СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская песня: прошлое и настоящее

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.

Задачи:

  • познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;
  • учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его;
  • развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму;
  • воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Просмотр содержимого документа
«Авторская песня: прошлое и настоящее»

6 класс

Тема: «Авторская песня: прошлое и настоящее»

Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.

Задачи:

познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его;

развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму;

воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

Активизировать внимание учащихся



Повторение пройденного

Сообщение учащегося

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.


Личностные (самоопределение,), 

Познавательные: (общеучебные) коммуникативные.


Целеполагание и актуализация знаний,


Какое значение имеет песня в жизни человека?

У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения.

Давайте поставим цели урока.

У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Совершить путешествие во времени поможет нам глобус.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.

Формулирование учащимися  цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь

Личностные (самоопределение,), 

Познавательные: (общеучебные) коммуникативные.

 (планирование)

Регулятивные (целеполагание), 

 


Изучение новой темы.

Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?

Учитель вращает глобус и делает метку на карте.

– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.)




Читают текст, комментируют.



анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.


Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.

Познавательные:

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личност.:Развитие навыков сотрудничества.


Работа с учебником

Что такое авторская песня.

Каких авторов исполнителей вы знаете?

Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.

Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.

Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.

Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия

Читают текст, комментируют.



анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.


Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.


Познавательные:

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личност.:Развитие навыков сотрудничества.



Слушание.

Какой образ создал композитор в этой песне?

Проявляют эмоциональную отзывчивость,





Работа над песней

Коллективная исполнительская деятельность.


рефлексия

По методу древо познания.

Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников.

Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли).

Регулятивные (коррекция и оценка)

Личностные (нравственно- этическое оценивание),




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!