Вопрос о внеклассном чтении – один из самых важных и сложных в современном преподавании литературы в школе. От того, что и как читают наши дети, зависит многое в их нравственном, трудовом и эстетическом воспитании. Учителю необходимо также постоянно формировать читательский вкус, умение проникать в своеобразие мастерства писателя.
В связи с этим мною разработаны циклы уроков внеклассного чтения в 5-8 классах.
В программу «Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах» входят 35 уроков, которые можно разбросать по всему учебному году:
8 класс – 8 часов.
На каждом уроке внеклассного чтения решаются задачи развития речи.
№ | Название | Кол-во часов | Содержание | Цели | Развитие речи |
1 | Мой старый друг | 1 | Введение в курс уроков внеклассного чтения, обращение к сказке-мультфильму «Тайна игрушек» и к рассказу В. Драгунского «Друг детства» | Воспитание чувства долга, ответственности перед друзьями, верности и преданности им | Сочинение – миниатюра о любимых игрушках |
2 | «Он убил мою собаку» | 1 | Знакомство с произведениями о животных, чтение стихов С. Михалкова «Мой щенок», В. Инбер «Ирландский сеттер Джек», Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге», обращение к сказочной повести К. Сергиенко «До свидания, овраг» и рассказу Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» | Воспитание чувства любви к животным, ответственности перед ними, гуманности | Сочинение – миниатюра о любимом животном |
3 | Сказки детства | 1 | Обращение к сказкам, известным с раннего детства: «Репка», «Лиса и Заяц», связь идей этих сказок с современными произведениями литературы – рассказом В. Голышкина «Нир Тваз» | Воспитание добра и чувства товарищества | Устная работа – характеристика литературного героя |
4 | Старые- старые сказки | 1 | Беседа по содержанию сказок зарубежных авторов: Б. Гримм «Три пряхи», Ш. Перро «Золушка» | Воспитание честности, доброты, трудолюбия, осуждение зла, зависти и лени, выявление отличительных качеств героев | Письмо литературному герою |
5 | Золотое сердце | 1 | Сравнение героев двух сказок: Андерсена «нежная королева» и Д. Нагишкина «Айога» | Воспитание мужества, преданности, доброты, осуждение зла и эгоизма, работа над устным пересказом | Письменный развёрнутый ответ на вопрос |
6 | Что всего дороже? | 1 | Анализ сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» | Воспитание ответственности перед друзьями, чувства долга, работа по тексту, выявление своеобразия мастерства писателя | Письменный рассказ о себе |
7 | Рыжий, честный, влюблённый | 1 | Знакомство со сказочной повестью Я. Экхольма «Тутта Карлссон, Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» | Воспитание правильных отношений между мальчиками и девочками, а также честности, смелости, уважения к своим друзьям | Устная защита рисунков – портретов главных героев |
8 | «…ты сделала доброе дело!» | 1 | Знакомство с жизнью и сказочным творчеством О. Уайльда, обращение к сказке «Счастливый принц» | Воспитание доброты, мужества сердца и ума | Афоризмы о дружбе |
9 | История о мальчике- звезде | 1 | Продолжение знакомства со сказочным творчеством О. Уайльда, беседа о сказке «Мальчик-звезда» | Воспитание любви, уважения к родителям, доброты, заботы о других, осуждение зла и эгоизма | Устная сравнительная характеристика героев |
10 | История о мальчике со звезды | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством Экзюпери, анализ сказки «Маленький принц», стихов В. Берестова, А. Шлыгина о дружбе | Воспитание гуманности, бескорыстия, доброты, уважения к друзьям, умения дружить | Письмо писателю |
11 | Прощание с Тридесятым царством | 1 | Подведение итогов цикла уроков внеклассного чтения | Обобщение полученных сведений о сказках, сказочных героях, писателях-сказочниках | Краткий пересказ самостоятельно прочитанной сказки |
№ | Название | Кол-во часов | Содержание | Цели | Развитие речи |
1 | «Вождь краснокожих» | 1 | Введение в курс уроков внеклассного чтения, знакомство с жанром приключенческой литературы, обсуждение рассказа О. Генри «Вождь краснокожих» | Воспитание интереса к авантюрной литературе | Устный пересказ от лица одного из персонажей |
2 | Этот удивительный первобытный мир | 1 | Беседа по повести Д. Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», знакомство с природой, бытом и обычаями первобытного человека | Воспитание мужества, отваги, выносливости, преданности | Выступления воображаемых представителей разных профессий: археолога, этнографа, оружейного, модельера, кулинара, зоолога |
3 | О славных морских подвигах | 1 | Обращение к стихотворению Н. Гумилёва «Капитан» и повести А. С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», знакомство с новыми географическими и морскими понятиями | Воспитание мужества, находчивости и смелости | Устная защита работ портретистов, пейзажистов, географов, картографов |
4 | «На графских развалинах» | 1 | Обращение к теме: «Подвиг и подросток», знакомство с повестью А. Гайдара «На графских развалинах» | Воспитание чувства товарищества, смелости, решительности | Подробный пересказ произведения |
5 | Удивительные приключения мореплавателя Гулливера | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством Д. Свифта и его романом «Путешествие Гулливера», ознакомление с понятием «сатира», нахождение в романе сатиры на современное автору общество | Воспитание уважения и любви к представителям разных народов, осуждение лицемерия, своекорыстия | Устное художественное описание литературных героев |
6 | «Мы с тобой одной крови…» | 1 | Беседа по повести Р. Киплинга «Маугли», анализ прекрасных человеческих качеств, воспетых в этой сказке | Воспитание отваги, мужества, мудрости, осуждение трусости и зла | Рассказ о не описанных в книге приключениях героя |
7 | «Принц и нищий» | 1 | Знакомство с Англией середины XVI, беседа по повести М. Твена «Принц и нищий» | Воспитание честности, справедливости, благородства, чувства достоинства, гуманности | Доклады «историков», «библиографов», «архитекторов» |
8 | Подведём итоги… | 1 | Подведение итогов изучения произведений приключенческой литературы | Привитие интереса к чтению | Краткий пересказ самостоятельно прочитанного произведения этого жанра |
№ | Название | Кол-во часов | Содержание | Цели | Развитие речи |
1 | «…что есть красота…» | 1 | Беседа по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу», выявление связи этого произведения со стихотворением Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» | Воспитание умения видеть подлинную красоту в человеке | Письменный ответ на вопрос |
2 | Расскажи нам о книге | 2 | Знакомство с «подростковыми» произведениями Ю. Яковлева, самостоятельно прочитанными учащимися | Воспитание чувства ответственности, честности и добра | Краткий пересказ произведения |
3 | «Безумная Евдокия» | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством А. Алексина, беседа по рассказу «Безумная Евдокия» | Осуждение эгоизма, равнодушия к людям, безразличия к окружающему миру | Сочинение-рассуждение малой формы |
4 | «Как хорошо, что мы люди!» | 1 | Знакомство с творчеством В. Медведева, беседа по повести «Баранкин, будь человеком!», выявление связи этого произведения со стихотворением В. Брюсова «Хвала Человеку» | Воспитание чувства собственного достоинства, гордости, долга и ответственности перед обществом | Написание хвалебного слова Человеку |
5 | «Любовью дорожить умейте» | 1 | Беседа по произведению Р. Фраермана «Повесть о первой любви, или Дикая собака динго», выявление связи этого произведения со стихами русских поэтов о любви | Воспитание чувства верности, внимания к окружающим людям, преданности друзьям | Выразительное чтение наизусть стихотворений о любви |
6 | Книги о школе | 2 | Урок-конференция, знакомство с произведениями о школе, самостоятельно прочитанными учащимися, подведение итогов цикла уроков внеклассного чтения | Привитие интереса к чтению | Устное сочинение-откровение |
№ | Название | Кол-во часов | Содержание | Цели | Развитие речи |
1 | «Все вещи мира» | 1 | Введение в курс уроков внеклассного чтения в 8 классе, знакомство с жанром фантастической литературы, беседа по рассказу И. Пидоренко «Все вещи мира» | Воспитание стремления к духовному развитию человека, осуждение фетишизма | Устный развёрнутый ответ на вопрос |
2 | Вглядываясь в будущее | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством Г. Уэллса, ознакомление с понятием «научная фантастика», беседа по романам: «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Остров доктора Моро», «Пища богов», «Облик грядущего», обсуждение научных предвидений писателя | Воспитание гуманизма, толерантности, внимательного отношения к миру и человеку, осуждение силы разрушения, чёрствости души, равнодушия и эгоизма | Выразительный пересказ понравившегося эпизода |
3 | Фантастика А. Беляева | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством А. Беляева, беседа по романам: «Продавец воздуха», Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Над бездной», «Остров погибших кораблей» | Воспитание стремления к научному поиску, желания изучать тот реальный мир, который окружает человека | Сочинение-эссе |
4 | Братья Стругацкие | 1 | Знакомство с научно-фантастическими произведениями братьев Стругацких: «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Отель «У погибшего альпиниста», «Ночь в пустыне», выявление своеобразия фантастики Стругацких | Воспитание решительности, человечности, ответственности перед планетой, правильного отношения к научному поимку, прогрессу, опасным экспериментам | Краткий пересказ произведения |
5 | Фантастика Г. Адамова и И. Ефремова | 1 | Знакомство с творчеством Г. Адамова и И. Ефремова, беседа по научно-фантастическим романам: «Изгнание владыки», «Победители недр», «Тайна двух океанов» (Г. Адамова), «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», «На краю Ойкумены» | Воспитание интереса к изучению родной планеты, космоса | Устное выступление воображаемых «астронавта», «геолога», «астронома», «географа» |
6 | Уроки фантастики в моей памяти | 1 | Урок-конференция, подведение итогов циклу уроков внеклассного чтения в 8 классе, презентация фантастических произведений, самостоятельно прочитанных учащимися | Воспитание интереса к чтению | Итоговое сочинение |
- соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературе.
- пересказывать устно и письменно: подробно, выборочно, сжато, с изменением лица рассказчика;
- давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения;
- выразительно читать художественные тексты.