Авторская программа "Дорога успеха"
Пояснительная записка
Современная политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в воспитании нового типа личности – человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Для формирования и развития этих умений необходимо организовать систему занятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков.
На сегодняшний день большинство подростков не занимаются своим здоровьем – часами сидят за компьютером и телевизором, в итоге получая различные хронические заболевания, а все это происходит в основном из-за того, что они не могут самоутвердиться в обществе и коллективе сверстников. Поэтому эта программа рассчитана на то чтобы воспитать не только психологически, но и физически здоровую личность.
В основе программы «Дорога успеха» лежит убеждение в том, что лидерами не рождаются – лидерами становятся.
Данная программа рассчитана на высокомотивированных детей подросткового возраста учащихся в общеобразовательной школе. Программу можно использовать как для специально отобранных групп, так и для работы в классах. Программа является дополнительным образованием детей.
Отличие предложенной программы от других состоит в том, что она в достаточно короткий срок позволяет максимально совершенствовать все необходимые для личностного роста качества.
Курс «Дорога успеха» включает в себя беседы и практические занятия. Предполагается самостоятельная работа, социально-значимые дела и волонтёрская деятельность учащихся.
Основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, тренинги, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры.
Занятия составлены с учетом особенностей подросткового возраста и включают множество психологических игр и упражнений. Игровая модель ведения занятий позволяет сделать процесс обучения и развития увлекательным, интересным, помогает преодолевать различного рода препятствия, возникающие в процессе занятий. В конце каждого урока обязательно проводиться рефлексия в качестве системы оценки достижений учащихся за прошедшее занятие.
В реализации программы участвуют педагог, пользующийся авторитетом среди старшеклассников и их родителей, педагог – психолог учреждения либо психолог социальных служб муниципального образования (если в учреждении отсутствует штатный педагог-психолог) и педагог-организатор.
Программа рассчитана на 12 занятий по 2 академических часа.
Цель программы «Дорога успеха» – способствовать социализации личности, сформировать лидерские качества. Программа направлена на развитие социальной активности подростков, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности в современном обществе.
Задачи:
самопознание и развитие мотивации к самосовершенствованию;
развитие творческих и интеллектуальных способностей;
формирование основ для жизненного определения подростков;
формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя;
формирование и развитие лидерских качеств;
получение опыта лидерства, руководства;
развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе;
обучение совместной деятельности;
развитие инициативы;
снижение уровня конфликтности;
умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Здравствуйте | 80 мин |
2 | Самопознание | 80 мин |
3 | Я в мире людей | 80 мин |
4 | Искусство речи (голос, быстрота вербальных ассоциаций) | 80 мин |
5 | Навыки общения (умение грамотно выражать свои мысли) | 80 мин |
6 | Искусство спора | 80 мин |
7 | Слагаемые творчества (творческие способности) | 80 мин |
8 | Слагаемые творчества (интеллектуальные способности) | 80 мин |
9 | Взаимодействие | 80 мин |
10 | Взаимодействие | 80 мин |
11 | Я – лидер | 80 мин |
12 | Я – победитель | 80 мин |
Ожидаемые результаты:
Подростки, освоившие данный курс:
Знают:
основные функции и характеристики лидерства, закономерности формирования лидерских качеств;
элементарные знания по психологии эмоций, психологии общения, осознание необходимости заниматься саморазвитием;
стратегию управления своим внутренним миром;
диалогические методы влияния на людей;
способы саморазвития лидера.
Умеют:
принимать рационально-управленческие решения;
проводить самодиагностику своего лидерского потенциала и определять типы лидеров;
выстраивать диалогические отношения с людьми;
выявлять собственный опыт формирования имиджа и предъявлять свои личностно-деловые качества;
управлять эмоциональным состоянием;
осознанно построить коммуникативное пространств.
Владеют:
техникой речи;
приемами бесконфликтного поведения со сверстниками;
способами ослабления конфликтных ситуаций;
техникой публичного выступления.
ШАГ 1. Здравствуйте
Цель: сформировать представление об истинном лидерстве.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Информация о целях программы и правилах работы в группе | Пакет с правилами работы в группе |
2 | «Представление». Размышление «Что такое лидерство?» | Булавки, фломастеры, бумага |
3 | Информация психолога «Кто такой лидер?». Игра «Джеффа» | Плакаты со схемами по лидерству. Плакаты «Да», «Нет», «Может быть» |
4 | Рукопожатие | |
5 | Рисунок «Лидер» | Листы ватмана, фломастеры |
ШАГ 2. Самопознание
Цель: формировать стремление к самопознанию, возможности распознавать личностные качества и качества окружающих, стремление к взаимодействию с другими людьми.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами. Постановка цели | |
2 | Игра-активатор «Назови имя» | Мячик |
3 | Игра «Я люблю, я не люблю». «20 Я» | Листы бумаги, фломастеры |
4 | Игра-активатор «Привет» | |
5 | Игры «Ассоциации», «Ладошка» | Листочки, фломастеры |
ШАГ 3. Я в мире людей
Цели: познакомить с упражнениями, развивающими и укрепляющими мышцы тела, умение двигаться; научить разбираться в невербальных сигналах.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами. Постановка цели | |
2 | Игра «Море волнуется...» | |
3 4 | Игра «Найди пару». Сообщение «Невербальный язык общения» | Картинки с изображением мимики и жестов |
5 | Гимнастика Гермеса | |
6 | Игра «Скульптура». «Пойми меня» (пантомима) | |
ШАГ 4. Искусство речи
Цель: познакомить с упражнениями, развивающими и укрепляющими голосовые связки, дикцию, умение быстро и правильно строить речевые сообщения.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами. Постановка цели | Плакаты с афоризмами об ораторском искусстве |
2 | Игра-активатор «Скороговорки» | Тексты скороговорок |
3 | Сообщение ведущего. Упражнения с голосом. Актерское чтение | Тексты |
4 | Игра «Перебежки» | |
5 | Игры с «лимоном». Игра «Рассказ по кругу» | Листочки бумаги, ручки |
ШАГ 5. Навыки общения
Цель: продолжить знакомство с упражнениями, развивающими и укрепляющими голосовые связки, дикцию, умение быстро и правильно строить речевые сообщения.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами. Постановка цели | |
2 | Проверка и обсуждение домашнего задания | |
3 | Игра «Паровозик». Игра « Теремок» | Дидактическая игра «Паровозик» |
4 | Упражнения для голоса | Материал прошлого занятия |
5 | Упражнение «Выражение мысли другими словами». Игра «Интервью» | |
ШАГ 6. Искусство спора
Цель: научить отстаивать свою точку зрения, аргументировать, разбираться в уловках противника, владеть собой во время спора.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами. Постановка цели | |
2 | Игра «Мальчики и девочки» | |
3 | Теория Игра «Любимое время года» | Правила спора |
4 | Игра «Броуновское движение» | |
5 | Теория «Нейтрализация некорректных действий». Упражнение «Защита от некорректных аргументов» | Список некорректных действий |
ШАГ 7. Слагаемые творчества
Цель: развивать творческие способности.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Постановка цели | |
2 | Игра «Знакомство» | |
3 | Игра «Неоконченный рисунок». Игра «Укрась слово» | Листы бумаги, фломастеры |
4 | Разминка | |
5 | Игра «Аукцион ассоциаций». Игра «Создай свой мир» | Листы бумаги, ручки. Краска, кисти, фломастеры, бумага, ножницы, иголки |
6 | Рефлексия. Дерево настроения | Клубок с нитками. Цветные яблоки, скрепки |
ШАГ 8. Слагаемые творчества (продолжение)
Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами. Постановка цели. | |
2 | Логические задачи | |
3 | Игра «Как использовать?» | Листы бумаги |
4 | Игра «Я знаю три. . . » | Мячик |
5 | Игра «Неоконченный рисунок». Мозговой штурм «Выдвижение гипотез» | |
6 | Обмен чувствами | |
ШАГ 9. Взаимодействие
Цель: научить ребят сообща принимать решения, выполнять совместные действия.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами | Пакет с правилами работы в группе |
2 | Упражнения-активаторы Счет», «Стулья» | |
3 | Информация психолога «Взаимодействие». Игра «Башня» | Плакаты со схемами. Бумага, скотч, скрепки, трубочки для коктейля |
4 | Игра «На плоту» | Газеты |
5 | Игра «Информация» | |
ШАГ 10. Взаимодействие (продолжение)
Цель: научить ребят сообща принимать решения, выполнять совместные действия.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами | |
2 | Упражнение «Гомеостат на пальцах» | |
3 | Игра «Кораблекрушение». Рефлексия | Списки предметов |
4 | Игра-активатор «У дядюшки Абрама» | |
5 | Игра «Необитаемый остров». Рефлексия | |
6 | Выводы, подведение итогов | Ватман, листы бумаги, описание условий |
ШАГ 11. Я – лидер
Цель: нацелить на успешную деятельность в школе и в дальнейшей жизни.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами | |
2 | Игра-активатор «Круг доверия» | |
3 | Игра-активатор «Индейский вождь». Деловая игра – «Наша школа» | Бумага, канцтовары |
4 | Игра-активатор «Дракон» | |
5 | Игры «Я дарю...», «Чемодан» | |
6 | Обмен чувствами | |
ШАГ 12. Я – победитель
Цель: научить принимать решение и действовать в нестандартных ситуациях.
№ | Содержание занятия | Материал |
1 | Обмен чувствами. Постановка цели | |
2 | Игра-активатор «Горная тропа» | |
3 | Игра «Подпиши бумагу». Игра «Ярлык» | Листочки бумаги, фломастеры. «Короны» с надписями |
4 | Техника работы с татвами | |
5 | Словесное айкидо «Горячий стул» | |
Подведение итогов
Вы пришли сюда, чтобы выявить свое личное предназначение, чтобы увеличить смелость и уверенность в себе и на долгое время укрепить волю так, чтобы вы, полные оптимизма, могли идти по выбранному пути.
Шагая по своей дороге, помните:
Тяжело с теми людьми, которые ждут, что кто-то за них будет решать их проблемы и добиваться успеха.
Так же, как каждый сам за себя должен пить, и есть, так же каждый сам за себя должен добиваться успеха. Человеку можно помочь словом и делом, но идти своим путем он должен сам.
Тяжело и с теми, которые постоянно мечутся в своих поисках. По сути дела, они и не хотят ничего находить, потому что найди они свой путь, свое предназначение, свои методы, они были бы вынуждены серьезно, неуклонно и активно действовать. А пока они ищут, могут ограничиваться мечтами, развлечениями и теоретизированием.
Вот такова истинная причина того, что они мечутся в поисках и не сдвигаются с места.
Будьте успешными в жизни. Размышляя над вопросами о том, что такое успех, попробуйте ответить на вопросы:
– Бетховен был преуспевающим человеком, добившимся успеха потому, что он обладал деньгами, или потому, что он писал свою изумительную музыку?
– Роберт Кох был человеком, добившимся успеха потому, что он был владельцем дома, или потому, что открыл туберкулезную палочку?
Успех – это противоположность корыстолюбию. Кто в жизни постоянно озабочен только собственными выгодами, тот может впасть в депрессию. Такой человек теряет свою ценность.
Мы же знаем, что человек – это такое существо, которое само определяет свою ценность – через пользу, которую создает.
Будьте успешными людьми!
Приложение 1
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189 с. – (Классное руководство).
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000г.
3. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 168с.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 112с. – (Педагогика. Психология. Управление).
5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия». – 432с.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2001. – 352с.
7. Прохоров А.О. Методики диагностики психических состояний личности.: Учебно-методическое пособие. – Казань, 200. 87 стр.
8. Психологическая диагностика нормативов возрастного развития. Методическое пособие для психологов общеобразовательных учреждений / Под редакцией О.К. Репиной, А.А. Либермана. Набережные Челны, 2004.
9. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт. Сост. Е.П. Картушина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239с.
10. Талипова О.А. Методическое руководство по реализации программы «Психологическое здоровье детей в условиях летнего лагеря» (часть 1). – Нижнекамск: «Таглимат», 2003, – 84с.