Авторская программа кружка «Швейные секреты»
Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности школьников «Швейные секреты» реализует общекультурное направление во внеклассной деятельности. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Внеклассные занятия по данной программе, тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у них чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые изделия, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Данная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 6, 7 класса на один год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: вышивке, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Задумывая реализацию данной программы, хотелось бы со школьного возраста заложить в детях предпринимательскую жилку, привить желание трудиться с удовольствием, принося доход себе и пользу обществу. Обоснование часов в учебной программе: На изучение данного кружка отводится 68 часов. На первую четверть приходится 18 часов, на вторую – 14, на третью – 20 и на 4 четверть -16 часов.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры.
Цель программы: Формирование навыков искусства вышивки и шитья, создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о мире труда и профессий.
- формировать любовь к прекрасному.
Воспитательные:
- сформировать у обучающихся умение работать в коллективе, испытывать чувство ответственности за общее дело;
- воспитывать доброту и уважение к окружающим; - формировать активную гражданскую позицию;
- формировать уверенность в собственных силах и возможностях осуществления доступной деятельности, как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда;
Развивающие:
- развивать в детях внимательность, наблюдательность, творческое воображение, эрудицию
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать коммуникативные способности и профессиональную ориентацию,
- развивать умения планировать свою деятельность и оперативно решать поставленные задачи;
- развивать экономическое и экологическое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать.
Срок реализации программы: 1 год
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Занятия ориентированы на обучающихся 12-14 лет.
Занятия с обучающимися проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 2 часа с перерывом на отдых.
Формы занятий: Занятия будут проводится в групповой форме. Основными формами занятий будут являться теоретическая и практическая работа внеурочной деятельности.
Методы обучения
- словесные методы обучения (устное изложение, беседа),
- наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение),
- практические методы обучения,
- частично-поисковые методы обучения
- интерактивные методы обучения и усвоения знаний.
В результате обучения в кружке «Швейные секреты» учащиеся должны:
Знать:
Технологии современной вышивки и швейных технологии:
-Материаловедение. Уход за различными видами тканей;
-Конструирование и моделирование;
- Последовательность построения основы чертежа;
- Особенности моделирования;
- Технология изготовления швейных изделий;
-Правила выполнения технологических операций.
Уметь:
- Снимать мерки. Рассчитывать конструкции;
-Чистить, смазывать и регулировать бытовую швейную машину;
- Читать технологическую карту;
- Изготавливать изделие (снятие мерок, расчет конструкции, раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия, сметывание и первая примерка, исправление дефектов, технологическая обработка, оформление края отделка);
- Пользоваться вспомогательными приспособлениями.
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. | Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. | Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного материала умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. |
Тематический план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
т. | пр. |
-
| Вводное занятие | 2 | |
-
| Экскурсия в ателье | 2 | |
-
| Пошив женской блузки | 1 | 14 |
-
| Выполнение и защита творческого проекта | | 14 |
-
| Художественное моделирование поясных изделий | 2 | 2 |
-
| Пошив поясного изделия - брюк | 1 | 14 |
-
| Выполнение и защита творческого проекта | | 14 |
-
| Выставка работ учащихся | | 2 |
Итого: | 68 |
Программа кружка.
Вводное занятие.
Теоретические сведения. Содержание, задачи, организация кружка. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. История моды. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе.
Экскурсия в ателье.
Теоретические сведения. Что такое ателье? Процесс изготовления изделий в ателье. Организация рабочих мест в ателье. Выпускаемая продукция, материалы, оборудование. Знакомство с профессиями: швея-мотористка, закройщик, утюжильница.
Пошив женской блузки.
Теоретические сведения. История блузы как вида одежды. Модели блузок. Инструменты, материалы и приспособления для пошива блузы.
Практическая работа. Моделирование блузы. Технология изготовления блузы. Конструирование и техническое моделирование блузки. Заготовка мелких деталей: карман, воротник, манжеты. Построение чертежа рукава, спинки, полочки. Раскрой блузки. Обработка вытачек на спинке. Заготовка спинки (обработка вытачек). Заготовка полочки (обработка вытачек, настрочить накладные карманы). Соединение спинки и полочки по плечевым и боковым срезам. ВТО. Обработка застежки. Втачивание воротника. Заготовка рукава, соединение с манжетами. Втачивание рукава в пройму. Обработка низа изделия. Примерка. Устранение дефектов. Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц.
Выполнение и защита творческого проекта
Практическая работа. Выполнение творческого проекта по выбору учащихся (блузка с втачным рукавом, блузка с цельнокроеным рукавом, блузка с рукавами «реглан», блузка без рукавов). Выбор приспособлений и материалов.
Художественное моделирование поясных изделий.
Теоретические сведения. Классификация поясных изделий. Правила конструирования женских брюк с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Мерки для построения чертежа брюк. Правила снятия мерок. Прибавки на свободное облегание для женских поясных изделий.
Практическая работа. Снятие мерок с учетом припусков для построения чертежа. Построение выкройки женских брюк.
Пошив поясного изделия – брюк.
Теоретические сведения. История возникновения брюк. Виды брюк (классические, брюки - бананы, галифе, дудочки, чиносы, шаровары, карго, зауженные к низу, юбка – брюки).
Практическая работа. Выбор ткани. Построение чертежа выкройки. Перенос выкройки на ткань. Раскрой ткани. Обработка талевых задних и передних вытачек. ВТО. Соединение деталей. Первая примерка. Устранение дефектов. Обработка карманов. Вторая примерка. Обработка застежки. Соединение боковых и шаговых срезов. Соединение линии сидения. Обработка пояса. Окончательная ВТО.
Выполнение и защита творческого проекта
Практическая работа. Выполнение творческого проекта по выбору учащихся (юбка-брюки, классические брюки, брюки-бананы, галифе, чиносы, шаровары, карго, зауженные к низу). Выбор приспособлений и материалов.
Выставка работ учащихся.
Практическая работа. Подготовка изделия к выставке. ВТО готового изделия. Организация выставки.