СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская педагогическая разработка «Ритмическая пальцовка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный метод ритмики без катрочек при помощи пальцев рук.

Просмотр содержимого документа
«Авторская педагогическая разработка «Ритмическая пальцовка».»

Авторская педагогическая разработка «Ритмическая пальцовка».

Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа – это музыка, а различные движения используются для передачи ее точного понимания и восприятия.

Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору XIX в. Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания.

Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки. На уроках понимается, что ритм окружает нас в жизни, в природе, в живописи, в архитектуре. Упражнения развивают быстроту реакции, знания музыкальной грамоты.

Знания по элементарной музыкальной грамотности обучающихся всегда была большой проблемой в обучении на уроках музыки. В связи с этим передо мной встала задача создания такой среды, в которой бы отсутствовало принуждение, и для каждого ребёнка была бы возможность найти своё место. Применение технологии активных методов обучения на уроках носит инновационный характер, а применение данной технологии и во внеурочной деятельности, обеспечивает учебному процессу системный характер.

Идея моего опыта состоит в целенаправленном и системном использовании активных методов, которые обеспечивают качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса и позволяет педагогу найти новые творческие идеи.

Данная технология обеспечивает построение истинных субъект-субъектных отношений. Это, главным образом, определяет эффект данной технологии.

Цель педагогической разработки:

Развитие чувства ритма, координация слуха и голоса, ритма.

Задачи: передать смысл музыки, ее характер и образ через ритм и движения.

Инновационность педагогической практики «Ритмическая пальцовка» в том, что без каких либо карточек обучающийся имеет возможность визуализировать музыкальный ритм, исполнять его. Применяется тактика: УВИДЕЛ – ИСПОЛНИЛ – ЗАПОМНИЛ.

Технология ритмики.

При помощи пальцев рук демонстрируется ритмический рисунок: восьмые, четвертные, пуазы, нота с точкой, шестнадцатые. Когда освоен первый приём в показе одной руки, применяется показ двумя руками. В данной практике применяется принцип маятника. Благодаря быстрой смене рисунка пальцев происходит смена ритмических рисунков, а следовательно у обучающихся улучшается внимание, понимание различных видов ритма. В данной технологии используется здоровье сберегающий элемент: при хлопке на ладонях активизируется рецепторы нервных окончаний, разогреваются ладони, ноги, голосовой аппарат, а значит идёт лёгкий массаж всего организма. Эта технология предлагается как отдельный вид творчества во внеурочное время, так и как элемент урока. Виды работ: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Во время ритмики происходит понимание:

  1. Сильной и слабой доли.

  2. Длительности нот в размере 2/4,4/4.

  3. Различный ритмический рисунок.

Знакомство с музыкальной грамотой даёт возможность понимать музыкальное письмо, ритмический рисунок, идёт углубленное вхождение в такие темы уроков, как:

- «Танцевальные ритмы»; (Полька, вальс, полонез).

- «О чём рассказывает музыкальный ритм»;

- «Музыкальное эхо»;

- «Три кита в музыке»;

- «Детский альбом Чайковского» и т.д.


Различные приёмы ритмики:

  1. На основе лёгких стихотворений осваиваются ритмический рисунок.

  1. Чтение ритмических партитур даёт возможность углубленное изучение музыкальной ритмики. Партитура читается вертикально по тактам, исполняется двумя руками.

Сложные варианты ритмики:

  1. «Ритмическая пальцовка» изображается двумя руками.

  2. Усложняется ритмический рисунок.

  3. Увеличивается темп.

  4. Прибавляется ритм ногами в размере 2/4.

  5. Исполняется голосом заданная мелодия.

  6. Шумовой оркестр.

  1. Чтение ритмических партитур двумя руками.

Восприятие музыки через ритм

Вывод. Что даёт нам ритмика?

- Знание музыкальной грамоты.

- Визуализация музыкальных фрагментов.

- Развитие чувства ритма.

- Координация слуха, голоса, ритма.

- Развитие полиритмии.