СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа кружка "Школьный музей своими руками"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Школьный музей своими руками" ориентирована на обучающихся с 6 по 11 класс, которые занимаются  краеведением и увлекаются историей родной школы. Эффективным толчком к разработке данной программы было желание порадовать выпускников разных лет созданием музея к юбилею нашей школы.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа кружка "Школьный музей своими руками"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 3»















Программа

кружка

«Школьный музей своими руками»


Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 12-17 лет





Учитель: Каварзина Лариса Алексеевна








Бокситогорск



Пояснительная записка

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы обучающийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Школьный музей – основная база патриотического, гражданского и краеведческого воспитания подростков. Именно в музее формируется культура отношений к предметному миру. Через школьный музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного и компьютерного дела обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Школьный музей своими руками» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы, к созданию электронного музея нашей школы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной, экспозиционной и компьютерной работы.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. А широкое использование компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы для школьного музея, в оформлении материалов с помощью компьютерных технологий.

Разработка электронных презентаций, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, педагогов и родителей. Создавая свой творческий компьютерный продукт, обучающийся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончанию работы по данной программе обучающиеся должны знать историю школы, жизнь и деятельность учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Обучающиеся должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу, создавать электронные варианты материалов и презентаций.

Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (электронная выставка, экскурсия по электронному музею).

Данная программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и составлена на основе программы «Музейное дело» И.Е.Лютиковой. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности, развитие интереса к историческим и краеведческим ценностям.

Данная программа ориентирована на обучающихся 6-11 классов (12-17 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю (37 часов за учебный год), а также выдаются задания для групп, которые выполняются обучающимися самостоятельно в период между теоритическими и практическими занятиями.

Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, поэтому занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.


Цели программы:

- формирование личности гражданина и патриота своей малой родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

- участие в создании электронного музея нашей школы.


 Задачи программы:

- изучить историю школы, её исторические и культурные ценности, события в ней происходившие;

- обучить умению вести музейное дело;

- сформировать навыки работы по созданию школьного музея;

- развивать умения общаться с педагогами, ветеранами-педагогами;

- реализовать творческий подход к решению поставленных проблем;

- развивать интерес к участию в полезной практической деятельности.


Механизм реализации программы:

- изучение символики, достижений и наград школы;

- проведение поисковой работы по сбору материалов об отличниках, выпускниках школы, учителях, школьных мероприятиях и т.п.;

- встречи с ветеранами-педагогами;

- информационное обеспечение мероприятий;

- совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы.


Основные направления работы:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков;

- формирование компьютерных навыков по созданию электронного музея школы.


Формы и методы работы:

- словесные, наглядные, практические;

- проектно-исследовательская деятельность;   

- поисковая деятельность;

- публичные выступления;

- использование Интернет;

- создание презентаций и электронных выставок;

- групповая работа.


В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:

- лекционной (обзорные беседы, сообщения участников кружка);

- семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала);

- исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными и фотографическими источниками, подготовка материалов для школьного музея);

- оформительской (создание презентаций, макетов электронного музея).

Итоги работы (виды и форма контроля):

- встречи с интересными людьми;

- выступления членов кружка на занятиях;

- обсуждение работы кружка;

- отчёт групп о работе над тематическими выставками;

- публичная презентация школьного музея;

- проведение экскурсий для обучающихся в школьном музее;

- создание сайта школьного музея.


Обучающийся должен знать:

  1. функции музея в целом, в том числе школьного музея;

  2. фондовую работу музея и направления деятельности;

  3. методику создания тематических презентаций;

  4. основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;

  5. методику исследовательской деятельности и оформление работ в электронном варианте;

  6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее.

Обучающийся должен уметь:

- вести поиск материалов для электронного музея;

- классифицировать, систематизировать и описывать музейный предмет;

- оформлять тематическую выставку и разрабатывать экскурсию;

- вести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;

- вести интервьюирование;

- работать с источниками исследований;

- оформлять исследовательские работы в виде презентаций и др.;

- защищать творческие, исследовательские работы перед публикой


Ожидаемые результаты реализации программы:


- расширение знаний об истории и событиях родной школы;

-развитие познавательной, исследовательской и компьютерной деятельности;

- освоение навыков музейного дела и приобретение навыков работы с архивными документами и другими источниками информации;

- сохранение школьного наследия для будущих поколений.

- создание электронного варианта школьного музея.



Содержание программы

1. Введение – 2 часа.

Знакомство с понятием «музей». Что такое музейное дело? Какие музеи бывают? Роль музеев в жизни и деятельности человека. Что такое раздел, экспозиция, экспонат.

Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.

Экскурсия в музей МБОУ «Бокситогорская основная общеобразовательная школа № 1».


2. Основы музейных знаний - 14 часов.

Понятие «школьный музей». О чем будет рассказывать школьный музей. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами педагогического труда, родителями-выпускниками школы. Где и как собирать материалы для музея. Работа в библиотеке, школьном архиве, с материалами, ранее собранными для школьного музея, фотоматериалами. Встречи с участниками школьных событий, ветеранами-педагогами, учителями школы. Как оформить выставку, музейную экспозицию в электронном варианте. Создание компьютерных презентаций. Как подготовить доклад и электронную экскурсию. Методы проведения экскурсий. Экскурсии и викторины на сайте школьного музея. Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.


3. Краеведение – 18 часов.

Музей и краеведение. Сбор информации, её систематизация и оформление для школьного музея. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника. Как оформить электронную выставку, музейную экспозицию. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Подготовка и создание тематических выставок-презентаций по истории школы и её славных датах, о наградах и достижениях, о персоналях (учителя, ветераны-педагоги, отличники, спортсмены), о руководителях школы, о детских и юношеских школьных движениях. История школы. «Говорящие» экспонаты: работа с дневниками, грамотами, фотографиями прошлых лет. Учителя школы – взгляд в прошлое. Ветераны педагогического труда, воспоминания и размышления. Награды и заслуги. Как мы отмечаем славные даты. Творческий поиск: результаты и перспективы. Как хранятся предметы старины, что может рассказать одежда, предметы быта, досуга. Почему важно сохранять память о прошлом.

4. Сайт «Школьный музей» - 3 часа.

Работа по созданию сайта. Публичная презентация сайта.



Список литературы:

1. В истории навсегда. В помощь организаторам школьных музеев. - М., Молодая гвардия, 2006.

2. Гиндина Н.Г., Фоломеев Б.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев. - Музеи и выставки московских школ. - М., 2000.

3. Кудрина Т.А. Музей и школа. Пособие для учителя. – М., 1985.

4. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М., 2008.

5. Поляков Т.П. Как сделать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). - РИК, М., - 1997.

6. Ресурсы Интернета.

7. Справочник по информатике для школьников. – Екатеринбург, 2003.

8. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие.- М., ЦДЮТиК, - 2002.

9. Школьный музей. Из опыта работы. Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. - М., Просвещение,


Учебно-тематический план



п/п

Раздел. Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

1-2.

Введение. Инструктаж по ТБ при работе с компьютером. Что такое музей


2

1

-


Экскурсия в музей МБОУ «Бокситогорская гимназия»

-

1

3.

Основы музейных знаний.

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы









14

1

-

4.

Где и как собирать материалы для школьного музея

1

-

5-7.

Изучение краеведческих и фотографических материалов, имеющихся в школе (групповая работа)


-


3

8-9.

Изучение архивных документов. Работа с историческими источниками

-

2

10-11.

Как оформить выставку, музейную экспозицию в электронном варианте. Создание презентаций Методы проведения экскурсий

1

1

12-13.

Как подготовить доклад, викторину, тест, кроссворд, экскурсию

1

1

14.

Методы проведения экскурсий

1

-

15-16.

Экскурсии и викторины на сайте школьного музея

1

1

17-20.

22

Краеведение. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник.

История школы. Создание выставки-презентации «Славные даты»





18

1



1

1



1

21-22.

Директора школы. Создание выставки-презентации


1

1

23-28.

26-

«Говорящие экспонаты». Создание выставки-презентации «Достижения школы».

Учителя школы – взгляд в прошлое.

Создание выставки-презентации «Педагоги-ветераны», «Учителя года», «Заслуженные учителя»

-



-

2



4

29.

Создание выставки-презентации «Выпускники школы»

-

1

30-31.

Создание выставки-презентации «Спортсмены школы», «Отличники школы»

-

2

32-34.

Создание выставки-презентации «Пионерское и комсомольское движение школы»


1


2

35-37

Сайт «Школьный музей». Работа по созданию сайта. Публичная презентация сайта

3

-

3


Итого

37

11

26




Календарно-тематический план работы кружка

на учебный год


Тема

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1-2.

Ведение.





3.

Основы музейных знаний.

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы





4.

Где и как собирать материалы для музея.





5-7.

Изучение краеведческих и фотографических материалов, имеющихся в школе








8-9.

Изучение архивных документов






10-11.

Как оформить выставку, музейную экспозицию…







12-13.

Как подготовить доклад, экскурсию






14.

Методы проведения экскурсий





15-16.

Экскурсии и викторины на сайте школьного музея






17-18.

Краеведение. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник






19-20.

История школы. Создание выставки-презентации «Славные даты»









21-22.

Директора школы. Создание выставки-презентации








23-24.

«Говорящие экспонаты». Создание выставки-презентации «Достижения школы»









25-28.

Учителя школы – взгляд в прошлое.

Создание выставки-презентации «Педагоги-ветераны», «Учителя года», «Заслуженные учителя»















29.

Создание выставки-презентации «Выпускники школы»





30-31.

Создание выставки-презентации «Спортсмены школы», «Отличники школы»






32-34.

Создание выставки-презентации «Пионерское и комсомольское движение школы»










35-37.

Сайт «Школьный музей». Работа по созданию сайта. Публичная презентация сайта












Список литературы:

1. В истории навсегда. В помощь организаторам школьных музеев. - М., Молодая гвардия, 2006.

2. Гиндина Н.Г., Фоломеев Б.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев. - Музеи и выставки московских школ. - М., 2000.

3. Кудрина Т.А. Музей и школа. Пособие для учителя. – М., 1985.

4. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М., 2008.

5. Поляков Т.П. Как сделать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). - РИК, М., - 1997.

6. Ресурсы Интернета.

7. Справочник по информатике для школьников. – Екатеринбург, 2003.

8. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие.- М., ЦДЮТиК, - 2002.

9. Школьный музей. Из опыта работы. Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. - М., Просвещение,