АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«ФИЗИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Составитель
Садриева Рима Сабировна,
учитель физики,
зам директора по УВР,
высшая квалификационная категория
Содержание программы
Паспорт программы
Актуальность программы
Литература для учащихся
Литература для учителя
Электронные образовательные ресурсы.
Технические средства обучения
Рабочая программа
I. Паспорт программы
Наименование программы | Физика для младших школьникова |
Основания для разработки программы | Программа разработана на основе - примерной программы по внеурочной деятельности Федерального образовательного стандарта начального общего образования - авторской программы основного общего образования «Естествознание 5-6 классы» авторы: А.Е. Гуревич, Л.С. Понтак ; (Москва «Дрофа», 2012, 96с.) |
Заказчик программы | Учредитель, родители |
Разработчик программы | Учитель физики Садриева Р.С. |
Основные исполнители программы | учащиеся 9 - 10 лет |
Сроки реализации программы | 1 год |
Цель программы | - Развитие исследовательских способностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе. - развитие и поддержка познавательной активности ребенка, - формирование навыков исследовательской деятельности и системного мышления |
Задачи | развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне; приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем. |
Основные направления программы |
Общеинтеллектуальное |
Форма занятий | беседы, наблюдения, измерения, проведение лабораторных работ и опытов , игровые занятия, работа с научно-популярной и справочной литературой, цифровыми образовательными ресурсами |
Методы обучения | являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся: | индивидуальные, групповые. |
2. Актуальность, обоснование программы.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. При использовании цифрового электронного оборудования формируется исследовательская компетенция младших школьников, повышается уровень мотивации обучающихся к исследовательской деятельности, к познанию окружающей действительности.
Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.
Проводя исследования, учащиеся формулируют вопросы и ищут ответы на них, собирают и интерпретируют данные, систематизируют их, формируя собственные познания, а также проверяя их достоверность. Учащиеся выдвигают гипотезы, применяют логическое и критическое мышление, принимают во внимание альтернативные объяснения явлений. Таким образом, они активно развивают свое понимание науки, комбинируя научные познания со своими рассуждениями и навыками мышления. Наблюдая за графиком изменения данных в реальном времени в процессе эксперимента, учащиеся могут сопоставить эти изменения с наблюдаемым процессом. Это ведет к возникновению у них вопросов о ходе эксперимента и анализу его результатов. Знание того, что аналогичные методы исследований используются учеными, значительно повышает мотивацию и понимание учащихся. При использовании электронных датчиков и устройств анализа учащиеся:
- наблюдают за явлениями, происходящими очень быстро, либо протекают в течение длительного периода времени, а также, которые нельзя увидеть невооруженным глазом;
- проводят измерения с помощью оборудования, которое можно многократно использовать повторно;
- снимают, отображают графически и анализируют данные, максимально эффективно используя время;
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ.
При решении экспериментальных задач и постановке лабораторных работ, опытов у ребят есть широкий выбор видов деятельности: работа в группах, в парах, индивидуально.
На занятиях используется личностно-ориентированный подход, методы активного обучения, такие как беседа, разрешение проблемной ситуации, экспериментальное моделирование, метод проектов, индивидуальная работа.
3. Литература для учащихся:
1.Блудов М.И. «Беседы по физике» -М.; Просвещение,1984 г.-ч.1,1985 г.- ч.2.
2.Гальперштейн Л.Я., Здравствуй физика – М., Детская литература, 1973 г.
3.Енохович А.С., Справочник по физике и технике – М., Просвещение,1988 г.
4.Кириллова И.Г., Книга для чтения по физике, 6-7 класс – М., Просвещение, 1986 г.
5.Покровский С.Ф., Наблюдай и исследуй сам. – М., Просвещение,1985
6.Романовский В.С., С метром по векам. – М., Детская литература, 1985 г.
7.Энциклопедический словарь юного физика – М., Педагогика, 1984 г.
8. Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.
9. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002
10. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. – М.: Омега, 1994 г.
Литература для учителя:
1.Буров В.А. и др., Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 кл. – М., Просвещение, 1981 г.
2.Гусев В.А., Иванов А.Н., Шебалин О.Д., Изучение физических величин на уроках математики и физики в школе – М., Просвещение, 1981 г.
3.Демкович В.П., Прайсман Н.Я., Приближенные вычисления в школьном курсе физики – М., Просвещение, 1983 г.
4.Демкович В.П., Измерения в курсе физики средней школы – М., Просвещение, 1980 г.
5.Стоцкий Л.Г., Физические величины и их единицы, справочник – М., Просвещение, 1984 г.
Электронные образовательные ресурсы.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30
Открытая физика http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm
Газета «1 сентября»: материалы по физике
http://1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
Физика.ru
http://www.fizika.ru
КМ-школа
http://www.km-school.ru/
Электронный учебник
http://www.physbook.ru/
Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов
http://bookfi.org/
Технические средства обучения.
Интерактивная доска STAR BOARD-HITACHI
Мультимедийный проектор
ПК учителя
Принтер HPLazerJetP110
Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«ЮНЫЙ ФИЗИК»
Раздел 1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к учебно-исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа учебно-исследовательской деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-ориентация на понимание причин успеха в учебно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, наанализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии сисследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Физические явления в природе. (2ч)
Физика как наука и ее значение. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Многообразие явлений природы.
Понятие «температура». (7ч)
Приборы для измерения температуры тела, воды, воздуха. Закономерность изменения температуры в разные времена года. Агрегатные состояния воды. Круговорот воды в природе. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра и цифровых технологий. Превращения воды. Круговорот воды в природе.
Звук. (6ч)
Звук как физическое явление. Распространение звука в различной среде. Эхо. Громкость звука. Скорость звука. Измерение громкости звука с помощью цифровых технологий. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Колебания – необходимые условия возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.
Влажность воздуха. (4ч)
Сухой и влажный климат на планете. Значение влажности воздуха для растений и человека. Растения и влажность воздуха. Измерение влажности воздуха с помощью цифровых технологий.
Давление воздуха. (3ч)
Приборы для измерения давления окружающей среды и у человека. Измерение давления с помощью цифровых технологий.
Свет ( 10Ч)
как физическое явление. Значение света в природе и жизни человека. Солнце как источник света и тепла. Смена дня и ночи. Освещенность. Значение освещенности помещения для зрения человека. Измерение количества света и освещенности с помощью цифровых технологий.
Проект.(3ч)
Подбор информации для проекта. Оформление и презентация проекта.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Физика в нашей жизни. | 1 |
3 | Температура. Приборы для измерения температуры | 1 |
4 | Измерение температуры воды. Лабораторная работа. | 1 |
5 | Изменение температуры воздуха в разные времена года. | 1 |
6 | Измерение температуры воздуха. Лабораторная работа | 1 |
7 | Превращения воды. | 1 |
8 | Круговорот воды в природе. | 1 |
9 | Измерение температуры воды со льдом. Лабораторная работа. | 1 |
10 | Звук. Распространение звука в среде. | 1 |
11 | Почему слышится эхо? | 1 |
12 | Измерение громкости звука. Лабораторная работа. | 1 |
13 | Зависимость громкости звука от расстояния. Лабораторная работа. | 1 |
14 | Скорость звука. | 1 |
15 | Как распространяется звук? Лабораторная работа. | |
16 | Влажность воздуха. | 1 |
17 | Измерение относительной влажности. Лабораторная работа. | 1 |
18 | Растения и влажность воздуха. | 1 |
19 | Растения и влажность воздуха. Лабораторная работа. | 1 |
20 | Давление. Приборы для измерения давления. | 1 |
21 | Измерение атмосферного давления. | 1 |
22 | Измерение атмосферного давления. Лабораторная работа. | 1 |
23 | Свет и его значение в природе. | 1 |
24 | Свет как физическое явление. | 1 |
25 | Почему радуга разноцветная? | |
26 | Измерение уровня освещенности. Лабораторная работа. | 1 |
27 | Измерение освещенности класса. Лабораторная работа. | 1 |
28 | Солнце как источник света и тепла. | 1 |
29 | Распределение света по поверхности Земли. | 1 |
30 | Солнце и Земля. Смена дня и ночи. | 1 |
31 | Сколько света каждая планета получает от солнца? Лабораторная работа. | 1 |
32 | Солнечный свет и одежда. Лабораторная работа. | 1 |
33 | Проект «Физика вокруг нас» | 1 |
34-35 | Презентация проектов. Подведение итогов за год. | 2 |
18