СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская песня. Владимир Высоцкий.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.Высоцкий.Авторская песня.Написана в форме исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Авторская песня. Владимир Высоцкий.»



Авторская песня. В.Высоцкий.



Говоря о творчестве В.С.Высоцкого мы должны определиться , что такое авторская песня.

Как возник жанр «авторской песни»?

Авторская песня родилась в печально известном 1937 году . Возможно, как своеобразная альтернатива так называемый «массовой поэзии»,как противопоставление страшному времени .

Итак, Москва, осень .Два молодых человека- школьник Жора Лепский и студент первокурсник ИФЛИ институт философии, литературы и искусства) Павел Коган – создает песню для самих себя. Возникают четыре строчки, озарившие Когана: «Надоело говорить и спорить,/И смотреть в усталые глаза ./В флибустьерском дальнем синем море / Бригантина поднимает паруса».А затем:

Капитан,обветренный, как скалы ,

Вышел в море, не дождавшись нас ,

На прощанье поднимай бокалы

Золотого крепкого вина .



Пьем за яростных ,за непохожих ,

За презревших грушевой уют

Вьется по ветру «веселый Роджер»,

Люди Флинта песенку поют.



И в беде, и в радости ,и в горе,

Только чуточку прищурь глаза-

В флибустьерском дальнем сине море

Бригантина поднимает паруса.



Вот Георгий Лепский садится к роялю, и через некоторое время на свет появляется песня, которой суждено быть первой.

Когда читаешь стихи и слушаешь немного маршевую мелодию «Бригантина», то невольно попадаешь в романтический мир книг Стивенсона, Сабатини, в мир морских просторов ,которой бороздили каравеллы , галеоны, бригантины, в мир удивительных людей, «обветренных ,как скалы».И все это удивительная страна мечты ,которая готова распахнуть двери , «только чуточку прищурь глаза»…конечно ,в этой песне ,по мнению критиков, было много не точностей ,спорных образов ,ее даже назвали псевдоромантической .Но «Бригантина» понравилась слушателям, зажила собственной жизнью .Видео клип песни «Бригантина.»

- Как же шло становление и развитие авторской песни?

Первое поколение бардов, тех , чье творчество начиналось в 40-50-е годы и составило золотой фонд жанра – назвали «атлантами». Для нас образ атлантов связан с древнегреческой мифологией: «Атланты (Атлас) – греч.- 1. Титан, держащий на своих плечах небесный свод, согласно мифу А.должен был держать небо в наказание за участие в борьбе титанов против богов…В архитектуре атлантами называют статуи мужчин, поддерживающих перекрытие или портик (например, атланты у здания Эрмитажа А.И. Теребенина)…

2. Житель Атлантиды»

Кто же они, первое поколение бардов, эти «Атланты»?

Это писатель Булат Окуджава; актёр , поэт Владимир Высоцкий; художник, поэт Михаил Анчаров; драматург, поэт Александр Галич; Журналист, писатель, драматург Юрий Визбор; журналистка, поэтесса Ада Якушева; драматург, поэт Юлий Кимм; два профессиональных барда, связавших свою судьбу с эстрадой – поэт Евгений Клячкин и Юрий Кукин… Объединяет всех то, что они- поэты, соединяющие в себе ещё и композитора, исполнителя, актёра.

Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х.…И всё же самые яркие годы для авторской песни – это 50-е, 60-е годы: они дали больше всего имён и песен, чем во всё последующие. Это понятно: первым и вторым некому было подрожать: они были основоположниками, первопроходцами, закладывали основы. Это было откровением души.

Среди поколений 60-х годов звучных имён будет поменьше. Тогда они загорались, как яркие звёздочки на фоне серого осеннего неба. Многие исчезли с небосклона авторской песни, некоторые светятся до сих пор.

В.Высоцкий прожил короткую, спрессованную временем яркую творческую жизнь. Он был художником неповторимым индивидуальности. В своих песнях, стихах, актёрских работах на сцене и в кино раньше других сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о нашем времени.

Песня В.Высоцкого «Я не люблю» из кинофильма «Вертикаль».

Одна из самых известных песен Высоцкого, которую можно назвать программной. Вы знаете, что долгие годы Высоцкий не печатался, его поэзия воспринималась только на слух. Теперь открывая его собрания сочинений с комментариями, мы поражаемся: оказывается, что над текстом песен он работал очень долго.

Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер, музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно.

Его песни …Мудрые и лукавые, веселые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.

В. Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том ,что его волновало и тревожило, предостерегал , убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем .

Высоцкий написал за свою не очень длинную жизнь, по разным оценкам , от шестисот до восьмисот песен .В них – вся его судьба. Если пройтись по московским адресам поэта , нас будут сопровождать его песни.

Он родился 25 января 1938 года в Москве , в семье военнослужащего . Отец , Семен Владимирович ,кадровый офицер, участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс , с боями прошел путь до Берлина. Мать, Нина Максимовна работала начальником бюро в НИИ химмаше,

В 1955 году Володя закончил 10 класс поступил на механический факультет Московского инженерно- строительного института. Еще учась в школе, он посещал драмкружок в Доме учителя на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТа В.И. Боголюбов ,который первый заметил у Володи актерское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище. .

В драмкружке Володя научился играть на гитаре, петь песни. Увлеченность театром и песнями взяли свое, и уже через полгода он уходит из института и сдает экзамен в театральное училище. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу – студию МХАТа , с пометкой одного из экземпляра : «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». Педагогами Высоцкого в школе студии были признанные мастера сцены МХАТа В.П. Массальский и А.М. Комиссаров.

Незадолго до окончания школы – студии, -рассказывал Высоцкий, - однажды я услышал Окуджаву, и тогда понял, что такая манера- свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает ее более выразительной и доходчивой.

К тому времени у него был написан ряд спортивных и юмористических стихов . Через подражательства Окуджаве в ранних песнях Высоцкого вырабатывался свой стихотворный стиль, своя образность, свое поэтическое видение окружающего мира . Истоки своего творчества он относил к традициям городского романса – дворовым песням и песням городских окраин.

В 1960 году Высоцкий успешно закончил школу – студию и был зачислен в трупу театра имени А.С. Пушкина, а через три года перешел в Московский театр миниатюр . Его песенный репертуар многообразия и глубоко народен. Большинство своих песен и стихов написал от первого лица, пропуская чужие проблемы через свое сердце , применяя на себе характеры и судьбы других людей . Не случайно и летчики , и геологи , и альпинисты, и ветераны считали его своим собратом . Им написана замечательная «Песня о друге».

Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне…на вопрос, чем привлекает его военная тема , Высоцкий ответил: «По-моему, мое поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться и мы своим «творчеством как бы довоевываем. Песня «Сыновья уходят в бой» -одна из песен, относящихся к теме войны. Многие свои авторские концерты и выступления Высоцкий начинал песней:

На братских могилах не

Ставят крестов.

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто – то приносит

Букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Читая эти стихи, мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению поэтов, военная тема в песнях в стихах Высоцкого является вершиной его творчества.

Однако у Высоцкого есть и другие стихи и песни – острая сатира на современность. Песни «Москва- Одесса», «Мой Гамлет», «Лекция о международном положении» и многие другие – были криком его души, откровенным разговором с миллионами слушателей, в солидарности которых он не сомневался.

Песни и стихи Высоцкого оценил Евгений Евтушенко. Когда в большой эфир вышла песня «Охота на волков», он прислал Владимиру с Севера, где находился у моряков , телеграмму: «Слушали твою песню 20 раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени». Спустя 3 года об этой песне Высоцкий с иронией, и свойственным юмором в стихотворении «Прошла пора выступлений и прелюдий» напишет:

Уже три года в день

По пять звонков.

Меня к себе зовут

Большие люди.

Чтоб я им пел охоту на волков.



Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня – опять, как вчера,-

Обложили меня. Обложили!

Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки-

Там охотники прячутся в тень.

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков. Идет охота!

На серых хищников – матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками

Егеря, но не дрогнет рука!

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка…

Охотники остаются с пустыми руками. Из-за этого текста на Таганке запретят спектакль «Берегите ваши лица» .

С апреля 1964 года и до последних дней своей жизни Владимир Высоцкий работал в театре драмы и комедии на Таганке.

Здесь на протяжении 16 лет формировалась его сценическое мастерство, с каждым годом уверенно росло актерское дарование. В 60-ые годы Театр на Таганке имел большую популярность не только у москвичей и в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Чтобы попасть в театр на спектакли, люди стояли за билетами целыми ночами.

На подмостках Театра на Таганке Высоцкий вместе с Аллой Демидовой , Валерием Золотухиным , Леонидом Филатовым, Николаем Губенко , Иваном Бортником и другими актерами играли героев , созданных Пушкиным , Шекспиром , Достоевским , Чеховым, Блоком , Есениным , Чернышевским , Вознесенским . В этом театре в 1971 году состоялась премьера шекспирского «Гамлета».

Роль Гамлета Высоцкий считал самой лучшей своей работой в театре. «Гамлет- это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями.- я не играю принца Датского. В Гамлете я стараюсь показать современного человека , может быть , самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня не легким». По мнению театральных критиков. Высоцкий был актером чистейшей «Таганской пробы»…

Несмотря на большую творческую работу в театре, Высоцкий снялся более чем в 25 –ти фильмах. Его киногерой это люди разных судеб, характеров и профессий. Нам запомнился радист Володя из фильма «Вертикаль», бригадир Маркин в фильме «На завтрашней улице», танкист Володя из фильма «Я родом из детства». Большой кинематографический успех пинесла ему роль капитана Жеглова в 5-ти – серийном телефильме «Место встречи изменить нельзя» режиссеры С.Говорухина. Образ Глеба Жеглова одна из самых сильных кинематографических работ Владимира Высоцкого.

Высоцкий как поэт был исключительно требователен к свои стихам . В его лучших песнях и балладах заключена громадная энергия, которая с первых его аккордах на сцене, подобно невиданным биотокам , переходила к слушателям , вызывало у них ответную реакцию.

Поэты ходят пятками

По лезвию ножа

И режут в кровь

Свои босые души…

Так о своем признании мог сказать только настоящий художник.

25 июля 1980 года во время Московской олимпиады в 4 часа утра остановилось сердце Владимира Высоцкого .

Попытки лучших врачей столицы вернуть жизнь признанному певцу и актеру оказались безнадежными .

К вечеру у дома на Малой Грузинской улицы стояли тысячи москвичей и гостей столицы. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке . Через два дня гроб с телом Высоцкого был установлен в Театре на Таганке . Москва прощалась с Гамлетом 20-го века .

«Высоцкий был замечательным артистом, поэтом, певцом- сказал о нем кинорежиссер С. Говорухин .- но главное –он был гражданином своей страны . Он выбрал трудный путь ,и до конца прошел его достойно» .

На одном из творческих вечеров народного артиста Михаила Ульянова спросили: «Как вы думаете, стал ли Высоцкий великим?» Ульянов, не задумываясь , ответил : «Конечно, стал таким как Разин, Пугачев».

Своими песнями он будил страну, народ . Его имя носит бульвар в Киеве . Миллионными тиражами выпущены диски песен , 1982 году в издательстве «Современник» вышла книга стихов «Нерв» . Народная артистка РСФСР Алла Демидова написала книгу «Владимир Высоцкий , каким помню и люблю».

Присуждение Владимиру Семеновичу Высоцкому Государственной премии СССР (посмертно) в 1987 году за создание образа капитана Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен – еще одно доказательство все народного признания его неповторимого таланта .

Высоцкий не умер, он и сегодня среди нас в песнях, в стихах, на экране .



Конечно, В. С. Высоцкий – прежде всего поэт! Что такое поэт? Непростой вопрос и на него очень трудно ответить . У нас огромное количество поэтов , и мы любим повторять , чтобы их было больше , хороших и разных . У нас много пишущих , на мало поэтов. На памяти моего поколения не было , на которого так бы откликнулась публика , как Владимира Высоцкого . Так откликнулась, с таким доверием отнеслась . С такой любовью и печалью проводила бы с этой земли…Значит , он был поэт . Я думаю , что понятие поэта и поэзии если можно так сказать , ходит ощущения простейших вещей , таких , скажем , как ощущение дома, вины ,совести ,то есть простых истин , но во многих поэтах это ощущение просто не живет . Маяковский и многие другие писали о том, что они должники. У меня такое чувство , что Высоцкий должником не был . Он долг свой выполнил полностью .

Чтец.

Я не люблю фатального исхода ,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года

В которое болею или пою



Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю и еще

Когда чужой мои читает письма ,

Заглядывая мне через плечо.



Я не люблю , когда на половину

Или когда прервался разговор .

Я не люблю , когда стреляют в спину ,

Я так же против выстрелов в упор .

Я ненавижу сплетни виде версий,

Червей сомненья ,почестей иглу ,

Или когда все время против шерсти ,

Или когда железом по стеклу.



Я не люблю уверенности сытой ,

Пусть лучше уж откажут тормоза .

Досадно, мне коль слово «честь» забыто

И коль в чести навечно за глаза…

Я не люблю себя ,когда я трушу

Я не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю , когда мне лезут в душу ,

Тем более когда в нее плюют …






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!