СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о внклассном чтении - один из самых важных и сложных в преподавании литературы в школе. Учителю необходимо постоянно работать над формированием этетического вкуса ученика, учить его проникать в своебразие мастерства писателя, а также прививать любовь к чтению.

Для решения этих проблем мною разработаны циклы уроков внеклассного чтения в 5-8 классах. Цель предлагаемой программы - формирование заинтересованного и  думающего читателя художественной литературы.

В программу входят 35 уроков, которые можно разбросать по всему учебному году. На каждом уроке решаются задачи развития речи.

Данная разработка может быть интересна любому учителю литературы, работающему в среднем звене.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах"»



Авторская программа «Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах»

Составитель – учитель русского языка и литературы Бестаева Н. Я.



Пояснительная записка


Вопрос о внеклассном чтении – один из самых важных и сложных в современном преподавании литературы в школе. От того, что и как читают наши дети, зависит многое в их нравственном, трудовом и эстетическом воспитании. Учителю необходимо также постоянно формировать читательский вкус, умение проникать в своеобразие мастерства писателя.

В связи с этим мною разработаны циклы уроков внеклассного чтения в 5-8 классах.


Цель предполагаемой программы – формирование думающего читателя художественной литературы.


Идеи программы:

  1. литература должна воспитывать юного читателя интеллигентным, знающим человеком, развивать в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни;

  2. чтение должно стать потребностью каждого ученика;

  3. в каждой книге ребёнок должен видеть её эстетическую ценность, нравственную значимость, гуманистический пафос.

В программу «Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах» входят 35 уроков, которые можно разбросать по всему учебному году:

5 класс – 11 часов,

6 класс – 8 часов,

7 класс – 8 часов,

8 класс – 8 часов.

На каждом уроке внеклассного чтения решаются задачи развития речи.







Программа

«Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах»

5 класс (11 часов)

В стране сказок


Название

Кол-во часов

Содержание

Цели

Развитие речи

1

Мой старый друг

1

Введение в курс уроков внеклассного чтения, обращение к сказке-мультфильму «Тайна игрушек» и к рассказу В. Драгунского «Друг детства»

Воспитание чувства долга, ответственности перед друзьями, верности и преданности им

Сочинение – миниатюра о любимых игрушках

2

«Он убил мою собаку»

1

Знакомство с произведениями о животных, чтение стихов С. Михалкова «Мой щенок», В. Инбер «Ирландский сеттер Джек», Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге», обращение к сказочной повести К. Сергиенко «До свидания, овраг» и рассказу Ю. Яковлева «Он убил мою собаку»

Воспитание чувства любви к животным, ответственности перед ними, гуманности

Сочинение – миниатюра о любимом животном

3

Сказки детства

1

Обращение к сказкам, известным с раннего детства: «Репка», «Лиса и Заяц», связь идей этих сказок с современными произведениями литературы – рассказом В. Голышкина «Нир Тваз»

Воспитание добра и чувства товарищества

Устная работа – характеристика литературного героя

4

Старые- старые сказки

1

Беседа по содержанию сказок зарубежных авторов: Б. Гримм «Три пряхи», Ш. Перро «Золушка»

Воспитание честности, доброты, трудолюбия, осуждение зла, зависти и лени, выявление отличительных качеств героев

Письмо литературному герою

5

Золотое сердце

1

Сравнение героев двух сказок: Андерсена «нежная королева» и Д. Нагишкина «Айога»

Воспитание мужества, преданности, доброты, осуждение зла и эгоизма, работа над устным пересказом

Письменный развёрнутый ответ на вопрос

6

Что всего дороже?

1

Анализ сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»

Воспитание ответственности перед друзьями, чувства долга, работа по тексту, выявление своеобразия мастерства писателя

Письменный рассказ о себе

7

Рыжий, честный, влюблённый

1

Знакомство со сказочной повестью Я. Экхольма «Тутта Карлссон, Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»

Воспитание правильных отношений между мальчиками и девочками, а также честности, смелости, уважения к своим друзьям

Устная защита рисунков – портретов главных героев

8

«…ты сделала доброе дело!»

1

Знакомство с жизнью и сказочным творчеством О. Уайльда, обращение к сказке «Счастливый принц»

Воспитание доброты, мужества сердца и ума

Афоризмы о дружбе

9

История о мальчике- звезде

1

Продолжение знакомства со сказочным творчеством О. Уайльда, беседа о сказке «Мальчик-звезда»

Воспитание любви, уважения к родителям, доброты, заботы о других, осуждение зла и эгоизма

Устная сравнительная характеристика героев

10

История о мальчике со звезды

1

Знакомство с жизнью и творчеством Экзюпери, анализ сказки «Маленький принц», стихов В. Берестова, А. Шлыгина о дружбе

Воспитание гуманности, бескорыстия, доброты, уважения к друзьям, умения дружить

Письмо писателю

11

Прощание с Тридесятым царством

1

Подведение итогов цикла уроков внеклассного чтения

Обобщение полученных сведений о сказках, сказочных героях, писателях-сказочниках

Краткий пересказ самостоятельно прочитанной сказки


6 класс (8 часов)

Литература приключений


Название

Кол-во часов

Содержание

Цели

Развитие речи

1

«Вождь краснокожих»

1

Введение в курс уроков внеклассного чтения, знакомство с жанром приключенческой литературы, обсуждение рассказа О. Генри «Вождь краснокожих»

Воспитание интереса к авантюрной литературе

Устный пересказ от лица одного из персонажей

2

Этот удивительный первобытный мир

1

Беседа по повести Д. Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», знакомство с природой, бытом и обычаями первобытного человека

Воспитание мужества, отваги, выносливости, преданности

Выступления воображаемых представителей разных профессий: археолога, этнографа, оружейного, модельера, кулинара, зоолога

3

О славных морских подвигах

1

Обращение к стихотворению Н. Гумилёва «Капитан» и повести А. С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», знакомство с новыми географическими и морскими понятиями

Воспитание мужества, находчивости и смелости

Устная защита работ портретистов, пейзажистов, географов, картографов

4

«На графских развалинах»

1

Обращение к теме: «Подвиг и подросток», знакомство с повестью А. Гайдара «На графских развалинах»

Воспитание чувства товарищества, смелости, решительности

Подробный пересказ произведения

5

Удивительные приключения мореплавателя Гулливера

1

Знакомство с жизнью и творчеством Д. Свифта и его романом «Путешествие Гулливера», ознакомление с понятием «сатира», нахождение в романе сатиры на современное автору общество

Воспитание уважения и любви к представителям разных народов, осуждение лицемерия, своекорыстия

Устное художественное описание литературных героев

6

«Мы с тобой одной крови…»

1

Беседа по повести Р. Киплинга «Маугли», анализ прекрасных человеческих качеств, воспетых в этой сказке

Воспитание отваги, мужества, мудрости, осуждение трусости и зла

Рассказ о не описанных в книге приключениях героя

7

«Принц и нищий»

1

Знакомство с Англией середины XVI, беседа по повести М. Твена «Принц и нищий»

Воспитание честности, справедливости, благородства, чувства достоинства, гуманности

Доклады «историков», «библиографов», «архитекторов»

8

Подведём итоги…

1

Подведение итогов изучения произведений приключенческой литературы

Привитие интереса к чтению

Краткий пересказ самостоятельно прочитанного произведения этого жанра


7 класс (8 уроков)

Книги о школе


Название

Кол-во часов

Содержание

Цели

Развитие речи

1

«…что есть красота…»

1

Беседа по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу», выявление связи этого произведения со стихотворением Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Воспитание умения видеть подлинную красоту в человеке

Письменный ответ на вопрос

2

Расскажи нам о книге

2

Знакомство с «подростковыми» произведениями Ю. Яковлева, самостоятельно прочитанными учащимися

Воспитание чувства ответственности, честности и добра

Краткий пересказ произведения

3

«Безумная Евдокия»

1

Знакомство с жизнью и творчеством А. Алексина, беседа по рассказу «Безумная Евдокия»

Осуждение эгоизма, равнодушия к людям, безразличия к окружающему миру

Сочинение-рассуждение малой формы

4

«Как хорошо, что мы люди!»

1

Знакомство с творчеством В. Медведева, беседа по повести «Баранкин, будь человеком!», выявление связи этого произведения со стихотворением В. Брюсова «Хвала Человеку»

Воспитание чувства собственного достоинства, гордости, долга и ответственности перед обществом

Написание хвалебного слова Человеку

5

«Любовью дорожить умейте»

1

Беседа по произведению Р. Фраермана «Повесть о первой любви, или Дикая собака динго», выявление связи этого произведения со стихами русских поэтов о любви

Воспитание чувства верности, внимания к окружающим людям, преданности друзьям

Выразительное чтение наизусть стихотворений о любви

6

Книги о школе

2

Урок-конференция, знакомство с произведениями о школе, самостоятельно прочитанными учащимися, подведение итогов цикла уроков внеклассного чтения

Привитие интереса к чтению

Устное сочинение-откровение


8 класс (8 уроков)

Эта удивительная фантастика


Название

Кол-во часов

Содержание

Цели

Развитие речи

1

«Все вещи мира»

1

Введение в курс уроков внеклассного чтения в 8 классе, знакомство с жанром фантастической литературы, беседа по рассказу И. Пидоренко «Все вещи мира»

Воспитание стремления к духовному развитию человека, осуждение фетишизма

Устный развёрнутый ответ на вопрос

2

Вглядываясь в будущее

2

Знакомство с жизнью и творчеством Г. Уэллса, ознакомление с понятием «научная фантастика», беседа по романам: «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Остров доктора Моро», «Пища богов», «Облик грядущего», обсуждение научных предвидений писателя

Воспитание гуманизма, толерантности, внимательного отношения к миру и человеку, осуждение силы разрушения, чёрствости души, равнодушия и эгоизма

Выразительный пересказ понравившегося эпизода

3

Фантастика А. Беляева

2

Знакомство с жизнью и творчеством А. Беляева, беседа по романам: «Продавец воздуха», Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Над бездной», «Остров погибших кораблей»

Воспитание стремления к научному поиску, желания изучать тот реальный мир, который окружает человека

Сочинение-эссе

4

Братья Стругацкие

1

Знакомство с научно-фантастическими произведениями братьев Стругацких: «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Отель «У погибшего альпиниста», «Ночь в пустыне», выявление своеобразия фантастики Стругацких

Воспитание решительности, человечности, ответственности перед планетой, правильного отношения к научному поимку, прогрессу, опасным экспериментам

Краткий пересказ произведения

5

Фантастика Г. Адамова и И. Ефремова

1

Знакомство с творчеством Г. Адамова и И. Ефремова, беседа по научно-фантастическим романам: «Изгнание владыки», «Победители недр», «Тайна двух океанов» (Г. Адамова), «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», «На краю Ойкумены»

Воспитание интереса к изучению родной планеты, космоса

Устное выступление воображаемых «астронавта», «геолога», «астронома», «географа»

6

Уроки фантастики в моей памяти

1

Урок-конференция, подведение итогов циклу уроков внеклассного чтения в 8 классе, презентация фантастических произведений, самостоятельно прочитанных учащимися

Воспитание интереса к чтению

Итоговое сочинение


Требования к знаниям учащихся, изучающих курс «Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах»

Учащиеся должны знать:

- биографические сведения о наиболее известных писателях;

- сведения о родах и жанрах литературы;

- литературные понятия: тема, идея, сюжет и композиция произведения;

- особенности характера литературного героя;

- изобразительно-выразительные средства языка;

- соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературе.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать художественное произведение;

- пересказывать устно и письменно: подробно, выборочно, сжато, с изменением лица рассказчика;

- давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения;

- писать сочинения разных форм;

- выразительно читать художественные тексты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!