Авторская программа
кружка «Литературное краеведение»
Пояснительная записка.
Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, о людях проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду произведения, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Посещение мест воспетых писателем, вызывает обострённое чувство красоты природы.
Кружок «Литературное краеведение» объединяет учащихся 8-9 классов, которые проявляют интерес к изучению своего родного края. В методике изучения кружковых занятий сочетаются как коллективные работы учителя со своей группой кружковцев, так и индивидуальные занятия, где определяются творческие способности каждого обучающегося.
Используются разнообразные формы работы кружка:
Лекционные (обзорные лекции, беседы).
Семинарские.
Экспедиционные (сбор материалов).
Научно – исследовательские (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка рефератов).
Индивидуально – групповые.
Методы:
Словесные методы (устное изложение материала, беседа, анализ материалов).
Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций).
Практические методы (работа над рефератом).
Объяснительно – иллюстративные (выступления на конкурсах).
Частично – поисковые методы (работа в библиотеках города, в интернет залах).
Исследовательские методы (самостоятельная творческая работа ученика).
Практическая направленность реализуется за счёт введения в каждую тему практических занятий:
Цели кружка:
Создание условий для формирования реальных представлений учащихся о природных, социальных и экономических системах Калмыкии.
Формирование представления об основных тенденциях развития литературного процесса; помочь учащимся увидеть объёмную картину литературной жизни Калмыкии.
Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитания общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения.
Задачи кружка:
Образовательные:
Способствовать овладению учащимися русской литературной культуры.
Обучать навыкам литературного мастерства.
Сформировать систему знаний, умений, навыков по литературному краеведению.
Развивающие:
Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей.
Развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения.
Развитие интереса к жизни и творчеству писателей и поэтов Республики Калмыкия.
Привитие учащимся любви к родной литературе; формирование их художественного вкуса.
Воспитательные:
Воспитание у молодого поколения патриотического качества: гордость, любовь, долг за историческое и природное наследие города.
Учить ребят эстетически переживать прочитанное.
Предполагаемый результат:
Участие в конференции НОУ «Малая академия».
Участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Участие в конференции исследовательских краеведческих работ «Бичкн Торскм».
Помощь школьному музею в оснащении раздела истории культуры родного края.
Знание истории родного края является неотъемлемой частью формирования полноценной личности и гражданина занимает важное место в воспитательной работе нашей школы. Над этой проблемой мы работаем уже много лет. Одной из важнейших сторон краеведения является ознакомление с литературным наследием нашего города.
Обращение фактам культуры нашего города на занятиях литературного краеведения вызывает у учащихся по началу удивление, а затем радость открытия. А в конечном итоге – любовь к своему городу, гордость за свою страну.
Материалы, собранные в ходе работы кружка могут в последствии быть использованы и другими учителями нашей школы, поскольку они осознают, что сегодня нельзя учить детей не обращаясь к региональному материалу, не извлекая из него всё лучшее, не формируя бережного отношения к национально – культурным ценностям.
Учебно – тематический план кружка «Литературное краеведение»
Программа кружка (содержание)
Роль и место литературы в жизни народа.
Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью.
Писатели и другие деятели культуры и наш край.
Пребывание писателей, художников, композиторов в нашем городе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Потомки писателей.
Практическое занятие: Знакомство с литературно – памятными местами города. Составление картотеки писателей и других деятелей культуры.
Наш город в художественной литературе.
Прошлое и настоящее края в произведениях художественной литературы.
Практическое занятие: чтение художественных произведений, связанных с местным краем.
Современная литературная жизнь нашего города.
Литературные объединения, кружки. «Литературные страницы» в местных газетах. Местные литературные музеи, их деятельность.
Практическое занятие: Встречи с местными писателями. Проведение конференций. Составление презентаций.
Навыки литературно – краеведческой деятельности.
Поисково – исследовательская работа, запись воспоминай. Умение работать с книгой, в библиотеках города; конспектировать описание собранного материала, написание работы. Анализ собранного материала. Умение выразительно читать по памяти материал.
Практическое занятие: запись материала со слов рассказчика. Работать над рефератом.
Тематический план
№ | Тема | Всего | Теоретические занятия | Практика в классе | Практика на на местности |
1 | Роль и место литературы в жизни народа | 2 | 2 | - | - |
2 | Писатели и другие деятели культуры и наш край. | 8 | 4 | 2 | 2 |
3 | Наш город в художественной литературе. | 8 | 3 | 3 | 2 |
4 | Современная литературная жизнь нашего города. | 10 | 4 | 3 | 3 |
5 | Литературные музеи. Их роль в собрании, охране и изучении культурного наследия. | 8 | 2 | 3 | 3 |
6 | Навыки литературно - краеведческой деятельности. | 36 | 6 | 15 | 15 |
| Итого: | 72 | 21 | 26 | 25 |
Предлагаемый тематический план работы кружка рассчитан на 4 года занятий с учащимися 8 – 9 классов. В кружок принимаются все желающие заниматься литературной и краеведческой работой. Члены кружка являются и экскурсоводами школьного музея.
Занятия проводятся два раза в неделю (по четвергам и пятницам), 2 часа.
Методическое обеспечение
Организация кабинета литературного краеведения.
№ | Содержание |
1 | Книги, статьи по литературному краеведению |
2 | Карты, справочная литература о родном крае |
3 | Фотографии и рисунки |
4 | Презентации |
5 | Портреты писателей, поэтов нашего города |
6 | Методическая литература |
Формы работы с учащимися.
№ | Содержание | Классы | Сроки |
1 | Уроки литературного краеведения. | 5-11 | См. программу «Литературное краеведение» |
2 | Работы кружка краеведческой направленности. | 8-9 | 2 раза в неделю |
3 | Литературно – краеведческие вечера. | 9-11 | Раз в полгода |
4 | Конференция по книгам местных авторов. | 9-11 | Раз в год |
5 | Встречи с писательской интеллигенцией. | 8-11 | Раз в полгода |
6 | Книжные выставки. | 4-11 | Каждую четверть в библиотеке |
7 | Исследования (проектная деятельность). | 8-9 (конкурсы) | Февраль, март, апрель |
Тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1 | Роль и место литературы в жизни народа. | 1.Вводное занятие. Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. 2. Связь литературы с общественной жизнью Калмыкии. | 2 | Лекционный обзор, беседа | | |
2 | Писатели и другие деятели культуры и наш край. | 1.Калмыкия литературная. Экскурсия в музей имени Н. Очирова. 2.Д. Кугультинов. 3.М. Хонинов 4. С. Каляев 5. А. Балакаев 6. В.Шуграева 7.Р. Ханинова 8. Э.Эльдышев | 8 | | Знакомство с литературно – памятными местами города (экскурсии). Составление картотеки. | |
3 | Наш город в художественной литературе. | 8 | | Чтение Художественных произведений, связанных с местным краем. | |
4 | Современная литературная Жизнь Калмыкии. | 10 | | Встреча с местными писателями. Проведение конференций. Составление презентаций. | |
5 | Литературные музеи. | 8 | | Экскурсии в музеи города. | |
6 | Навыки литературно – краеведческой деятельности. | 30+2 | Запись материалов со слов рассказчика. Работа над рефератом. | | |
2 часа – экскурсионные поездки по городу и окрестностям