СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа внеурочной деятельности "Культура уроальского села"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учителей начальных классов, учителей художественных дисциплин, руководителей музеев.

Уникальность программы состоит в ее доступности и открытости. Поэтому приобщить детей в процессе внеурочной деятельности к народной культуре представляется возможным в процессе усвоения содержания, включающего различные активные виды деятельности.

Природа Среднего Урала живописна необычайно. Своим размахом и красотой она побуждает народ к творчеству. Поэтому в уральском краю так много сёл, где сохранились древние традиционные народные ремесла и народные мастера, чьи творения достойны изучения и подражания.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа внеурочной деятельности "Культура уроальского села"»

Авторская программа внеурочной деятельности

"Народная культура уральского сёла"





Автор – Антропова Надежда Петровна,

учитель мировой художественной культуры

высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 16

Артемовского городского округа.

Адрес школы –Артемовский р-н,

п. Сосновый Бор, ул. Черемушки -5



Тел-8-343-63-45310,

8-909-0060690



Перечень материалов:

  1. Заявка

  2. Программа внеурочной деятельности

  3. Приложения















ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

IПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

II. ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ш. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира. Огромное значение в условиях внеурочной деятельности играет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и выступает в виде творческого поиска.

Народная культура, в принципе, является средоточием традиционной системы ценностей. Ценность народного искусства, функционирующая как духовная реальность, обеспечивает целостность национальной художественной культуры.

Основной идеей народного творчества выступают гармония человека и природы, сакрализация опыта предков и традиции.

Уникальность ее состоит в ее доступности и открытости.Поэтому приобщить детей в процессе внеурочной деятельности к народной культуре представляется вполне возможным.

Природа Среднего Урала живописна необычайно. Своим размахом и красотой она побуждает народ к творчеству. Поэтому в уральском краю так много сёл, где сохранились древние традиционные народные ремесла и народные мастера, чьи творения достойны изучения и подражания.

Программа актуальна, так как дети получат интересную информацию о различных промыслах не на словах, а в процессе очных и заочных экскурсий и смогут попробовать свои силы в изобразительном искусстве, при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники, стать экспонатами школьного музея.

Кроме того, школьникам, проживающим в селе наиболее доступны для посещения ближайшие села. Привлекательна программа будет и для городских школьников, потому что они очень мало знают культуру села.

Программа перспективна. Изучение народной культуры села можно успешно продолжать, включая новые блоки: народный фольклор, лозоплетение…

Цель программы– духовное обогащение ребенка, развитие фантазии и творческих способностей, его духовно – нравственное развитие.

Нормативные основания для составления программы заключены в«Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России».

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка.В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, наблюдения произведений искусства вближайшем для ребенка окружающем мире. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к творчеству должно служить источником развития.

I.ПРИНЦИПЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные принципы деятельности:

Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.

Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.

Возможность творческого самовыражения –трансляция системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.

Доступность, а именно: доступность материала для наблюдений, для понимания и освоения ребенком.

Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Возраст детейот 8 до 11 лет, так как маленькие дети трудно переносят частые путешествия и экскурсии, которые так необходимы при реализации программы.

Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, на партнерство с окрестными музеями.

Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты:

  •  сформированность первоначальных представлений о роли искусства в духовно-нравственном развитии уральцев;

  • сформированность основ художественной культуры на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

  • Сроки реализации программы - 1 год.

II. ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формы и методы организации и проведения занятий

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления деятельности:

  • Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

  • Познавательно-проектная деятельность;

  • Экспедиционно-музейная деятельность;

  • Художественно-творческая деятельность.

Формы организации деятельности детей на практическом занятии:

  1. индивидуальная

  2. индивидуально-групповая

  3. в группах

Формы подведения итогов –реконструкция этнокультурных явлений народного искусства (ярмарки, мастерские, традиционные праздники), оформление выставок, фотоотчеты, создание проектов.







































Ш. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

В теоретической и практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры, доступные для исследования в уральском селе:

  • Деревенская архитектура и деревенский дом в уральских традициях (например: село Арамашево, Коптелово, Нижняя Снячиха)

  • Народная кукла – оберег и воспитатель (например: село Мироново, поселок Сосновый Бор Артемовскогор-на)

  • Национальные особенности народного костюма уральского села.

  • «Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы, домовая роспись и т.д.».(Историко-краеведческий музей г. Артемовский, села Артемовского г.о.)

  • Резьба и выжигание по дереву. (экспонаты школьного музея)

  • Искусство уральских гончаров (Нижние Таволги. Невьянск).

  • Русские валенки. (село Арамашево Сухой Лог…),

  • Традиционные праздники (село Мироново…).

Материальное обеспечение программы:

Компьютер, проектор, фотоаппарат, принтер, краски, карандаши, глина, пластилин, дерево…

Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса), индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка

Учебно-тематический план.

Виды и направления деятельности

Содержание, темы

Количество часов

1.

Деревенская архитектура и деревенский дом в уральских традициях

1. Деревенский дом, его архитектурные особенности (экскурсия по селу)

2.Изучение традиций постройки дома

3. Деревянное зодчество моего села, города, края.

4.Игровая программа «Во влазины идешь, хоть иголку да несешь»(новоселье в традициях уральского села)

2.

Народная игрушка – оберег и воспитатель

1.Изучение традиций изготовления кукол (экскурсия в музей)

2.Изготовление кукол-подорожниц, кукол-зернушек…)

4ч.

3.

Национальные особенности народного костюма уральского села.

1.Знакомство с национальным составом уральских сел

2.Рисование и вышивание узоров в национальных традициях.

4.

«Народные художественные росписи:

1. Народные мастера моего села, города, края.

2. Мой школьный историко-этнографический музей.

3. Роспись по дереву в традициях уральских мастеров


5

Резьба и выжигание по дереву.

1.Посещение выставок, просмотр фотографий по теме, встреча с мастерами

2. Изучение приемов выжигания и резьбы.

3. Выполнение простейших приемов выжигания по дереву.

6

Искусство уральских гончаров

1.знакомство с процессом изготовления гончарных изделий. Экскурсия в Нижние Таволги или в музей

2.Лепка из пластилина или глины и оформление изделий

7

Русские валенки.

1.Экскурсия в пимокатную мастерскую или встреча с мастерами

2.Украшение валенок из бумаги орнаментом разными способами

3.Украшение детских валенок вышивкой или вышивка пометки на валенке в виде узора

8

Традиционные праздники.

1.Посещение музеев, праздников

2.организация народных игр и праздников в народных традициях

9

Исследовательская деятельность

1.Выбор темы для исследования

2.Создание индивидуальных и коллективных проектов по выбранной теме

3.Защита проектов перед участниками группы и родителями


Итого часов:


34ч







Методическое обеспечение программы:

  1. Бобрихин А.А., Коновалова О.Д. и др. Народное искусство Урала. Традиционный костюм Екатеринбург: «Издательство «Баско»2006

  2. Боровкова А. В. Радостное творчество: [карта промыслов и ремесел Сысертского района Свердловской области] // Деревня - родина нашего детства. - Екатеринбург, 2002

  3. Назаров А. Г. Народные промыслы Каменного пояса. - Реж : Лазурь, 2011.

  4. Крживицкая Э. «Художественная культура Урала»Екатеринбург.Сократ.2003

  5. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. – Екатеринбург, Дом учителя, 1999.

  6. «Школа рисования для начинающих. Рисуем орнаменты» Издательство «Оникс», 2006.

  7. Бобрихин А.А. и др. Народные ремесла на Урале.Электронное приложение к УМК «Урал. Человек. Истоки»

  8. Бобрихин А.А. и др. Народные праздники на Урале.Электронное пособие (DVD)

  9. И Мурзина, А. Мурзин «Художественная культура Урала» Электронное учебное пособие. DVD

  10. elar.urfu.ru›bitstream/10995/1030/1/umk_2005,

  11. zema.su›blog/kak…valenki-v-g…sverdlovskoi-oblasti

  12. aramashevo-muzey.ru

  13. muzeimirona.ru

  14. tavolgatur.ru

Приложения.

Арамашево. Праздник  Русского Валенка в Арамашево 6 января 2015г. в 13.00     В программе: · Деревенская ярмарка ·  Выступление фольклорных коллективов ·  Зимние игры и забавы · Мастер-класс по валянию      сувенирного валенка   



Село МироновоОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ





Нижние Таволги. Невьянск.

Сухой Лог. Пимокатная мастерская.









8