Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа
кружка
«Школьный музей своими руками»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 12-17 лет
Учитель: Каварзина Лариса Алексеевна
Бокситогорск
Пояснительная записка
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы обучающийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Школьный музей – основная база патриотического, гражданского и краеведческого воспитания подростков. Именно в музее формируется культура отношений к предметному миру. Через школьный музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного и компьютерного дела обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Школьный музей своими руками» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы, к созданию электронного музея нашей школы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной, экспозиционной и компьютерной работы.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. А широкое использование компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы для школьного музея, в оформлении материалов с помощью компьютерных технологий.
Разработка электронных презентаций, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, педагогов и родителей. Создавая свой творческий компьютерный продукт, обучающийся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончанию работы по данной программе обучающиеся должны знать историю школы, жизнь и деятельность учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Обучающиеся должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу, создавать электронные варианты материалов и презентаций.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (электронная выставка, экскурсия по электронному музею).
Данная программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и составлена на основе программы «Музейное дело» И.Е.Лютиковой. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности, развитие интереса к историческим и краеведческим ценностям.
Данная программа ориентирована на обучающихся 6-11 классов (12-17 лет).
Занятия проводятся 1 раз в неделю (37 часов за учебный год), а также выдаются задания для групп, которые выполняются обучающимися самостоятельно в период между теоритическими и практическими занятиями.
Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, поэтому занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Цели программы:
- формирование личности гражданина и патриота своей малой родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- участие в создании электронного музея нашей школы.
Задачи программы:
- изучить историю школы, её исторические и культурные ценности, события в ней происходившие;
- обучить умению вести музейное дело;
- сформировать навыки работы по созданию школьного музея;
- развивать умения общаться с педагогами, ветеранами-педагогами;
- реализовать творческий подход к решению поставленных проблем;
- развивать интерес к участию в полезной практической деятельности.
Механизм реализации программы:
- изучение символики, достижений и наград школы;
- проведение поисковой работы по сбору материалов об отличниках, выпускниках школы, учителях, школьных мероприятиях и т.п.;
- встречи с ветеранами-педагогами;
- информационное обеспечение мероприятий;
- совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы.
Основные направления работы:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков;
- формирование компьютерных навыков по созданию электронного музея школы.
Формы и методы работы:
- словесные, наглядные, практические;
- проектно-исследовательская деятельность;
- поисковая деятельность;
- публичные выступления;
- использование Интернет;
- создание презентаций и электронных выставок;
- групповая работа.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:
- лекционной (обзорные беседы, сообщения участников кружка);
- семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала);
- исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными и фотографическими источниками, подготовка материалов для школьного музея);
- оформительской (создание презентаций, макетов электронного музея).
Итоги работы (виды и форма контроля):
- встречи с интересными людьми;
- выступления членов кружка на занятиях;
- обсуждение работы кружка;
- отчёт групп о работе над тематическими выставками;
- публичная презентация школьного музея;
- проведение экскурсий для обучающихся в школьном музее;
- создание сайта школьного музея.
Обучающийся должен знать:
функции музея в целом, в том числе школьного музея;
фондовую работу музея и направления деятельности;
методику создания тематических презентаций;
основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;
методику исследовательской деятельности и оформление работ в электронном варианте;
формы и методы просветительной и образовательной работ в музее.
Обучающийся должен уметь:
- вести поиск материалов для электронного музея;
- классифицировать, систематизировать и описывать музейный предмет;
- оформлять тематическую выставку и разрабатывать экскурсию;
- вести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
- вести интервьюирование;
- работать с источниками исследований;
- оформлять исследовательские работы в виде презентаций и др.;
- защищать творческие, исследовательские работы перед публикой
Ожидаемые результаты реализации программы:
- расширение знаний об истории и событиях родной школы;
-развитие познавательной, исследовательской и компьютерной деятельности;
- освоение навыков музейного дела и приобретение навыков работы с архивными документами и другими источниками информации;
- сохранение школьного наследия для будущих поколений.
- создание электронного варианта школьного музея.
Содержание программы
1. Введение – 2 часа.
Знакомство с понятием «музей». Что такое музейное дело? Какие музеи бывают? Роль музеев в жизни и деятельности человека. Что такое раздел, экспозиция, экспонат.
Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.
Экскурсия в музей МБОУ «Бокситогорская основная общеобразовательная школа № 1».
2. Основы музейных знаний - 14 часов.
Понятие «школьный музей». О чем будет рассказывать школьный музей. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами педагогического труда, родителями-выпускниками школы. Где и как собирать материалы для музея. Работа в библиотеке, школьном архиве, с материалами, ранее собранными для школьного музея, фотоматериалами. Встречи с участниками школьных событий, ветеранами-педагогами, учителями школы. Как оформить выставку, музейную экспозицию в электронном варианте. Создание компьютерных презентаций. Как подготовить доклад и электронную экскурсию. Методы проведения экскурсий. Экскурсии и викторины на сайте школьного музея. Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.
3. Краеведение – 18 часов.
Музей и краеведение. Сбор информации, её систематизация и оформление для школьного музея. Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника. Как оформить электронную выставку, музейную экспозицию. Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Подготовка и создание тематических выставок-презентаций по истории школы и её славных датах, о наградах и достижениях, о персоналях (учителя, ветераны-педагоги, отличники, спортсмены), о руководителях школы, о детских и юношеских школьных движениях. История школы. «Говорящие» экспонаты: работа с дневниками, грамотами, фотографиями прошлых лет. Учителя школы – взгляд в прошлое. Ветераны педагогического труда, воспоминания и размышления. Награды и заслуги. Как мы отмечаем славные даты. Творческий поиск: результаты и перспективы. Как хранятся предметы старины, что может рассказать одежда, предметы быта, досуга. Почему важно сохранять память о прошлом.
4. Сайт «Школьный музей» - 3 часа.
Работа по созданию сайта. Публичная презентация сайта.
Список литературы:
1. В истории навсегда. В помощь организаторам школьных музеев. - М., Молодая гвардия, 2006.
2. Гиндина Н.Г., Фоломеев Б.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев. - Музеи и выставки московских школ. - М., 2000.
3. Кудрина Т.А. Музей и школа. Пособие для учителя. – М., 1985.
4. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М., 2008.
5. Поляков Т.П. Как сделать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). - РИК, М., - 1997.
6. Ресурсы Интернета.
7. Справочник по информатике для школьников. – Екатеринбург, 2003.
8. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие.- М., ЦДЮТиК, - 2002.
9. Школьный музей. Из опыта работы. Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. - М., Просвещение,
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов |
Всего | в том числе |
теория | практика |
1-2. | Введение. Инструктаж по ТБ при работе с компьютером. Что такое музей | 2 | 1 | - |
| Экскурсия в музей МБОУ «Бокситогорская гимназия» | - | 1 |
3. | Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы | 14 | 1 | - |
4. | Где и как собирать материалы для школьного музея | 1 | - |
5-7. | Изучение краеведческих и фотографических материалов, имеющихся в школе (групповая работа) | - | 3 |
8-9. | Изучение архивных документов. Работа с историческими источниками | - | 2 |
10-11. | Как оформить выставку, музейную экспозицию в электронном варианте. Создание презентаций Методы проведения экскурсий | 1 | 1 |
12-13. | Как подготовить доклад, викторину, тест, кроссворд, экскурсию | 1 | 1 |
14. | Методы проведения экскурсий | 1 | - |
15-16. | Экскурсии и викторины на сайте школьного музея | 1 | 1 |
17-20. 22 | Краеведение. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник. История школы. Создание выставки-презентации «Славные даты» | 18 | 1 1 | 1 1 |
21-22. | Директора школы. Создание выставки-презентации | 1 | 1 |
23-28. 26- | «Говорящие экспонаты». Создание выставки-презентации «Достижения школы». Учителя школы – взгляд в прошлое. Создание выставки-презентации «Педагоги-ветераны», «Учителя года», «Заслуженные учителя» | - - | 2 4 |
29. | Создание выставки-презентации «Выпускники школы» | - | 1 |
30-31. | Создание выставки-презентации «Спортсмены школы», «Отличники школы» | - | 2 |
32-34. | Создание выставки-презентации «Пионерское и комсомольское движение школы» | | 1 | 2 |
35-37 | Сайт «Школьный музей». Работа по созданию сайта. Публичная презентация сайта | 3 | - | 3 |
| Итого | 37 | 11 | 26 |
Календарно-тематический план работы кружка
на учебный год
№ | Тема | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
1-2. | Ведение. | | | | |
3. | Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы | | | | |
4. | Где и как собирать материалы для музея. | | | | |
5-7. | Изучение краеведческих и фотографических материалов, имеющихся в школе | | | | |
8-9. | Изучение архивных документов | | | | |
10-11. | Как оформить выставку, музейную экспозицию… | | | | |
12-13. | Как подготовить доклад, экскурсию | | | | |
14. | Методы проведения экскурсий | | | | |
15-16. | Экскурсии и викторины на сайте школьного музея | | | | |
17-18. | Краеведение. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник | | | | |
19-20. | История школы. Создание выставки-презентации «Славные даты» | | | | |
21-22. | Директора школы. Создание выставки-презентации | | | | |
23-24. | «Говорящие экспонаты». Создание выставки-презентации «Достижения школы» | | | | |
25-28. | Учителя школы – взгляд в прошлое. Создание выставки-презентации «Педагоги-ветераны», «Учителя года», «Заслуженные учителя» | | | | |
29. | Создание выставки-презентации «Выпускники школы» | | | | |
30-31. | Создание выставки-презентации «Спортсмены школы», «Отличники школы» | | | | |
32-34. | Создание выставки-презентации «Пионерское и комсомольское движение школы» | | | | |
35-37. | Сайт «Школьный музей». Работа по созданию сайта. Публичная презентация сайта | | | | |
Список литературы:
1. В истории навсегда. В помощь организаторам школьных музеев. - М., Молодая гвардия, 2006.
2. Гиндина Н.Г., Фоломеев Б.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев. - Музеи и выставки московских школ. - М., 2000.
3. Кудрина Т.А. Музей и школа. Пособие для учителя. – М., 1985.
4. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М., 2008.
5. Поляков Т.П. Как сделать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). - РИК, М., - 1997.
6. Ресурсы Интернета.
7. Справочник по информатике для школьников. – Екатеринбург, 2003.
8. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие.- М., ЦДЮТиК, - 2002.
9. Школьный музей. Из опыта работы. Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. - М., Просвещение,