СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Введение в физику и астрономию как основу познания современной техники" для общеобразовательной школы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ И АСТРОНОМИЮ КАК  ОСНОВУ ПОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ»

Пояснительная записка

«Введение в физику и астрономию как основу познания современной техники» - очно - дистанционный курс, предназначенный для учащихся седьмых классов общеобразовательных школ.

Данная программа предназначена для ознакомления учащихся с широким кругом физических явлений. Предлагаемый курс способствует развитию кругозора учащихся, повышает интерес к познанию законов природы, реализует естественную тягу современных учащихся к овладению сложной бытовой техникой, к познанию физики, как основы современной техники, формирует научное мировоззрение семиклассников, знакомит их с основными методами познания.

Цели и задачи курса

В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» в разделе «Ожидаемые результаты» указывается, что казахстанская система образования должна обеспечить доступность и преемственность всех видов образования.

Однако тщательный анализ ныне действующих программ «Познание мира» (1-4 классы), «Естествознание 5», «Физика и астрономия 7» говорит о том, что в сложившейся структуре естественнонаучного  образования просматривается разрыв в цепочке физического образования, что приводит к забыванию основных физических понятий семиклассниками, изученных ими и курсах «Познание мира» и «Естествознание». Это создает определенные трудности в процессе усвоения учащимися стабильного курса физики  и астрономии в седьмом классе. Понято, что непрочное усвоение основных положений науки в седьмом классе приводит к ухудшению восприятия курса в течение всего периода обучения физике.

В связи с этим,  я считаю, что одной из основных целей предлагаемого курса является систематизация, обобщение и корректировка знаний учащихся по физике и астрономии, полученных в процессе изучения курса «Познание мира 1-4 » и «Естествознание -5» и выделения из них физической компоненты, предварительное знакомство с языком физики и основными методами познания, подготовка учащихся к осознанному восприятию стабильного  курса «Физика и астрономия 7 – 9»

Методика изложения данного курса дифференцирована с учетом возрастных особенностей семиклассников и ориентирована не столько на заучивание, сколько на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности учащихся по применению изучаемого материала.

Содержание курса:

Раздел 1.

Введение - 6 часов

 Раздел 2.

 Тела и вещества - 8 часов.

Самостоятельные  лабораторные работы:

1.Наблюдение процесса диффузии

2. Измерение периода колебаний маятника

Раздел 3.

Взаимодействие тел -12 час

Самостоятельные  лабораторные работы:

  1. Наблюдение зависимости силы трения от силы тяжести и вида соприкасающихся поверхностей.

  2. Определение давления на опору прямоугольного бруска

    Раздел 4.

    Изучаем физические явления - 6 часов

    Самостоятельные  лабораторные работы:

    5 .Определение средней скорости движения бруска

    Раздел 5.

    Работа и энергия - 2 часа

    ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Дата

№ урока

Наименование тем и разделов

Форма проведения и дистанционное сопровождение

ИКТ

 

 

 

Количество

часов

из них

Образовательный продукт

теор.

практ.

Раздел 1.Введение.

 

  1.  

Природа и человек.

Лекция

Презентация

0,5

0,5

Конспект, разработка слайда по теме

 

  1.  

Что изучает физика?

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Презентация

0,5

0,5

Отчет  по ЭР №1.

Конспект.

 

  1.  

Что изучает астрономия?

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Презентация

0,5

0,5

Создание презентации из слайдов по теме 1,2,3

 

  1.  

Как человек отражает мир?

Лекция

Презентация

0,5

0,5

Отчет  по ЭР №2.

Конспект

 

  1.  

Измерительные приборы. Цена деления прибора.

Демонстрация приборов 

Презентация,

видеофрагмент

 

1

Конспект.

 

  1.  

Решение задач

 

 

 

1

Конспект

Раздел 2. Тела и вещества

 

  1.  

Характеристика тела и вещества.

Лекция

 

0,5

0,5

Конспект, отчет по ЭР № 3

 

  1.  

Температура и способы её измерения. Температура звёзд и Солнца

Лекция

 

1

 

Конспект

 

  1.  

Длительность процессов в природе .Способы измерения времени.

Лекция

Видеофрагмент

1

 

Конспект

 

  1.  

Лабораторная работа №1  «Определение периода колебаний математического маятника »

Практическое занятие

 

 

1

Отчет по ЛР № 1

 

  1.  

Строение вещества. Молекулы и атомы.

 

Видеофрагмент

1

 

Конспект

 

  1.  

Явление диффузии. Лабораторная работа № 2 « Наблюдение процесса диффузии»

Практическое занятие

Видеофрагмент

 

1

Конспект, отчет по ЛР № 2

 

  1.  

Взаимодействие частиц вещества.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Видеофрагмент

1

 

Конспект

 

  1.  

Понятие о строении атома.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

 

1

 

Презентация «Строение атома»

Раздел 3.Взаимодействие тел

 

  1.  

Инерция. Инертность. Масса.

Лекция

 

12ч

1

 

Конспект

 

  1.  

Изменение формы и скорости тел при взаимодействии. Действие и противодействие.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

анимация

0,5

0,5

Конспект

 

  1.  

Гравитационное взаимодействие и вселенная.Сила тяжести.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

видеофрагмент

1

 

Конспект

 

  1.  

Сила как характеристика взаимодействия. Зависимость силы упругости от деформации. Динамометр. Единица измерения силы. Вес тела.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Презентация

0,5

0,5

Конспект

 

  1.  

Сила трения. Зависимость силы трения от величины силы тяжести и качества обработки поверхности.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Анимация

 

0,5

0,5

Сообщение по теме «Учет силы трения в быту, технике и природе »

 

  1.  

Контрольное тестирование

 

Электронное тестирование

 

1

 

 

  1.  

Электрические силы. Виды электрических зарядов и их взаимодействие

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Анимация

1

 

Конспект

 

  1.  

Магнитное взаимодействие .Лабораторная работа № 3 «Наблюдение зависимости силы трения от величины силы тяжести и качества обработки поверхности»

Лекция. Практическое занятие.

Видеофрагмент

0,5

0,5

Конспект, отчет по ЛР № 3

 

  1.  

Давление. Единицы давления.

Лекция

Презентация

1

 

Конспект

 

  1.  

Лабораторная работа № 4 «Определение давления бруска прямоугольной формы на опору»

Практическое занятие

 

 

1

Отчет по ЛР № 4

 

  1.  

Давление жидкости на погруженное в них тело.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Видеофрагмент

0,5

0,5

Конспект

 

  1.  

Решение задач

 

 

 

1

Конспект

Раздел 4.Изучаем физические явления

 

  1.  

Механическое движение и его характеристики.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Анимация

 

1

 

Конспект

 

  1.  

Лабораторная работа № 5 «Определение средней скорости движения бруска »

Практическое занятие

 

 

1

Отчет по ЛР № 5

 

  1.  

Движение планет .Космические скорости.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Видеоролик

1

 

Сообщение и презентация по теме «Особенности движения планет»

 

  1.  

Тепловые явления. Учет теплового расширения в технике.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Видеоролик

 

1

 

Конспект

 

  1.  

Звуковые явления. Источники звука. Эхо.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Презентация

1

 

Конспект

 

  1.  

Голос и слух. Гортань и ухо. Профилактика заболеваний органов слуха.

 

Презентация

1

 

Конспект

Раздел 5. Работа и энергия

 

  1.  

Что такое работа?

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Видеофрагмент

0,5

0,5

Конспект

 

  1.  

Когда тело может совершить работу? Понятие об энергии

Самостоятельная работа с дополнительной литературой

Электронное тестирование

0,5

0,5

Конспект

ИТОГО:

 

 

 

 

34