Авторская программа внеурочной деятельности
"Народная культура уральского сёла"
Автор – Антропова Надежда Петровна,
учитель мировой художественной культуры
высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
Артемовского городского округа.
Адрес школы –Артемовский р-н,
п. Сосновый Бор, ул. Черемушки -5
Тел-8-343-63-45310,
8-909-0060690
Перечень материалов:
Заявка
Программа внеурочной деятельности
Приложения
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
IПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
II. ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ш. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение
Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира. Огромное значение в условиях внеурочной деятельности играет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и выступает в виде творческого поиска.
Народная культура, в принципе, является средоточием традиционной системы ценностей. Ценность народного искусства, функционирующая как духовная реальность, обеспечивает целостность национальной художественной культуры.
Основной идеей народного творчества выступают гармония человека и природы, сакрализация опыта предков и традиции.
Уникальность ее состоит в ее доступности и открытости.Поэтому приобщить детей в процессе внеурочной деятельности к народной культуре представляется вполне возможным.
Природа Среднего Урала живописна необычайно. Своим размахом и красотой она побуждает народ к творчеству. Поэтому в уральском краю так много сёл, где сохранились древние традиционные народные ремесла и народные мастера, чьи творения достойны изучения и подражания.
Программа актуальна, так как дети получат интересную информацию о различных промыслах не на словах, а в процессе очных и заочных экскурсий и смогут попробовать свои силы в изобразительном искусстве, при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники, стать экспонатами школьного музея.
Кроме того, школьникам, проживающим в селе наиболее доступны для посещения ближайшие села. Привлекательна программа будет и для городских школьников, потому что они очень мало знают культуру села.
Программа перспективна. Изучение народной культуры села можно успешно продолжать, включая новые блоки: народный фольклор, лозоплетение…
Цель программы– духовное обогащение ребенка, развитие фантазии и творческих способностей, его духовно – нравственное развитие.
Нормативные основания для составления программы заключены в«Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России».
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка.В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, наблюдения произведений искусства вближайшем для ребенка окружающем мире. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к творчеству должно служить источником развития.
I.ПРИНЦИПЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные принципы деятельности:
Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.
Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.
Возможность творческого самовыражения –трансляция системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.
Доступность, а именно: доступность материала для наблюдений, для понимания и освоения ребенком.
Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.
Возраст детейот 8 до 11 лет, так как маленькие дети трудно переносят частые путешествия и экскурсии, которые так необходимы при реализации программы.
Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, на партнерство с окрестными музеями.
Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.
Планируемые результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли искусства в духовно-нравственном развитии уральцев;
сформированность основ художественной культуры на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Сроки реализации программы - 1 год.
II. ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Формы и методы организации и проведения занятий
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления деятельности:
Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;
Познавательно-проектная деятельность;
Экспедиционно-музейная деятельность;
Художественно-творческая деятельность.
Формы организации деятельности детей на практическом занятии:
индивидуальная
индивидуально-групповая
в группах
Формы подведения итогов –реконструкция этнокультурных явлений народного искусства (ярмарки, мастерские, традиционные праздники), оформление выставок, фотоотчеты, создание проектов.
Ш. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
В теоретической и практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры, доступные для исследования в уральском селе:
Деревенская архитектура и деревенский дом в уральских традициях (например: село Арамашево, Коптелово, Нижняя Снячиха)
Народная кукла – оберег и воспитатель (например: село Мироново, поселок Сосновый Бор Артемовскогор-на)
Национальные особенности народного костюма уральского села.
«Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы, домовая роспись и т.д.».(Историко-краеведческий музей г. Артемовский, села Артемовского г.о.)
Резьба и выжигание по дереву. (экспонаты школьного музея)
Искусство уральских гончаров (Нижние Таволги. Невьянск).
Русские валенки. (село Арамашево Сухой Лог…),
Традиционные праздники (село Мироново…).
Материальное обеспечение программы:
Компьютер, проектор, фотоаппарат, принтер, краски, карандаши, глина, пластилин, дерево…
Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса), индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка
Учебно-тематический план.
№ | Виды и направления деятельности | Содержание, темы | Количество часов |
1. | Деревенская архитектура и деревенский дом в уральских традициях | 1. Деревенский дом, его архитектурные особенности (экскурсия по селу) 2.Изучение традиций постройки дома 3. Деревянное зодчество моего села, города, края. 4.Игровая программа «Во влазины идешь, хоть иголку да несешь»(новоселье в традициях уральского села) | 4ч |
2. | Народная игрушка – оберег и воспитатель | 1.Изучение традиций изготовления кукол (экскурсия в музей) 2.Изготовление кукол-подорожниц, кукол-зернушек…) | 4ч. |
3. | Национальные особенности народного костюма уральского села. | 1.Знакомство с национальным составом уральских сел 2.Рисование и вышивание узоров в национальных традициях. | 3ч |
4. | «Народные художественные росписи: | 1. Народные мастера моего села, города, края. 2. Мой школьный историко-этнографический музей. 3. Роспись по дереву в традициях уральских мастеров | 4ч |
5 | Резьба и выжигание по дереву. | 1.Посещение выставок, просмотр фотографий по теме, встреча с мастерами 2. Изучение приемов выжигания и резьбы. 3. Выполнение простейших приемов выжигания по дереву. | 4ч |
6 | Искусство уральских гончаров | 1.знакомство с процессом изготовления гончарных изделий. Экскурсия в Нижние Таволги или в музей 2.Лепка из пластилина или глины и оформление изделий | 4ч |
7 | Русские валенки. | 1.Экскурсия в пимокатную мастерскую или встреча с мастерами 2.Украшение валенок из бумаги орнаментом разными способами 3.Украшение детских валенок вышивкой или вышивка пометки на валенке в виде узора | 3ч |
8 | Традиционные праздники. | 1.Посещение музеев, праздников 2.организация народных игр и праздников в народных традициях | 4ч |
9 | Исследовательская деятельность | 1.Выбор темы для исследования 2.Создание индивидуальных и коллективных проектов по выбранной теме 3.Защита проектов перед участниками группы и родителями | 4ч |
| Итого часов: | | 34ч |
Методическое обеспечение программы:
Бобрихин А.А., Коновалова О.Д. и др. Народное искусство Урала. Традиционный костюм Екатеринбург: «Издательство «Баско»2006
Боровкова А. В. Радостное творчество: [карта промыслов и ремесел Сысертского района Свердловской области] // Деревня - родина нашего детства. - Екатеринбург, 2002
Назаров А. Г. Народные промыслы Каменного пояса. - Реж : Лазурь, 2011.
Крживицкая Э. «Художественная культура Урала»Екатеринбург.Сократ.2003
Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. – Екатеринбург, Дом учителя, 1999.
«Школа рисования для начинающих. Рисуем орнаменты» Издательство «Оникс», 2006.
Бобрихин А.А. и др. Народные ремесла на Урале.Электронное приложение к УМК «Урал. Человек. Истоки»
Бобрихин А.А. и др. Народные праздники на Урале.Электронное пособие (DVD)
И Мурзина, А. Мурзин «Художественная культура Урала» Электронное учебное пособие. DVD
elar.urfu.ru›bitstream/10995/1030/1/umk_2005,
zema.su›blog/kak…valenki-v-g…sverdlovskoi-oblasti
aramashevo-muzey.ru
muzeimirona.ru
tavolgatur.ru
Приложения.
Арамашево. Праздник Русского Валенка в Арамашево 6 января 2015г. в 13.00 В программе: · Деревенская ярмарка · Выступление фольклорных коллективов · Зимние игры и забавы · Мастер-класс по валянию сувенирного валенка

Село МироновоОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

Нижние Таволги. Невьянск.

Сухой Лог. Пимокатная мастерская.

8