познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его;
развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму;
воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. Момент | Активизировать внимание учащихся | | |
Повторение пройденного | Сообщение учащегося В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности. | Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения. | Личностные (самоопределение,), Познавательные: (общеучебные) коммуникативные. |
Целеполагание и актуализация знаний, | Какое значение имеет песня в жизни человека? У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения. Давайте поставим цели урока. У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Совершить путешествие во времени поможет нам глобус. | Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения. Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь | Личностные (самоопределение,), Познавательные: (общеучебные) коммуникативные. (планирование) Регулятивные (целеполагание), |
Изучение новой темы. | Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время? Учитель вращает глобус и делает метку на карте. – На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники. – Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.) | Читают текст, комментируют. анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы. Участвуют в учебном диалоге. Записывают в тетрадь. | Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; Личност.:Развитие навыков сотрудничества. |
| Работа с учебником Что такое авторская песня. Каких авторов исполнителей вы знаете? Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга. Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности. Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия | Читают текст, комментируют. анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы. Участвуют в учебном диалоге. Записывают в тетрадь. | Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; Личност.:Развитие навыков сотрудничества. |
| Слушание. Какой образ создал композитор в этой песне? | Проявляют эмоциональную отзывчивость, | |
| Работа над песней | Коллективная исполнительская деятельность. | |
рефлексия | По методу древо познания. | Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников. | Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли). Регулятивные (коррекция и оценка) Личностные (нравственно- этическое оценивание), |