земельного законодательства в стране.
Формы занятий: беседа
Практические занятия. Экскурсия. Обследование местности с целью выявления эрозийных участков. Учёт оврагов, нанесение на схематический план местности эрозийных участков. Наблюдения за развитием деревьев и кустарников, посаженных на эрозийных участках. Пропаганда вопросов охраны почв, недр.
7 Охрана животного мира.(22 час)
Основные виды животных, обитающих в данной местности. Животные, завезённые с целью акклиматизации и рекклиматизации. Животные, занесённые в «Красную книгу». Принципы охраны животных.
Формы занятий: беседа
Практические занятия: Экскурсия в природу по изучению животного мира своего края. Определение животных. Мониторинг состояния пастбищ на склонах и балках.
8 Деревья и кустарники.(18 час)
Биологические особенности животных, использование их в озеленении. Видовой состав. Состояние покоя. Охрана деревьев зимой.
Формы занятий: беседа, тестирование.
Практическая работа. Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. Составление справочной картотеки. Оформление альбома «Деревья и кустарники зимой». Подбор материала о ели для викторины новогоднего праздника.
Зимняя экскурсия в парк для знакомства с силуэтами, окраской, характерной для разных видов деревьев и кустарников.
9 Пути оптимизации окружающей среды. (18 час.)
Экологические проблемы. Сущность понятий: среда обитания, экологическое равновесие.
Формы занятий: беседа
Практическая работа: конкурс рефератов «Человек и окружающая среда».
10 Природные комплексы и методы их изучения (18час.).
Лес как природный комплекс. Типы природных комплексов. Культурный ландшафт. Пути охраны природных комплексов.
Формы занятий: беседа
Практическая работа. Продолжение работы на экологической тропе. Работа в зале природы. Лесное кафе: проведение биологической викторины, экологической игры «Путешествие по природным сообществам».
11 «Азбука поведения в природе» (18час.).
Ответственность каждого человека за состояние природы.
Формы занятий: беседа
Практическая работа. Самостоятельный анализ положительных и отрицательных действий человека в данном лесу, прогнозирование будущего состояния леса на конкретных примерах. Тестирование.
Экскурсия в лесничество, встреча с лесничим. Дискуссия
12 Охрана вод (18час).
Вода - более плотная среда, чем воздух. Приспособленность растений и животных к жизни в водной среде. Взаимность растений и животных водоема. Связь местного населения с водоемом. Защита от загрязнения стоками полей, ферм. Правила поведения у водоема.
Формы занятий: беседа
Практическая работа: Обследование реки Богучарки.
Подготовка к мероприятию «Лесной карнавал».
13 Природный комплекс – луг.((24 час)
«Луг» - сообщество многолетних травянистых растений.
Типичные луговые растения, основные виды животных луга, эстетическая ценность лугов. Азбука поведения на лугу.
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: Изучение видового состава разнотравья луга. Составить схемы цепей питания, установить, происходит ли смена растительности под влиянием чрезмерного выпаса скота. Наблюдения за растениями луга. Составление календаря цветения. Проведение экологического мероприятия для жителей села.
14 Экологический карнавал.(6 час)
Побочное пользование лесными дарами: грибами, ягодами, плодами, целебными травами Запрет сбора лекарственных растений в черте села. Календарь сбора грибов, ягод, плодов и целебных трав. Правила сбора, использование лесными обитателями ягод, грибов, плодов.
Формы занятий: беседа, экскурсия.
Практические занятия: Оформление календаря: «Сбор грибов, ягод, плодов и лекарственных растений». Описание видов съедобных и несъедобных грибов. Выполнение исследовательской работы по определению запасов лекарственных растений.
Участие в операции «Зеленая аптека». Прополка лесных полос и кулис.
Работа с литературой. Подготовка вечера «Лето в произведениях писателей, поэтов, художников, композиторов.
15 Подведение итогов (6 час)
Подведение итогов работы кружка. Подготовка и проведение экомарафона по охране природы. Оформление выставки «В мире прекрасного». Экспонаты и их эстетические качества. Выставка- итог всей природоохранной работы.
Учебно-тематический план второго года обучения
№№ пп |
Наименование темы | Количество часов всего теоретических практических: на улице (+) в помещении (-)
|
Формы организации обучения |
Формы Занятий и деятельности групповые индивидуальные фронтальные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Вводное занятие | 6 | 3 | 3 |
+ | вводная беседа, экскурсия, собеседование | + -
- | - -
+ | - +
- |
2 | Экосистема | 18 | 8 | 10 | - + | беседа, экскурсия | + - | - - | - + |
3 | Охрана экосистемы | 18 | 8 | 10 | -
+ | беседа, тестирование, экскурсия | - - - | - + - | + - + |
4 | Основные отрасли с/х производства | 28 | 12 | 16 | - + | беседа, экскурсия, практикум | - - + | - - - | + + - |
5 | Важнейшие с/х-е культуры | 28 | 12 | 16 | - | беседа. | +
| -
| -
|
6 | Агроландшафты и земледелие | 28 | 12 | 16 | - |
|
|
|
|
6,1 | Становление агроландшафтоведения |
| 6 | 6 | - | беседа, практика | + - | - + | - - |
6,2 | Структура и функции агроландшафтов |
| 3 | 4 | -
+ | беседа, дискуссия практика | - - - | - + + | + - - |
6,3 | Комплексная мелиорация ландшафта |
| 3 | 8 | - + | беседа, практикум, тестирование | + - - | - + + | - - - |
7 | Формирование системы зеленых насаждений | 18 | 8 | 10 | - | беседа, практикум, сообщение | + - - | - + - | - - + |
8 | Особо охраняемые территории | 12 | 6 | 6 | - + | беседа, практикум | + + | - - | - - |
9 | Противоэрозионная организация территории | 18 | 9 | 9 | - |
|
|
|
|
9,1 | Меры предотвращения эрозионных процессов |
| 4 | 4 | - | беседа, практикум | + - | - + | - - |
9,2 | Борьба с водной и ветровой эрозией |
| 5 | 5 | - + | практикум экскурсия | + - | - - | - + |
10 | Подведение итогов | 6 | 3 | 3 | +
| консультация,
| -
| -
| +
|
| Итого | 180 | 81 | 99 |
|
|
|
|
|
Тематика второго года обучения
1 Вводное занятие.(6 час)
Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с массовым мероприятиями, в которых будут участвовать.
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: экскурсия.
2 Экосистема.(22 час)
Определение и общая характеристика экосистемы. Типы экосистем. Экологические пирамиды.
Установление основных типов гетеротрофных экосистем нашей местности. Подготовка к написанию реферата.
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: экскурсия.
3 Охрана экосистемы.(22час).
Развитие экосистем под влиянием антропогенного фактора. Пирогенные сукцессии и рекреационная дигрессия. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Формы занятий: беседа, тестирование.
Практические занятия: рисунки о природе.
4 Основные отрасли сельскохозяйственного производства.(36 час)
Основные отрасли с/х производства, их значение в жизни людей. Встреча со специалистами и работниками производства, ознакомление с методами их работы. Обобщение материалов экскурсии..
Формы занятий: беседа
Практические занятия: экскурсия, выпуск стенгазеты, оформление альбома, изготовление макетов, пособий.
5 Важнейшие сельскохозяйственные культуры.(36 час)
Роль зеленых растений в жизни человека, важнейшие полевые и овощные культуры, выращиваемые в районе. Внедрение достижений науки и передового опыта в основные сельскохозяйственные отрасли района.
Формы занятий: беседа.
6 Агроландшафты и земледелие(36 час.)
6,1. Становление агроландшафтоведения.(12 час.)
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: подготовка к написанию реферата.
6,2. Структура и функции агроландшафтов.(12 час.)
Формы занятий: беседа, дискуссия.
Практические занятия: подготовка к написанию реферата.
6,3. Комплексная мелиорация ландшафта.(12 час.)
Формы занятий: беседа, тестирование.
7 Формирование системы зеленых насаждений (22 час.)
Важнейшие характеристики системы зеленых насаждений.
Формы занятий: беседа, сообщение.
Практические занятия: разработка плакатов проведения мероприятий.
8 Особо охраняемые территории (12 час.)
Охраняемые территории: микрозаказники и т.д.
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: проверка необходимого инвентаря.
9 Противоэрозионная организация территории. (18 час.)
9,1. Меры предотвращения эрозионных процессов.(6 час.)
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: укрепление валов у вершин оврагов.
9,2. Борьба с водной и ветровой эрозией (12 час.)
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: экскурсия.
10 Подведения итогов.(6 час).
Формы занятий: беседа, экскурсия
Подведение итогов работы кружка. Подготовка и проведение конференции. Оформление выставки. Участие в празднике
Учебно-тематический план третьего года обучения
№№ пп |
Наименование темы | Количество часов всего теоретических практических: на улице (+) в помещении (-)
|
Формы организации обучения |
Формы Занятий и деятельности групповые индивидуальные фронтальные | |||||
1 | Экологический мониторинг | 12 | 9 | 3 |
|
|
|
|
|
1,1 | Определение мониторинга |
| 3 | - | - | беседа, тестирование | + - | - + | - - |
1,2 | Отличие мониторингов |
| 3 | - | + - | Беседа Экскурсия | + | - | - |
1,3 | Роль биологической индикации при мониторинге |
| 3 | 3 | - | беседа, сообщение | - - | + - | - + |
2 | Мониторинг лугов и степей | 12 | 6 | 6 | - | беседа, практика | + - | - - | - + |
3 | Мониторинг воздушной среды | 12 | 6 | 6 | - | беседа, практика | + - | - - | - + |
4 | Мониторинг почвенной среды | 12 | 6 | 6 | -
+ | беседа, практика, экскурсия | - - + | - - - | + + - |
5 | Мониторинг водной среды | 24 | 6 | 6 | + - + | беседа, практика, экскурсия | - + - | + - + | - - - |
6 | Биогеоценозы леса и их мониторинг | 12 | 6 | 6 | - - + | беседа, практика, экскурсия | - - - | - + - | + - + |
7 | Экологическое равновесие в агроландшафтах | 18 | 9 | 9 | - + | беседа, практика, сообщение | + - - | - + - | - - + |
8 | Растения и животные села | 12 | 4 | 8 |
|
|
|
|
|
8,1 | Многообразие растений и животных | - | 2 | 4 | - + | беседа, практика, | + - | - + | - - |
8,2 | Общие принципы определения растений | - | 2 | 4 | + - | беседа, практика | + - | - +
| - - |
9 | В.В. Докучаев и русский чернозем | 18 | 9 | 9 | + - | лекция практика | + - | - + | - - |
10 | Будущее человечества | 18 | 6 | 12 | + - | беседа, экскурсии | + +
| - - | - - |
11 | Заключительное занятие | 6 | 3 | 3 | - + | конференция беседа, экскурсия | - - | - - | + + |
| Итого: | 144 | 70 | 74 | - |
|
Тематика третьего года обучения
1 Экологический мониторинг.(12 час.)
1,1. Определение мониторинга.(3 час.)
Формы занятий: беседа, тестирование.
1,2. Отличие мониторингов.(3 час.)
Формы занятий: беседа.
1,3. Роль биологической индикации при мониторинге.(6 час.)
Формы занятий: беседа, сообщение.
2 Мониторинг лугов и степей. (12 час.)
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: подбор материала для оформления зала природы.Экскурсия
3 Мониторинг воздушной среды.(24 час.)
Методы наблюдения за состоянием атмосферы. Физико-химические методы контроля. Биоиндикация и биотестирование уровня загрязнений воздушной среды.
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: экскурсия в парк.
4 Мониторинг почвенной среды.(24 час.)
Методы наблюдения за состоянием почвы. Эрозия почв. Химический состав почв и методы его анализа. Химическое загрязнение почв. Биологическое загрязнение почв. Рекультивация земель.
Формы занятий: беседа, экскурсия.
Практические занятия: Закрепление и остановка роста оврагов в агроландшафте. Мониторинг состояния пастбищ с определением нормы их нагрузки.
5 Мониторинг водной среды.(24 час.)
Методы наблюдения за состоянием водоемов. Классификация природных вод, типы и виды водоемов. Гидрологическое описание водоемов.
Формы занятий: беседа, экскурсия.
Практические занятия: Укрепление склона оврагов и дна балок. Уход за прудом. Мониторинг сохранности гидросооружений.
6 Биогеоценозы леса и их мониторинг.(24 час.)
Общая характеристика лесов и их классификация. Абиотические и биотические компоненты лесных биогеоценозов, особенности связей между ними. Функции леса. Проблемы охраны леса. Лесное хозяйство.
Формы занятий: беседа, экскурсия.
Практические занятия: посадка лесных полос. Санитарный уход за лесными полосами.
7 Экологическое равновесие в агроландшафтах.(48 час.)
Закон оптимальности. Система показателей оценки.
Формы занятий: беседа, сообщение.
Практические занятия: Наблюдения в природном территориальном балансе об изменениях в колхозе «Дружба». Укрепление дна оврагов. Природоохранный рейд.
8 Растения и животные села.(24).
Многообразие растений и животных. Их роль в природе и жизни человека. Общие принципы определения растений.
Формы занятий: беседа.
Практические занятия: Определение деревьев, кустарников, трав; животных по голосам, следам, гнездам жилищам, следам жизнедеятельности.
9 В.В. Докучаев и русский чернозем.(18 час.)
Биографические данные В.В. Докучаева. Изучение Докучаевым русского чернозема и экологических факторов почвообразования, определенных Докучаевым. Роль черноземной зоны в сельскохозяйственном производстве России. Оценка чернозема В.В. Докучаевым. Запасы чернозема в России. Гибель российских черноземов.
Формы занятий: Лекция
Экскурсии - поездка в поля с/х «Дружба». Определение состояния полей в хозяйстве.
10 Будущее человечества.(18 час.)
Стратегия построения общества устойчивого развития. Национальная и экологическая безопасность России.
Формы занятий: беседа, экскурсии.
Практические занятия: подготовка докладов на тему «Я верю в человека». КВН
11 Подведения итогов.(6 час).
Формы занятий: беседа, экскурсия
Подведение итогов работы кружка. Подготовка и проведение конференции. Оформление научного исследования. Изучение источников и литературы.
Практические занятия: Выступление с докладами, рефератами. Издание газеты.
Участие в празднике
Тематика четвертого года обучения
№№ пп |
Наименование темы | Количество часов всего теоретических практических: на улице (+) в помещении (-)
|
Формы организации обучения |
Формы занятий и деятельности групповые индивидуальные фронтальные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Современные ландшафты | 8 | 4 | 4 | - + | лекция экскурсия | + - | - - | - + |
2 | Экологически значимые условия и факторы | 12 | 4 | 8 | - + | лекция практикум | + - | - - | - + |
3 | Региональная специфика современных ландшафтов | 12 | 4 | 8 | -
| лекция проекти- рование | - -
| - +
| + -
|
4 | Устойчивость современных ландшафтов | 12 | 4 | 8 | - + | лекция доклады | - +
| + -
| - -
|
5 | Динамика современных ландшафтов | 12 | 4 | 8 | - | беседа. проектирова- ние | + - | - + | - - |
6 | Использование земель и природопользова- ние | 8 | 4 | 4 | - + | беседа практикум | + - | - + | - - |
7 | Виды природополь-зования в прошлом и настоящем | 8 | 4 | 4 | - + | беседа, практикум | - - | + + | - - |
8 | Современные проблемы природопользова- ния | 8 | 4 | 4 | - +
| беседа, практикум
| - -
| - +
| + -
|
9 | Природопользова- ние | 8 | 4 | 4 | - + | беседа, отчеты | + - | - + | - - |
10 | Экологические ситуации села | 12 | 4 | 8 | - | беседа, практикум, | + -
| - +
| - -
|
11 | Оценка, моделирование и прогноз экологических проблем и ситуаций | 12 | 6 | 6 | - + | беседа, практикум | + - | - + | - - |
12 | На пути к устойчивому развитию | 12 | 6 | 6 | - | лекция практикум | + - | - + | - - |
13 | Экологическая экспедиция | 12 | 6 | 6 | + | практикум | + | - | - |
14 | Итоговая конференция | 8 | 2 | 6 | + | доклады публикации вечера, выставки | +
| +
| +
|
| Итого: | 144 | 60 | 84 | - |
|
Тематика четвертого года обучения
1 Учение о современном ландшафте.(9 час)
Концепция географической размерности: территориальные ранги, их структура, свойства. Методы познания современных ландшафтов. Как формировались современные ландшафты. Планетарный характер экологических проблем.
Формы занятий: лекция, экскурсия
Практические занятия: Экскурсия в природу. Экологический рисунок. Экологическая ответственность.
2 Экологически значимые условия и факторы.(18 час)
Универсальная ценность и самоценность природной среды. Природный потенциал ландшафта: потенциал устойчивости, ресурсный потенциал, экологический потенциал. Конкретная и относительная устойчивость ландшафта.
Формы занятий: лекция.
Практические занятия Выявление экологически значимых и ценностных свойств реального природного окружения, которые обеспечивает выживание, и развитие жителей своего села (района).
3 Региональная специфика современных ландшафтов.(24 час)
Оценка экологически значимых свойств с учетом природного потенциала ландшафтов. Природно-ландшафтная дифференциация современных ландшафтов на основе определения экологически значимых свойств. Природный потенциал ландшафта различных регионов и своего села, а также экологические проблемы, связанные с его использованием.
Формы занятий: лекция, проектирование.
Практические занятия: Создание группового проекта использования природного потенциала выбранной самостоятельно зонально- ландшафтной области села с учетом его экологически значимых природных факторов. Защита проекта.
4 Устойчивость современных ландшафтов(24 час)
Современный ландшафт-геоэкосоциосистема.
Изменчивость и устойчивость. Критические компоненты геоэкосоциосистемы. Экологическая культура, нравственность, экологический императив как факторы устойчивости современных ландшафтов.
Формы занятий: лекция
Практические занятия: изучение народных традиций своей местности, связанных с гармонией отношений человека и природы
5 Динамика современных ландшафтов.(24 час)
Типы динамически равновесных состояний. Динамически неравновесные состояния. Основные формы естественной антропогенной динамики и их взаимосвязи, пути формирования динамического равновесия на основе законов и правил ландшафтной экологии. глобальные и региональные проявления современных ландшафтов. Процессы изменения структуры и функционирования современных ландшафтов.
Формы занятий: лекция.
Практические занятия: Разработка и защита проекта «Экологический каркас территории моего села». (района).
6 Использование земель и природопользование(12 час)
антропогенные воздействия и ландшафты. Трансграничный перенос. Категории и виды использования территорий земель.
Формы занятий: беседа
Практические занятия: Сбор и обобщение материалов об истории освоения территорий земель.
7 Виды природопользования в прошлом и настоящем.(12час).
Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы, кризисы и катастрофы как проявления нерационального природопользования на различных этапах взаимоотношения человека и природы.
Формы занятий: беседа
Практические занятия: изучение и анализ причин современных экологических проблем различных видов природопользования на территории своего села.
8 Современные проблемы природопользования.(12час)
Экологические проблемы ресурсного природопользования и идея ресурсных циклов. Экологические проблемы энергетики. Проблемы лесопользования. Экологические проблемы с/х-го природопользования. Природоохранные проблемы.
Формы занятий: беседа
Практические занятия: Изучение системы особо охраняемых территорий в своей области.
9 Природопользование: от природопокорения к устойчивому развитию.(12 час)
антропогенные нагрузки и нормы. Экологические ценности и ответственность. Идея коэволюции человечества и природы. Понятия устойчивого и экологически безопасного развития. Принципы и направления устойчивого развития.
Формы занятий: беседа, отчеты.
Практические занятия: Реферат на тему «Исторические этапы природопользования и специфика экологических проблем на гипотетической территории».
10 Экологические ситуации села.(24 час).
Экологическая ситуация села: прошлое и настоящее. Ареалы наиболее острых современных экологических ситуаций села и их характеристика. Закономерности в распределении экологических ситуаций и проблем по природным зонам. Система критериев и механизмов выявления ареалов острых экологических ситуаций. Концепция эколого-хозяйственного баланса территории. Инновационные экологические ориентированные проекты.
Формы занятий: лекция
Практические занятия: Анализ карты наиболее острых экологических ситуаций села. Разработка инновационного экологически ориентированного проекта «Духовно-экологическое возрождение зоны экологического бедствия»
11 Оценка, моделирование и прогноз экологических проблем и ситуаций.(12 час)
Использование современных научных методов в изучении экологических проблем и ситуаций. Понятие экологической оценки. Критерии, виды оценок. Комплексная система прогнозирования экологических ситуаций. Экологическое прогнозирование. Поисковые функции прогнозирования экологических ситуаций.
Формы занятий: лекция
Практические занятия: Оценка экологической ситуации ближайшего природно-социального окружения. Поисковые и нормативные прогнозы экологической ситуации своего села.
12 На пути к устойчивому развитию.(12 час)
принципы устойчивого развития. Направления устойчивого развития. Создание экологического каркаса территории. Охраняемые природные территории и их роль в достижении устойчивого развития. Сотрудничество.
Формы занятий: лекция
Практические занятия: Определение эколого-хозяйственного баланса территории села.
Формулирование и обоснование основных постулатов стратегии устойчивого развития.
13 Экологическая экспедиция.(12 час)
Разведка по заданию с/х академии. Участие в посадке деревьев.
14 Итоговая конференция.(9 час)
Оформление научного исследования. Изучение источников и литературы.
Формы занятий: доклады
Практические занятия: Выступление с докладами, рефератами. Издание газеты.
Перечень источников знаний для учащихся.
Первый год занятий.
1.Аксаков С. «Рассказы о родной природе». - М., 1969
2.Вовк Б. «Цветы»- Киев, 1988
3.«Времена года. Родная природа в поэзии».- М., 1976
4.Гогулина Т. «Рецепты леса» - М.,
5.Дарб П. Популярная экология. М.: Мир, 1993
6.Дьюсбери Д. Поведение животных; сравнительные аспекты, М.: 1981
7.Кулагин Ю.З. Древесные растения и промышленная среда,: «Наука», 1974
8.Кучеренко С. «Лесные знакомства».- Хабаровск, 1986
9.Небея Б. « Наука об окружающей среде» - М: Мир, 1993
10.Онегов А. « На лесной поляне», - М.,1995
11.Раменский Л.Г. «Учет и описание растительности», - М.: Из - во ВАСХН им. Ленина, 1937
12.Реймерс Н. Д. « Охрана природы и окружающей среды», - М Просвещение , 1989
13.Сент-Экзюпери А. «Планета людей».- Минск, 1997
14.Тимофеев Б.А. «Наедине с природой» Л. Лениздат, 1988
15.Тинберген Н. «Поведение животных»- М.:1969
Второй год занятия
1.Александрова В.Д. Классификация растительности. - М : Наука, 1969
2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль «Академия развития», 1998
3.Алексеев С.В. Груздева Н.В. «Практикум по экологии: Учебное пособие».- М.:АОМДС, 1996
4.Алехин В.В. «Методика полевого изучения растительности».- М.: Наука, 1983
5.Горелов А.А. Экология: учебное пособие. - М: Центр, 1998
6.Зверев А.Т. Экология: Сборник задач и упражнений .- Изд. МИИГАиК, 1996
7.Лархер В. «Экология растений».- М: 1978
8. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины».- М.: Просвещение, 1991
9.Рубцов В.И. «Биологическая продуктивность сосны в лесостепной зоне».- М: Наука, 1976
10. Синадский Ю.В. «Сосна, ее вредители и болезни. « - М.: Наука 1983
Третий год занятия
1.Адерихин Т.Г. Почвы Воронежской области Л.: Гидрометиоиздат. 1972
2.Алексеев В.П. От животных к человеку. – М., 1969
3. Атлас Воронежской области /Под ред. Н.Н.Ермоленко. - Воронеж, 1994
4. Ахтырцев Б.П.,Ахтырцев А.Б. Почвенный покров Среднерусского Черноземья, Воронеж, 1993
5. Голубев Г.Н. Геоэкология. М., «Геос», 1999
6. Двуреченский В.Н.,Бережная Т.В. Резерваты птиц и их роль в борьбе с вредителями с/х культур в агроландшафте // Там же, 1999
Четвертый год занятия
1. Лахидов А.И. Природные заказники, их устройство и роль в сохранение и накопление полезных насекомых. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001
2. Лопырев М.И. Основы агроландшафтоведения. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995
3. Лопырев М.И. Эколого-ландшафтное (земледелие будущего). Научно-практическое пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994
4. Лопырев М.И. Эколого-ландшафтное земледелие с/х артели «Дружба» Кантемировского района Воронежской области, Воронеж, 2000
Литература для педагога.
1.Алексеев С.В. Груздева Н.В. Практикум по экологии
2.Аллен Роберт. Как спасти Землю./ Всемирная стратегия охраны природы/.
М.: Мысль, 1983.
3.Беляева В.С.Василевская С.Д. Изучаем природу родного края.,1971
4.Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А. Охраняемые природные
территории мира /Национальные парки, заповедники, резерваты/.М.:
Агропромиздат, 1985.
5.Глазовская М.А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов СССР.
М., 1988.
6.Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий. М.:
Недра, 1992.
7. Дежкин В.В. Беседы об экологии.- 2-е изд.- М.:1983
8.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогики психология Ростов на Дону, 1996
9.Захаров В.Б. Биология, общие закономерности М.: Школа Пресс,1996
10.Лихачев Б.Т. экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. Педагогика. М.: 1996
11.Миланова Е.В., Рябчиков А.М. Использование природных ресурсов и
охрана природы. М.: Высш.шк., 1986.
12.Небел Б. «Наука об окружающей среде». - М.: Мир, 1993
13.Нинбург Е.А. «Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы» - Л.:,1991
14.Обухов А.С.-«Развитие исследовательской деятельности учащихся» методический сборник. М.: Народное образование 2001
15.Реймерс Н.Ф. «Экология» - М: Россия молодая, 1994
16.Смелов С.Г. «Теоретические основы луговодства»- М.: Колос, 1969
17. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методи-
М.: Новая школа, 1994
18.Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. М.: Лесная
промышленность, 1983.
19.Центральный музей им .В. В. Докучаева. Официальный сайд Докучаева
http://www.soilmuseum.narod.ru/first_ru.htm
Структура научного общества воспитанников
«Ландшафтный эколог»
Взаимодействие
Воронежский государственный
педагогический университет
Воронежский государственный
агроуниверситет
Воронежская областная
станция юных натуралистов
Примерное содержание проспекта пособия
Авторская программа «Ландшафтный эколог» адресована педагогам дополнительного образования в работе с соответствующей категорией учащихся написана по собственной, логически обоснованной структуре.
Структура данной программы отражает следующие сведения: объяснительную записку, основные направления и содержания деятельности, условия реализации программы; механизм оценки получаемых результатов, приложение. При этом сохраняется суть программы: ведущие общепедагогические, образовательные и методические идеи в эколого-биологической области.
Содержание программы является предложением решения актуальной проблемы в экологическом образовании. Данные решения отражают научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.
Объяснительная записка включает: характер программы, цель, задачи и прогнозируемые результаты; возраст обучающихся; время реализации программы, этапы ее реализации.
В программе представлена убедительная картина стоящих проблем. По сути, программа и есть конкретное описание пути решения данной экологической проблемы. Решение этой проблемы - есть цель программы. Конкретизация цели в программе проходит через определение задач. Количество задач, соответствующих содержанию и методам своей деятельности диктуется необходимостью для осуществления задуманного.
Далее в программе раскрываются основные направления содержания деятельности, где дается описание и обоснование основных методов работы, направленных на выполнение целей и задач.
По своей специфике образовательный процесс, рассматриваемый в программе имеет развивающий характер и направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.
Для того чтобы определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, необходимо наличие различных способов определения результативности. Эти способы показаны в данной программе в разделе «Механизм оценки получаемых результатов». Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
В учебно-тематическом плане, составленном на 4 года обучения раскрывается технология изучения программы, определяется последовательность тем в виде таблицы, состоящей из разделов:
номер по порядку (н/п)
название тем
количество часов(всего, теоретических, практических: на улице или в помещении)
формы организации обучения
формы занятий и деятельности (фронтальные, групповые и индивидуальные)
Тематический план раскрывается в содержании изучаемого курса. Содержание базируется на достижениях науки и учитывает возраст и уровень развития детей.