Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю
директор МКОУ СОШ №2 ________________________
/Н. Т. Чаплина/
Рабочая программа спецкурса по русскому языку
«Занимательная морфология»
для учащихся 7 классов
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Т.М.Авилова
Соавторы:
учителя русского языка и литературы
С.О.Ибрагимова
Г.А.Соснова
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность работы в школе кружка «Занимательная морфология» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического и морфологического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа.
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Курс «Занимательная грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Цель спецкурса «Занимательная морфология» призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс «Занимательная морфология» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка и над своей речью;
закрепить знания о морфологических признаках слов;
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
В данной программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения в кружке содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Методы обучения:
В отборе материала к занятиям составитель и соавторы ориентировались на связи с программным материалом. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения морфологии школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки на русском языке. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий кружка.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Ожидаемые результаты
В результате изучения программы обучаемый должен знать:
морфологический разбор слов;
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи.
Список используемой литературы.
А.Т. Арсирий. М. «Просвещение» «Занимательные материалы по русскому языку»
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд.,
перераб. - М., 1982.
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных
диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения.
РЯШ. 2000. № 3.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении
русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности
учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
5