СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Авторская песня. Давайте понимать друг друга с полуслова: Песни Булата Окуджавы»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Авторская песня. Давайте понимать друг друга с полуслова:

Песни Булата Окуджавы»

 

Просмотр содержимого документа
««Авторская песня. Давайте понимать друг друга с полуслова: Песни Булата Окуджавы»»

          МОУ «Лучистовская школа им. Героя Советского Союза В.З.Строкова »г. Алушты

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект

открытого урока по музыке

 в 6 классе

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Авторская песня. Давайте понимать друг друга с полуслова:

Песни Булата Окуджавы»

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                                      Учитель: Павликова С.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алушта – 2025








Тема урока: «Авторская песня. Давайте понимать друг друга с полуслова:

Песни Булата Окуджавы»


Цель:

Раскрыть особенности авторской песни

Углубление темы на примере творчества Булата Окуджавы.

 Задачи:

закрепить знания по музыкальной грамоте и творчеству П.И.Чайковского;

познакомить с историей развития авторской песни в России.

подчеркнуть роль мелодии и стихов в авторской песне

 расширять кругозор учащихся в области биографических сведений о бардах,

закрепление особенностей творчества бардов.

Ход урока

  1. Организационный момент + Закрепление

Музыкальное приветствие + распевка «Звуки музыки»

- Ребята, мы начали разучивать с вами песню «Глобус» и сейчас мы ее исполним.

Исполнение песни «Глобус» по группам/рядам песни для передачи точной интонации

- Молодцы! Сейчас проверим сами себя и соседа, как вы знаете музыкальные термины.

Тест «Музыкальные термины» - взаимопроверка знаний, закрепление материала.

0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки = «4», 4=5 ошибок = «3», 6 и более ошибок – «2»

1. Характер музыки – ИНТОНАЦИЯ

  1. Музыкальная мысль - МЕЛОДИЯ

  2. Герой музыкального произведения – ОБРАЗ

  3. Музыка для богослужения – ДУХОВНАЯ

  4. Построение музыкального произведения – ФОРМА

  5. Профессионал создания музыки – КОМПОЗИТОР

  6. Песня, созданная для исполнения талантливым самоучкой – АВТОРСКАЯ

  7. Народный певец, исполнитель собственных стихов на мелодию - БАРД

  8. Главный жанр музыки, где слова положены на мелодию – ПЕСНЯ

  9. Искусство звуков – МУЗЫКА

На доске термины: Музыка, Мелодия, Интонация, Форма, Композитор, Бард, Духовная, Авторская, Песня, Образ. ( ученики выбирают правильный ответ к вопросу)

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о творчестве великого русского композитора – новатора жанров балета и концерта в России. Кто это? П. И Чайковский (показ портрета)

- Вспомните и назовите музыкальные сочинения, фрагменты которых сейчас услышите.

Музыкальная викторина по творчеству П.И.Чайковского/ взаимопроверка,

оценка по количеству правильных ответов

  1. «Вальс Цветов» из балета «Щелкунчик»

  2. «Грустная песенка»

  3. «Танец маленьких лебедей»

  4. «Марш Щелкунчика»

  5. Концерт №1 (1 часть)

Звучит «Концерт №1» ( 1 часть) – закрепление особенностей творчества П.И.Чайковского:

Игра «Синквейн» по творчеству П.И.Чайковского по рядам: Кто? Какой? Что сделал? Для развития функциональной грамотности : великий, русский, знаменитый, гениальный, интеллигентный, актуальный, талантливый, душевный, композитор, дирижер, педагог, профессор, пианист, юрист, психолог, музыкант, патриот, художник, сочинял, изучал, развивал, исполнял, дирижировал, защищал, помогал, любил, воспевал, прославил и т.д.

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданиями и получили первые оценки.

-Какое домашнее задание было у вас на сегодня?

-Что такое авторская песня, в чем ее особенности, кто ее создает? – ответы учеников

- Как называют музыкантов и исполнителей авторской песни? Почему? – Барды

2. Новая тема. Рассказ учителя.

В России авторская песня получила свое широкое развитие в середине 20 века в творчестве Александра Галича, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Сергея Никитина, Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума, Юлия Кима. (портреты бардов)

Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством барда Булата Окуджавы.

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924, Москва, СССР – 12 июня 1997, Кламар, Франция) – советский и российский поэт, певец, прозаик, сценарист. Один из создателей жанра авторской песни в 1950 - 1980-е г., автор более 800 стихов, из которых 200 это песни, написанных на собственные стихи. Многие песни звучат в кино: Приключения Буратино, Белое солнце пустыни, Белорусский вокзал, Соломенная шляпка, До свидания, мальчики и другие.

Когда началась война, юноша пошел на фронт добровольцем из 9 класса школы в 1942 году. На фронте стал минометчиком, был ранен и после госпиталя был связистом в артиллерийской дивизии. Первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось» была написана в 1943 году на фронте. Булат Окуджава в 1945 году приехал в Тбилиси и начал работать токарем на заводе. В 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского университета и преподавал русский язык и литературу в школе Калуги. Первая книга его стихов-песен была издана в Калуге в 1956 году. В это время начинается народная любовь к его стихам-песням. Булат Шалвович выступает как исполнитель песен под гитару. В1962 году стал членом Союза писателей СССР и с этого момента Булат Окуджава занялся только творческой работой. С началом 90-х годов Булат Окуджава выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, США, Канаде, Германии, Израиле, Франции.

Особенность песен Булата Окуджавы – их обращение не столько к большой аудитории, не только ко всем вместе, но к каждому в отдельности. Замечательно его умение установить со слушателем как бы двусторонний душевный контакт. В этом выразительность интонаций его песен.

Приоритетное значение текста.  Мелодия в песнях выполняет функцию музыкального аккомпанемента, усиливающего лиричность звучания стиха.

Простота и искренность текстовМузыкальность.

Использование разговорной речи.  чтобы создать «мостик» со слушателем. 

Доверительно-исповедальная манера исполнения.  Автор «тихо» беседует со слушателем, обращается не к массе, а к личности.

Философская направленность.  ставит во главе всего творчества тепло и доброту. 

Разнообразие тем.  В песнях Окуджавы встречаются военная тема, тема Арбата, тема любви, тема дружбы, тема надежды, тема творца искусства .

Примером его творчества является песня «Пожелание друзьям». Здесь все просто, ясно, но содержит в себе глубокий смысл. Главные темы этого произведения – отношение людей друг к другу, сложность этих отношений, быстротечность жизни. Поэт призывает людей быть терпимее друг к другу: «Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты». «Давайте понимать друг друга с полуслова!»

 Стихотворение затрагивает глубокие философские проблемы любви и счастья, грусти и тоски, дружбы и ненависти. Именно поэтому оно остается актуальным в наше время и останется таковым и в будущем.

Слушание и Разучивание песни «Пожелание друзьям» - хоровое исполнение.

Только в  1958 году Булат Шалвович смог написать песню о своих друзьях и называлась она "До свидания, мальчики...". Известно, что бывший миномётчик Булат Шалвович Окуджава, очень долго не считал себя готовым к созданию этой песни. Эта песня посвящается тем молодым людям, с которыми он вырос в одном дворе и которые не вернулись с войны. Школьный выпуск сорок первого года. Все ушли на фронт. Потом мальчики погибли на войне. Все. Весь выпуск...

Слушание и разучивание песни «До свидания, мальчики»

3. Обобщение. Рефлексия. Домашнее задание

-С творчеством какого музыканта мы познакомились? Как называется это направление музыки?

В чем особенность его песен?

4. Итог урока. Оценки.

Наш урок завершен, ребята. Вы хорошо и активно работали. Ваши оценки вам известны из заданий.