СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа для будущих первоклассников « ШКОЛА РАДОСТИ». Для учащихся 6,5лет и 7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы – создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. Исходя из цели программы: обеспечение возможности единого старта будущих первоклассников путем развития индивидуально-личностных особенностей и школьно значимых психических функций как приоритетное условие успешной адаптации.

Аннотация

  • Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
  • Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей, интеллекта и навыков общения, речевой готовности ребенка к школе.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Введение

В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г., ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала детей, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. Осознавая необходимость обновления содержания дополнительного образования, большое значение в программе уделено формированию школьно-значимых функций у детей дошкольного возраста (6,5 – 7,5 лет) как приоритетного условия успешной адаптации к учебно-воспитательному процессу.

Актуальность

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Развивающая среда с каждым годом становится всё более совершенной, насыщенной и предъявляет повышенные требования к знаниям и умениям детей при поступлении в первый класс.

За последние годы, исходя из собеседований с родителями и детьми при поступлении в школу, результатов наблюдений, проверочных заданий, у детей наблюдаются следующие трудности. В области элементарных математических представлений 25% детей не умеют называть предыдущее и последующее число в пределах первого десятка, 35% испытывают трудности при составлении и решении простых задач, 40% дошкольников с трудом оперируют понятиями: “налево”, “направо”, “вверх”, “вниз”, “раньше”, “позже”, “перед”, “за”, “между”. В области представлений об окружающем мире 20% поступающих в первый класс затрудняются называть отличительные признаки растений и животных нашего края, 35% не могут выделить сезонные изменения в природе, 40% детей трудно ориентируются во временных и пространственных единицах.

Педагогическую целесообразность

Данная программа построена на основе комплексного междисциплинарного подхода, взаимодействия учителей начальных классов и специалистов службы сопровождения, что позволяет компенсировать несформированность перечисленных функций. Исходя из приоритетного направления дополнительного образования: предоставление образовательных услуг для формирования у детей готовности к школьному обучению, учитывая ведущую деятельность и психологические особенности детей дошкольного возраста, педагоги разработали образовательную адаптационную программу “В школу – с радостью”. Реализация программы обеспечивает возможность единого старта будущих первоклассников путем развития индивидуально-личностных особенностей и школьно-значимых психических функций как приоритетного условия успешной адаптации к школе, что особенно важно для детей, не посещавших ДОУ.

Отличительной особенностью программы

является интегрированный характер. Данная программа включает в себя три подпрограммы (психологических, педагогических и логопедических занятий). Все подпрограммы обладают определенной самостоятельностью, но в тоже время взаимосвязаны . Так в занятия по психологической подпрограмме включены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, способствующих наиболее эффективному развитию у детей математических и оптико-пространственных представлений, связной речи. Каждая подпрограмма дополнена приложением, в котором представлены игры и упражнения, используемые на занятиях.

Новизна данной образовательной программы

заключается в том, что она реализуется в рамках внеурочной деятельности. Опираясь на игру, как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги способствуют формированию предпосылок к развитию коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий, обучают необходимым знаниям, развивают речевые процессы и математические представления. В игре дошкольник легко усваивает и приобретает новый социальный опыт, принимает новые “школьные” правила и требования, что способствует наиболее быстрому формированию “позиции ученика”. Годичные занятия позволяют на основе диагностики познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствуют формированию у него необходимых навыков при поступлении в школу.

Цель и задачи программы

Цель программы – создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. Исходя из цели программы: обеспечение возможности единого старта будущих первоклассников путем развития индивидуально-личностных особенностей и школьно значимых психических функций как приоритетное условие успешной адаптации, педагогический блок направлен на решение следующих задач:

  • развивать познавательные процессы: умение наблюдать и сравнивать, выделять существенное, классифицировать понятия, находить закономерности, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
  • формировать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач;
  • формировать навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, находить компромисс;
  • воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
  • формировать элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
  • развивать речь: умение описывать свойства предмета, объяснять их сходство и различие, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
  • формировать знание натуральных чисел от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;
  • способствовать развитию умения слышать инструкцию учителя с первого раза;
  • формировать представления об окружающем мире, развивать кругозор;
  • развивать мелкую моторику.
  • Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
  • Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

Организуя подготовительное обучение математике, важно целенаправленно способствовать:

– поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;

– совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

– становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;

– доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.