Официально жанр бардовской песни увидел свет где-то в 50-60-х годах 20-го века.
Русские барды отличаются от своих предшественников... в их песнях на первом месте стоит текст, а мелодия только помогает пониманию... Кроме того, тематика их песен разнообразна и, в то же время, у всех их песен одна подтема - Жизнь...
Булат Окуджава
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью – поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
тем более что жизнь короткая такая.
Юрий Визбор
Визбор родился и жил в Москве. Окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института (МГПИ) им. В.И. Ленина (1955 г.). Работал учителем на Севере, там же служил в армии.
Был корреспондентом радио-станции "Юность", журнала "Кругозор", сценаристом на студии документальных фильмов. Член Союзов журналистов и кинематографистов СССР. Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.
российский бард, актёр
20 июня 1934 –
17 сентября 1984
Друзья мои, друзья, начать бы все сначала,
На влажных берегах разбить свои шатры.
Валяться б на досках нагретого причала
И видеть, как дымят далекие костры.
Еще придет зима в созвездии удачи,
И легкая лыжня помчится от дверей,
И, может быть, тогда удастся нам иначе,
Иначе, чем теперь, прожить остаток дней.
Всем нашим встречам разлуки уже суждены.
Тих и печален ручей у янтарной скалы.
Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.
Вот и закончилось всё – расставаться пора…
Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея…
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.
Б. Окуджава.
Александр Галич
Александр Городницкий
Родился 20 марта 1933 г. в Ленинграде. Пережил блокаду.
Геофизик, океанолог, поэт.
Песни пишет с 1953 г. (первая — «Геофизический вальс»). Есть песня
на стихи И. Бунина. Член Союза писателей (1972) и Международного Пен-клуба.
Лауреат конкурса туристской песни I Всесоюзного похода молодежи в Бресте в 1965 г., I Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965 г. (песня «Атланты») и др.
Член и председатель жюри многих фестивалей, в том числе с 1971 г. — Грушинского.
Лауреат Царскосельской премии и премии им. Булата Окуджавы. Постоянно сотрудничает с радио, ТВ, кино, театром.
Зарубежные творческие поездки в США, Германию, Израиль, Швецию, Францию, Данию, Голландию и др. Любимые авторы: Б. Окуджава, Ю. Ким, Н. Матвеева.
Председатель жюри Ильменского фестиваля 1980, 1981, 1997 годов.
А в переулке твоем весною...
А в переулке твоём весною
Зацветает соседний сад.
А надо мною, а надо мною,
А надо мной самолёты кружат.
Ах, будет лето твоё хмельное, Развесёлого солнца чад.
А надо мною, а надо мною,
А надо мною вороны кружат.
Ах, может, сердце твоё заноет, Может, вспомнишь не раз, не два...
А надо мною, а надо мною
Ранний снег пробивает трава.
1962
Олег Городецкий
Городецкий Олег Витальевич ("Городило") родился 13 ноября 1972 года и живет в Москве.
Окончил Московскую Медицинскую академию (1997), работает врачом.
Первая песня "Треугольник" ("С тех пор, как мне открылась эта тайна...") на стихи Б.Заходера (апрель 1988).
Пишет песни на свои стихи, а также на стихи Б.Заходера, А.Шафермана, В.Сосноры, С.Гандлевского, Н.Гумилева.
Участник несметного количества подмосковных слетов, а также фестивалей в Обнинске, слета "Костры" 1990 и 1997 гг., Грушинских фестивалей, организатор фестивалей "Летучая кошка" 1994 и Рябиновка.
С 1997 года — участник творческой ассоциации "32 августа".
Вышли аудиокассеты "В этом городе" и "С точки зрения времени".
За окнами - тишь, за окнами - снег...
В огромном городе моем - ночь...
(Марина Цветаева)
За окнами - тишь,
За окнами - снег,
За стенкою - мышь...
Какой нынче век?
Что это за город,
Живущий без сна?
Сугробы, заборы...
Какая страна?
Где дом мой, в котором
Две тысячи лет
Мерцает узором
Мой брошенный след?
Где город с рекою?
Где старый трамвай?
Чьей страшной рукою
Зачеркнут тот рай?
За окнами - тишь,
За окнами - снег, З
а стенкою - мышь...
Непрожитый век
Ложится на душу
Тяжелой скалой...
Ничто не нарушит
Свинцовый покой. 1993
В 1995 году Сергей Никитин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России, а в 1997 г. Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии –
с замечательной формулировкой
"За многолетнюю преданность русской поэзии".
“ Границ между поколениями не существует, есть только люди которые не хотят совершенствоваться и довольствуются двумя притопами, тремя прихлопами”. Сергей Никитин, бард
Но, пожалуй, награда, которой Никитин более всего дорожит - стихотворение Булата Окуджавы, написанное к его 50-летию и посвященное Сергею Никитину:
Знаком он по песенке старой, и все-таки он не артист. Он всем нам привычен с гитарой, и все же он не гитарист. Немало нам песен пропевший, споющий еще не одну, он физик, к стиху прикипевший, ученый, влюбленный в струну. Как впору ему этот свитер! Как точен аккомпанемент!.. Он прежде всего - композитор, но главное - интеллигент. 1994
Александр Розенбаум
Певец, композитор, поэт; родился 13 сентября 1951 г. в Ленинграде; окончил музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище по классу аранжировки; в 1974 г. окончил медицинский институт; четыре года работал врачом "скорой помощи"; сочинять песни начал в 1968 г. для студенческих спектаклей, капустников, вокально-инстру-ментальных ансамблей и рок-групп. Сольные выступления начал в 1983 г.; выступал с концертами в Афганистане; снимался в кинофильмах. Автор сборников стихов "Затяжной прыжок", "Белая птица удачи« и др.
ВАЛЬС-БОСТОН На ковре из жёлтых листьев, В платьице простом Из подаренного ветром крепдешина, Танцевала в подворотне осень вальс-бостон. Отлетал тёплый день И хрипло пел саксофон.
И со всей округи люди приходили к нам, И со всех окрестных крыш слетались птицы, Танцовщице золотой захлопав крыльями... Как давно, как давно звучала музыка там.
Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны, главным образом, ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова.
Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего – литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.