Пояснительная записка
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально- ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности- практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
Формирование опыта смыслового и эмоционально- целостного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей
Формирование понимания эмоционального и целостного смысла визуально- пространственной формы
Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности
Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в понимании красоты человека
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью анализировать и структурировать образ на основе его эмоционально- нравственной оценки
Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно- творческую деятельность, художественно- эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально - пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно- эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство» 8-9 класс создана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основана на базе «рабочих программ Изобразительное искусство, предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений» изд. 2011 года
Тема 8 класса - « Городская архитектура в жизни человека» посвящена изучению городской архитектуры и ее социальному значению в жизни человека и опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Тема 9 класса - «Архитектура и монументальные виды искусства» - является как развитием, так и расширением курса визуально - пространственных искусств.
Настоящая программа предусматривает изучение кура «Изобразительное искусство» в размере 17 часов как в 8, так и в 9 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями.
Художественно – эстетическое развитие учащегося рассматривается необходимое условие социализации личности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально – нравственный потенциал ребенка.
Связи искусства с жизнью человека, главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе учебного предмета:
Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению.
Формирование коммуникативной компетентности в общении в сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
Умение самостоятельно определять цели и ставить задачи в учебе и познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся.
Развитие визуально – пространственного мышления.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества.
Приобретение опыта работы различными художественными материалами.
Осознание значения искусства и творчества в личности.
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты 8-9 классы
Уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна, знать их начала и специфику.
Знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна.
Работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием.
Владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре.
Использовать разнообразные художественные материалы.
Содержание курса.
8 класс
Город сквозь времена и страны
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Образы материальной культуры прошлого
История архитектуры. Зарисовка храмовых ансамблей
Создание коллажа «Знаменитые города мира»
Создание проекта «Сокровища мировой архитектуры»
Город сегодня и завтра
Создание графической «визитной карточки» одной из столиц мира
Живое пространство города. Город, микрорайона, улицы
Вещь в городе и доме. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме
Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление
9 класс Синтез искусств в архитектуре
Виды монументальной живописи.
Витраж. Картины окна.
Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу.
Ордерная система. Выполнение колонн различной конфигурации.
Античность. Греческие храмы. Архитектура Средневековья. Романский и готические стили.
Художественный образ архитектуры эпохи Возрождения.
Архитектура барокко и классицизма.
Архитектура России
Тематическое планирование ИЗО 8 класс 17 часов | | |
№ п\п | Темы. Содержание | кол. часов | число | |
| Город сквозь времена и страны | 9 | | |
1 | Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 1 | | |
2 | Образы материальной культуры прошлого | 2 | | |
3 | История архитектуры. Зарисовка храмовых ансамблей | 2 | | |
4 | Создание коллажа «Знаменитые города мира» | 2 | | |
5 | Создание проекта «Сокровища мировой архитектуры» | 2 | | |
| Город сегодня и завтра | 8 | | |
6 | Пути развития современной архитектуры и дизайна | 2 | | |
7 | Создание графической «визитной карточки» одной из столиц мира | 2 | | |
8 | Живое пространство города. Город, микрорайона, улицы | 1 | | |
9 | | Вещь в городе и доме. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме | 1 | | |
10 | Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства
| 1 | | |
11 | Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление | 1 | | |
| Итого: | 17 час. | | |
Тематическое планирование ИЗО 9 класс 17 часов
№п/п | Часы | Число | Тема урока | Основные понятия | Межпредметные связи | Задание | |
-
|
1час | | Виды монументальной живописи. | Фреска, витраж, мозаика, панно | История, МХК, обществознание, литература | Подбор материала о витражах | |
-
|
2 часа | | Витраж. Картины окна. | Витраж, витражное окно | История, МХК, обществознание, литература | Подбор материала о мозаике | |
-
|
2 часа | | Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу. | Мозаика, смальта | История, МХК, обществознание, литература | Подбор репродукций с изображением интерьеров зданий | |
-
| 2 часа | | Ордерная система. Выполнение колонн различной конфигурации. | Ордер, колонна, «золотое сечение» | История, МХК, обществознание, черчение | Подбор материалов об античной архитектуре, Афинском акрополе. | |
-
| 2 час | | Античность. Греческие храмы. Архитектура Средневековья. Романский и готические стили. | Стиль, акрополь, Триумфальная арка, Пантеон, Колизей, готика, замок, собор | История, МХК, обществознание, черчение, технология | Подбор материала об эпохе Возрождения | |
-
|
1 час | | Художественный образ архитектуры эпохи Возрождения. | Ренессанс, центрический храм, купол | История, МХК, обществознание, черчение, технология | Подбор материала об архитектуре барокко и классицизма | |
-
| 1часа | | Архитектура барокко и классицизма. | Барокко, классицизм, Версаль | История, МХК, обществознание, черчение, технология | Поисковая работа «Антонио Гауди» | |
-
| 2 часа | | Архитектура 19- 20 века. | Эклектика, модерн, функционализм | История, МХК, обществознание, черчение, технология | Подбор материала об архитектуре Руси. | |
-
|
1 час | | Архитектура Руси 10 -12 век. Одноглавые храмы. | Деревянное зодчество, крестово - купольный храм, купол | История, МХК, обществознание, черчение, технология | Поисковая работа «Русские кремли» | |
-
|
1 час | | Русская архитектура 13 – 17 века. Русские кремли. | Кремль | История, МХК, обществознание, черчение, технология | Подбор материала об архитектуре Магадана | |
-
|
1 час | | Архитектура моего города | | История, МХК, обществознание, черчение, технология | Творческий проект «Мой город» | |
Итого: 17 часов