Авторская педагогическая разработка «Ритмическая пальцовка».
Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа – это музыка, а различные движения используются для передачи ее точного понимания и восприятия.
Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору XIX в. Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания.
Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки. На уроках понимается, что ритм окружает нас в жизни, в природе, в живописи, в архитектуре. Упражнения развивают быстроту реакции, знания музыкальной грамоты.
Знания по элементарной музыкальной грамотности обучающихся всегда была большой проблемой в обучении на уроках музыки. В связи с этим передо мной встала задача создания такой среды, в которой бы отсутствовало принуждение, и для каждого ребёнка была бы возможность найти своё место. Применение технологии активных методов обучения на уроках носит инновационный характер, а применение данной технологии и во внеурочной деятельности, обеспечивает учебному процессу системный характер.
Идея моего опыта состоит в целенаправленном и системном использовании активных методов, которые обеспечивают качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса и позволяет педагогу найти новые творческие идеи.
Данная технология обеспечивает построение истинных субъект-субъектных отношений. Это, главным образом, определяет эффект данной технологии.
Цель педагогической разработки:
Развитие чувства ритма, координация слуха и голоса, ритма.
Задачи: передать смысл музыки, ее характер и образ через ритм и движения.
Инновационность педагогической практики «Ритмическая пальцовка» в том, что без каких либо карточек обучающийся имеет возможность визуализировать музыкальный ритм, исполнять его. Применяется тактика: УВИДЕЛ – ИСПОЛНИЛ – ЗАПОМНИЛ.
Технология ритмики.
При помощи пальцев рук демонстрируется ритмический рисунок: восьмые, четвертные, пуазы, нота с точкой, шестнадцатые. Когда освоен первый приём в показе одной руки, применяется показ двумя руками. В данной практике применяется принцип маятника. Благодаря быстрой смене рисунка пальцев происходит смена ритмических рисунков, а следовательно у обучающихся улучшается внимание, понимание различных видов ритма. В данной технологии используется здоровье сберегающий элемент: при хлопке на ладонях активизируется рецепторы нервных окончаний, разогреваются ладони, ноги, голосовой аппарат, а значит идёт лёгкий массаж всего организма. Эта технология предлагается как отдельный вид творчества во внеурочное время, так и как элемент урока. Виды работ: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Во время ритмики происходит понимание:
Сильной и слабой доли.
Длительности нот в размере 2/4,4/4.
Различный ритмический рисунок.
Знакомство с музыкальной грамотой даёт возможность понимать музыкальное письмо, ритмический рисунок, идёт углубленное вхождение в такие темы уроков, как:
- «Танцевальные ритмы»; (Полька, вальс, полонез).
- «О чём рассказывает музыкальный ритм»;
- «Музыкальное эхо»;
- «Три кита в музыке»;
- «Детский альбом Чайковского» и т.д.
Различные приёмы ритмики:
На основе лёгких стихотворений осваиваются ритмический рисунок.
Чтение ритмических партитур даёт возможность углубленное изучение музыкальной ритмики. Партитура читается вертикально по тактам, исполняется двумя руками.
Сложные варианты ритмики:
«Ритмическая пальцовка» изображается двумя руками.
Усложняется ритмический рисунок.
Увеличивается темп.
Прибавляется ритм ногами в размере 2/4.
Исполняется голосом заданная мелодия.
Шумовой оркестр.
Чтение ритмических партитур двумя руками.
Восприятие музыки через ритм
Вывод. Что даёт нам ритмика? - Знание музыкальной грамоты.
- Визуализация музыкальных фрагментов.
- Развитие чувства ритма.
- Координация слуха, голоса, ритма.
- Развитие полиритмии.