СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская песня - прошлое и настоящее.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с истоками авторской песни и современными ее исполнителями.

Просмотр содержимого документа
«Авторская песня - прошлое и настоящее.»

6 класс

Тема урока: Авторская песня  - прошлое и настоящее.

( Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; в разделе «Мир вокальной и инструментальной музыки»)



Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Задачи:

  • познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;

  • развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение;

  • воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Тип урока: погружение в музыкальный материал.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая диагностика.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на электронном носителе.

Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».

Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус», международный студенческий гимн.

Видеоклипы:  «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная охота» А. Розенбаум.









Ход урока:

Слайд № 1

Слушание


Тема урока










Вращаю глобус

Слайд № 2




Слайд № 3







Карточка «ваганты»






Слушание











Слайд № 4







Слайд № 5

Разучивание









Пение (стоя)



Вращаю глобус

Слайд № 6





Слайд № 7





Карточка «барды»




Вращаю глобус

Слайд № 8





Карточка «скоморохи»


Слайд № 9






Вращаю глобус

Слайд № 10






Слайд № 11





Слайд № 12










Слайд № 13

Просмотр видеоклипа






Слайд № 14










Слайд № 15









Просмотр видеофрагмента из к/ф


Слайд № 16








Просмотр видеоклипа


Слайд № 17










Слайд № 18













Слайд № 19









Слайд № 20


Слайд № 21

  1. Организационный момент

«Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава

- Какое значение имеет песня в жизни человека?

- Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях.

- И я приглашаю вас совершить путешествие.

- Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? (поднимите руки)

Что делают туристы, когда отдыхают вечером у костра? (поют песни)

Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни. А совершить путешествие во времени нам поможет глобус.

Переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья.

  1. Изучение нового материала.

Отмечаю место на глобусе.

Выходит ученик, у него на голове – кафедралка и рассказывает: 

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.

гимн «Гаудеамус»

- Кто исполнял гимн? (хор)

- Было ли музыкальное сопровождение? (нет, гимн исполнялся акапелльно)

- Какой характер гимна? (торжественно, возвышенно, хвалебно)

В этой песне прославляли академию и преподавателей-профессоров.

фрагмент из перевода гимна:

Да здравствует Академия!
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!

 

Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники.


Я предлагаю вам выучить и спеть один из куплетов гимна

Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Славен тот, кто служит ей.
Славен тот, кто служит ей
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной.


Представьте себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.


- Куда же сейчас нас перенесет глобус?

Отмечаю место на глобусе. Ирландия, Уэльс, Шотландия

В эти места мы попали не просто так.

Выходит ученик и сообщает информацию:

Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?

Отмечаю место на глобусе.

На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

- Кто догадался, о ком идет речь? (о скоморохах).

Выходит ученик с колпаком скомороха на голове и делает сообщение:

Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.

Совершив экскурсию в прошлое, узнав, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в ХХ век.


Теперь мы дома. Вторая половина ХХ века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?

- Каких авторов-исполнителей вы знаете?

Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

Внимание бардов привлекали разные темы: мужество, смелость, любовь, дружба.

Я предлагаю вам посмотреть видеоклип Владимира Высоцкого «Песня о друге».

- Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе)



Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.

А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.

9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт.

«Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы

- Какой образ создал композитор в этой песне?

В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней.

Видеоклип песни «Утиная охота» А. Розенбаум

В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой. На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.





У нас в Ростовской области тоже проводятся фестивали авторской песни. В июне 2012 года в ст. Романовская, Волгодонского района, прошел XIV межрегиональный фестиваль авторской песни «Струны души», который посетил губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев.

III. Обобщение.

Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны.

- Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?

* Разделитесь на группы и подумайте над вопросом:

- В чем ценность авторской песни?


Цветовая диагностика:

Предлагаю провести цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся поднимают карточки, которые соответствуют их мнению.


IV. Оценка работы учащихся.


V. Закончим наш урок мы песней Олега Митяева «Как здорово!»

VI. Домашнее задание.

























САМОАНАЛИЗ УРОКА

по теме: Авторская песня  - прошлое и настоящее.

( Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; в разделе «Мир вокальной и инструментальной музыки»)



Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Задачи:

  • познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;

  • развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение;

  • воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Тип урока: погружение в музыкальный материал.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая диагностика.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на электронном носителе.

Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».

Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус», международный студенческий гимн.

Видеоклипы:  «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная охота» А. Розенбаум.





Исходя из цели урока, было спланировано несколько учебно-воспитательных моментов:

  • Объяснение нового материала.

  • Слушание музыки и обсуждение музыкальных образов.

  • Знакомство и разучивание нового вокального произведения.

  • Подведение итога урока.

Все запланированные задачи были реализованы.

Объяснение нового материала прошло через рассказ учителя и слушание музыкального произведения с использованием презентации.

Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.

Каждый ученик был включен в активную познавательную и музыкально-творческую деятельность.

Взаимодействие на уроке осуществлялось через созда­ние творческой атмосферы урока, взаимопонимание, доверие, доброжелательные отношения учителя и учеников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!