СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Дорога успеха"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе программы «Дорога успеха» лежит убеждение в том, что лидерами не рождаются  –  лидерами становятся.

Данная программа рассчитана на высокомотивированных детей подросткового возраста учащихся в общеобразовательной школе. Программу можно использовать как для специально отобранных групп, так и для работы в классах. Программа является дополнительным образованием детей.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Дорога успеха"»

Авторская программа "Дорога успеха"



Пояснительная записка

Современная политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в воспитании нового типа личности  –  человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимо­действовать с другими членами общества. Для формирования и развития этих умений необходимо организовать систему за­нятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков.

На сегодняшний день большинство подростков не занимаются своим здоровьем – часами сидят за компьютером и телевизором, в итоге получая различные хронические заболевания, а все это происходит в основном из-за того, что они не могут самоутвердиться  в обществе и коллективе сверстников. Поэтому эта программа рассчитана на то чтобы воспитать не только психологически, но и физически здоровую личность.

В основе программы «Дорога успеха» лежит убеждение в том, что лидерами не рождаются  –  лидерами становятся.

Данная программа рассчитана на высокомотивированных детей подросткового возраста учащихся в общеобразовательной школе. Программу можно использовать как для специально отобранных групп, так и для работы в классах. Программа является дополнительным образованием детей.

Отличие предложенной программы от других состоит в том, что она в достаточно короткий срок позволяет максимально совершенствовать все необходимые для личностного роста качества.

Курс «Дорога успеха» включает в себя беседы и практические занятия. Предполагается самостоятельная работа, социально-значимые дела и  волонтёрская деятельность учащихся.

Основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, тренинги, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры.

Занятия составлены с учетом особенностей подросткового возраста и включают множество психологических игр и упражнений. Игровая модель ведения занятий позволяет сделать процесс обучения и развития увлекательным, интересным, помогает преодолевать различного рода препятствия, возникающие в процессе занятий. В конце каждого урока обязательно проводиться рефлексия в качестве системы оценки достижений учащихся за прошедшее занятие.

В реализации программы участвуют педагог, пользующийся авторитетом среди старшеклассников и их родителей, педагог – психолог учреждения  либо психолог социальных служб муниципального образования (если в учреждении отсутствует штатный педагог-психолог) и педагог-организатор. 

Программа рассчитана на 12 занятий по 2 академических часа.

Цель  программы «Дорога успеха»  –  способствовать социализации личности, сформировать лидерские качества. Программа направлена на развитие социальной активности подростков, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности в современном обществе.

Задачи:

  • самопознание и развитие мотивации к самосовершенствованию;

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей;

  • формирование основ для жизненного определения подростков;

  • формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя;

  • формирование и развитие лидерских качеств;

  • получение опыта лидерства, руководства;

  • развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе;

  • обучение совместной деятельности;

  • развитие инициативы;

  • снижение уровня конфликтности;

  • умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.

Тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Здравствуйте

80 мин

2

Самопознание

80 мин

3

Я в мире людей

80 мин

4

Искусство речи (голос, быстрота вербальных ассоциаций)

80 мин

5

Навыки общения (умение грамотно выра­жать свои мысли)

80 мин

6

Искусство спора

80 мин

7

Слагаемые творчества (творче­ские способности)

80 мин

8

Слагаемые творчества (интеллек­туальные способности)

80 мин

9

Взаимодействие

80 мин

10

Взаимодействие

80 мин

11

Я – лидер

80 мин

12

Я – победитель

80 мин

Ожидаемые результаты:

Подростки, освоившие данный курс:

Знают:

  • основные функции и характеристики лидерства, закономерности формирования лидерских качеств;

  • элементарные знания по психологии эмоций, психологии общения, осознание необходимости заниматься саморазвитием;

  • стратегию управления своим внутренним миром;

  • диалогические методы влияния на людей;

  • способы саморазвития лидера.

Умеют:

  • принимать рационально-управленческие решения;

  • проводить самодиагностику своего лидерского потенциала и определять типы лидеров;

  • выстраивать диалогические отношения с людьми;

  • выявлять собственный опыт формирования имиджа и предъявлять свои личностно-деловые качества;

  •  управлять эмоциональным состоянием;

  •  осознанно построить коммуникативное пространств.

Владеют:

  • техникой речи;

  • приемами бесконфликтного поведения со сверстниками;

  • способами ослабления конфликтных ситуаций;

  • техникой публичного выступления.

ШАГ 1. Здравствуйте

Цель: сформировать представление об истинном лидерстве.

Содержание занятия

Материал

1

Информация о целях программы и правилах работы в группе

Пакет с правилами работы в группе

2

«Представление». Размышление «Что такое лидерство?»

Булавки, фломастеры, бумага

3

Информация психолога «Кто такой лидер?».
Игра «Джеффа»

Плакаты со схемами по лидерству.
Плакаты «Да», «Нет», «Может быть»

4

Рукопожатие

 

5

Рисунок «Лидер»

Листы ватмана, фломастеры

ШАГ 2. Самопознание

Цель: формировать стремление к самопознанию, возможности распознавать личностные качества и качества окружающих, стремление к взаимодействию с другими людьми.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами. Постановка цели

 

2

Игра-активатор «Назови имя»

Мячик

3

Игра «Я люблю, я не люблю». «20 Я»

Листы бумаги, фломастеры

4

Игра-активатор «Привет»

 

5

Игры «Ассоциации», «Ладошка»

Листочки, фломастеры

ШАГ 3. Я в мире людей

Цели: познакомить с упражнениями, развивающими и укрепляющими мышцы тела, умение двигаться; научить разбираться в невербальных сигналах.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами. Постановка цели

 

2

Игра «Море волнуется...»

 

3
4

Игра «Найди пару».
Сообщение «Невербальный язык общения»

Картинки с изображением мимики и жестов

5

Гимнастика Гермеса

 

6

Игра «Скульптура». «Пойми меня» (пантомима)

 

ШАГ 4. Искусство речи

Цель: познакомить с упражнениями, развивающими и укрепляющими голосовые связки, дикцию, умение быстро и правильно строить речевые сообщения.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами. Постановка цели

Плакаты с афоризмами об ораторском искусстве

2

Игра-активатор «Скороговорки»

Тексты скороговорок

3

Сообщение ведущего.
Упражнения с голосом.
Актерское чтение

Тексты

4

Игра «Перебежки»

 

5

Игры с «лимоном».
Игра «Рассказ по кругу»

Листочки бумаги, ручки

ШАГ 5. Навыки общения

Цель: продолжить знакомство с упражнениями, развивающими и укрепляющими голосовые связки, дикцию, умение быстро и правильно строить речевые сообщения.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами. Постановка цели

 

2

Проверка и обсуждение домашнего задания

 

3

Игра «Паровозик». Игра « Теремок»

Дидактическая игра «Паровозик»

4

Упражнения для голоса

Материал прошлого занятия

5

Упражнение «Выражение мысли другими словами».
Игра «Интервью»

 

ШАГ 6. Искусство спора

Цель: научить отстаивать свою точку зрения, аргументировать, разбираться в уловках противника, владеть собой во время спора.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами. Постановка цели

 

2

Игра «Мальчики и девочки»

 

3

Теория
Игра «Любимое время года»

Правила спора

4

Игра «Броуновское движение»

 

5

Теория «Нейтрали­зация некорректных действий».
Упражнение «За­щита от некоррект­ных аргументов»

Список некорректных действий

ШАГ 7. Слагаемые творчества

Цель: развивать творческие способности.

Содержание занятия

Материал

1

Постановка цели

 

2

Игра «Знакомство»

 

3

Игра «Неоконченный рисунок».
Игра «Укрась слово»

Листы бумаги, фломастеры

4

Разминка

 

5

Игра «Аукцион ассоциаций».
Игра «Создай свой мир»

Листы бумаги, ручки.
Краска, кисти, фломастеры, бумага, ножницы, иголки

6

Рефлексия. Дерево настроения

Клубок с нитками. Цветные яблоки, скрепки

ШАГ 8. Слагаемые творчества (продолжение)

Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами. Постановка цели.

 

2

Логические задачи

 

3

Игра «Как использо­вать?»

Листы бумаги

4

Игра «Я знаю три. . . »

Мячик

5

Игра «Неоконченный рисунок».
Мозговой штурм «Выдвижение гипотез»

 

6

Обмен чувствами

 

ШАГ 9. Взаимодействие

Цель: научить ребят сообща принимать решения, выпол­нять совместные действия.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами

Пакет с правилами работы в группе

2

Упражнения-активаторы Счет», «Стулья»

 

3

Информация психолога «Взаимодействие».
Игра «Башня»

Плакаты со схемами.
Бумага, скотч, скрепки, трубочки для коктейля

4

Игра «На плоту»

Газеты

5

Игра «Информация»

 

ШАГ 10. Взаимодействие (продолжение)

Цель: научить ребят сообща принимать решения, выпол­нять совместные действия.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами

 

2

Упражнение «Гомеостат на пальцах»

 

3

Игра «Кораблекрушение». Рефлексия

Списки предметов

4

Игра-активатор «У дядюшки Абрама»

 

5

Игра «Необитаемый остров». Рефлексия

 

6

Выводы, подведение итогов

Ватман, листы бума­ги, описание условий

ШАГ 11. Я – лидер

Цель:   нацелить  на успешную деятельность  в  школе и в дальнейшей жизни.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами

 

2

Игра-активатор «Круг доверия»

 

3

Игра-активатор «Индейский вождь».
Деловая игра – «Наша школа»

Бумага, канцтовары

4

Игра-активатор «Дракон»

 

5

Игры «Я дарю...», «Чемодан»

 

6

Обмен чувствами

 

ШАГ 12. Я – победитель

Цель: научить принимать решение и действовать в нестан­дартных ситуациях.

Содержание занятия

Материал

1

Обмен чувствами. Постановка цели

 

2

Игра-активатор «Горная тропа»

 

3

Игра «Подпиши бумагу».
Игра «Ярлык»

Листочки бумаги, фломастеры.
«Короны» с надписями

4

Техника работы с татвами

 

5

Словесное айкидо «Горячий стул»

 

Подведение итогов

Вы пришли сюда, чтобы выявить свое личное предназначение, чтобы увеличить смелость и уверенность в себе и на долгое время укрепить волю так, что­бы вы, полные оптимизма, могли идти по выбранному пути.
Шагая по своей дороге, помните:
Тяжело с теми людьми, которые ждут, что кто-то за них будет решать их проблемы и добиваться успеха.
Так же, как каждый сам за себя должен пить, и есть, так же каждый сам за себя должен добиваться успеха. Человеку можно помочь словом и делом, но идти своим путем он должен сам.
Тяжело и с теми, которые постоянно мечутся в своих поисках. По сути дела, они и не хотят ничего находить, потому что найди они свой путь, свое предназначение, свои методы, они были бы вынуждены серьезно, неуклонно и активно действовать. А пока они ищут, могут ограничиваться мечтами, развлечениями и теоретизированием.
Вот такова истинная причина того, что они мечутся в поисках и не сдвигаются с места.
Будьте успешными в жизни. Размышляя над вопросами о том, что такое успех, попробуйте ответить на вопросы:
– Бетховен был преуспевающим человеком, добившимся успеха потому, что он обладал деньгами, или потому, что он писал свою изумительную музыку?
– Роберт Кох был человеком, добившимся успеха потому, что он был владельцем дома, или потому, что открыл туберкулезную палочку?
Успех – это противоположность корыстолюбию. Кто в жизни постоянно озабочен только собственными выгодами, тот может впасть в депрессию. Такой человек теряет свою ценность.
Мы же знаем, что человек – это такое существо, которое само определяет свою ценность – через пользу, которую создает.
Будьте успешными людьми!

Приложение 1

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189 с. – (Классное руководство).
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000г.
3. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 168с.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 112с. – (Педагогика. Психология. Управление).
5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия». – 432с.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2001. – 352с.
7. Прохоров А.О. Методики диагностики психических состояний личности.: Учебно-методическое пособие. – Казань, 200. 87 стр.
8. Психологическая диагностика нормативов возрастного развития. Методическое пособие для психологов общеобразовательных учреждений / Под редакцией О.К. Репиной, А.А. Либермана. Набережные Челны, 2004.
9. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт. Сост. Е.П. Картушина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239с.
10. Талипова О.А. Методическое руководство по реализации программы «Психологическое здоровье детей в условиях летнего лагеря» (часть 1). – Нижнекамск: «Таглимат», 2003, – 84с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!